В Комитете Сената рассмотрели законопроекты по вопросам образования
В Комитете Сената рассмотрели законопроекты по вопросам образования
На расширенном заседании Комитета по социально-культурному развитию и науке рассмотрен в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений».
Законопроект разработан во исполнение Послания Президента народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», 78 шага Плана нации «100 конкретных шагов», а также в реализацию Пяти социальных инициатив Главы государства.
Документ направлен на расширение академической, управленческой и финансовой самостоятельности высших учебных заведений, повышение их конкурентоспособности с учетом опыта Назарбаев Университета, а также на повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий проживания студенческой молодежи.
Для расширения академической самостоятельности предусмотрены компетенции по наделению высших учебных заведений полномочиями в определении вопросов содержания образовательных программ, перевода и восстановления обучающихся, форм договора оказания образовательных услуг и проведения профессиональной практики.
В вопросах управленческой и финансовой самостоятельности устанавливаются нормы, регулирующие вопросы найма на работу, определения структуры вуза, преобразования коммерческих организаций высшего и послевузовского образования в некоммерческие организации, осуществления вузами коммерческой деятельности, а также исключительной компетенции совета директоров в вузах.
Для эффективной реализации основных положений законопроекта предусматривается ряд поправок в части: - перехода вузов на новый вид лицензирования образовательной деятельности в соответствии с новым классификатором по направлениям подготовки кадров; - осуществления обучения по образовательным программам высшего и послевузовского образования только в формах очного обучения; - признания результатов обучения через формальное и неформальное образование в целях реализации принципа обучения через всю жизнь; - уточнения понятий видов вузов «академия», «институт», «университет»; - выведения из общих процедур государственных закупок приобретения вузами услуг аккредитационных органов.
В рамках реализации третьей социальной инициативы Главы государства касательно строительства новых студенческих общежитий внесены поправки, предусматривающие: - улучшение условий проживания студенческой молодежи; - признание банками второго уровня в качестве твердого залога договоров государственного-частного партнерства; - сохранность счетов, предназначенных для зачисления компенсации инвестиционных затрат.
Также сенаторы рассмотрели в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования».
Предусмотренные документом поправки вносятся в Трудовой кодекс, законы «Об образовании» и «О минимальных социальных гарантиях и их стандартах». В частности, предлагается ввести определение программы нравственно-духовного образования «Самопознание», в рамках которой осуществляется воспитательная деятельность по формированию мировоззрения молодого поколения казахстанцев, основанного на национальных и общечеловеческих ценностях.
В связи с внедрением дуального обучения законопроект предусматривает закрепление следующих понятий: производственное обучение, наставник, слушатель, опорная школа (ресурсный центр). Кроме того, предлагаемые поправки на законодательном уровне закрепляют статус республиканского учебно-методического совета, учебно-методических объединений по профилям, что позволит усилить методическую работу по вопросам деятельности организаций технического и профессионального, послесреднего образования. Кроме того, исключаются дублирующие и устаревшие нормы, устраняются коллизии и противоречия норм законодательства в сфере технического и профессионального образования.
Документы переданы на рассмотрение Палаты.