Жители ВКО оказались на грани энергетического коллапса

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 25.06.2019 19:21 Фото: zakon.kz

Жители ВКО оказались на грани энергетического коллапса

 

Такая ситуация сложилась из-за установленного ДКРЕМ долгосрочного дефицитного тарифа.

Почти год длится судебная тяжба между Восточно-Казахстанской региональной энергетической компанией (АО «ВК РЭК») и областным Департаментом Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ. В электросетевой компании решение апелляционной инстанции о применении временного компенсационного тарифа считают ошибочным.

Суть спора сводится к тому, что в ходе проверки деятельности предприятия за 2016-2017 год, надзорный орган пришел к выводу, что около 4 млрд тенге были заработаны компанией незаконно, вследствие чего антимонопольным департаментом в отношении ВК РЭК был принят приказ «Об утверждении временного компенсирующего тарифа» на сумму 3 млрд 811 млн тенге.

Однако представители компании уверены, что органами прокуратуры и в последующем в ходе судебных разбирательств не учтен ряд важных аспектов. Прежде всего, как отмечают в компании, до 15 декабря 2017 года ВК РЭК находилось в составе холдинга АО «Самрук-Энерго», и все якобы выявленные прокуратурой нарушения, относятся именно к этому периоду.

Незаконным и необоснованным, по их оценке, является и приказ ДКРЭМ. Так как документ был издан с нарушением порядка проведения проверки, а также норм действующего законодательства.

«Согласно «Правил утверждения временного компенсирующего тарифа», приказ о применении компенсирующего тарифа выносится по итогам собственной проверки уполномоченного органа. Однако, в нарушение требований Правил, проверка на предмет соблюдения АО «ВК РЭК» исполнения инвестиционной программы осуществлена органами прокуратуры, что по нашему мнению недопустимо и нарушает наши права как субъекта естественных монополий. При расчете временного компенсирующего тарифа, Департамент исходил из необоснованно полученной АО «ВК РЭК» суммы дохода за 2016 - 2017 годы, составившей 3 496 517 000 тенге с применением ставки рефинансирования. Это явилось основанием для введения компенсирующего тарифа на услуги по передаче электрической энергии в размере 3 811 203 530 тенге. Мы считаем, что результаты проверки, которыми выявлены нарушения антимонопольного законодательства на общую сумму 3,4 млрд. тенге, являются крайне не справедливыми», - сообщила заместитель председателя правления АО «ВК РЭК» Ирина Глибина.

При этом сам приказ, по ее словам, основан на наличии кредиторской задолженности перед подрядчиками по мероприятиям инвестиционной программы на конец 2016 и 2017 годов. Данный факт трактуется прокуратурой как нецелевое использование средств. Однако представители компании утверждают об обратном.

«ВК РЭК» полностью на 100% исполнило физические работы по инвестиционной программе, что подтверждает представитель прокуратуры, который не обнаружил нарушений в физическом исполнении мероприятий инвестиционной программы за период 2016-2017 годы. Поэтому считаем данный довод прокуратуры необоснованным, абсурдным и носящим дискриминационный характер», - пояснила она.

 Исключение же аварийного запаса из фактического исполнения тарифной сметы за 2016 и 2017 годы, по оценке спикера, повлекли за собой грубое нарушение Закона «О естественных монополиях», Закона «Об электроэнергетике» в части обеспечения энергоснабжения Восточно-Казахстанской области при возникновении аварийных ситуаций. Ведь отраслевой закон в совокупности с вытекающими правилами и подзаконными актами обязывает электросетевые компании содержать аварийно-страховой запас для незамедлительного устранения аварийных ситуаций.

 «Именно наличие аварийно-страхового запаса помогло АО «ВК РЭК» оперативно устранить 2 656 и 1 977 аварийных отключений в 2016 и 2017 годы. Если не будет аварийно-страхового запаса, АО «ВК РЭК» не сможет своевременно ликвидировать аварийные ситуации, что поставит под угрозу жизнь и здоровье населения Восточно-Казахстанской области в случае невозможности своевременного восстановления энергоснабжения таких социально важных объектов как больницы, родильные дома, детские сады, школы и так далее», - добавила Ирина Глибина.

Она напомнила, что для защиты своих прав АО «ВК РЭК» 14 августа 2018 года обратилось в суд первой инстанции, который принял обоснованность доводов АО «ВК РЭК». Дополнительно к доводам АО «ВК РЭК» представители Департамента самостоятельно признали свою ошибку включения в расчет временного компенсирующего тарифа сумму налога на добавленную стоимость (НДС). Однако, несмотря на это, 25 февраля 2019 года Апелляционная судебная коллегия по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда приняла прямо противоположенное решение, полностью удовлетворив требования прокуратуры и ДКРЭМ. Более того апелляционная инстанция пришла к выводу о законности и обоснованности приказа антимонопольного ведомства «Об утверждении временного компенсирующего тарифа» и не усмотрела оснований для его отмены.

 «Постановление апелляционной судебной коллегии в дополнение к уже существующей проблеме долгосрочного дефицитного тарифа АО «ВК РЭК» по сути поставило население региона и компанию в критическую ситуацию. И тогда компания не сможет производить расчеты по своим налоговым обязательствам и обязательствам перед поставщиками за уже поставленные материалы и оказанные услуги, но также не сможет производить выплаты по заработной плате, что затронет жизнь и благополучие более 10 тыс человек, в их числе не только сотрудники АО «ВК РЭК», но и члены их семей. Учитывая это, 29 марта текущего года ВК РЭК обратилась в Верховный суд с ходатайством о пересмотре гражданского дела в кассационном порядке», - резюмировала Ирина Глибина.

 

Справка:

 

АО «ВК РЭК» является одной из крупнейших региональных электросетевых компаний, протяженность сетей превышает 34 тыс.км, площадь обслуживания составляет 283,3 км2, количество присоединенных потребителей более 507 000 (около 1 379 000 человек - население Восточно-Казахстанской области), количество сотрудников более 3000 человек. По виду деятельности относится к субъекту естественной монополии, для которого уполномоченным органом утверждены тарифы и инвестиционная программа на долгосрочный период 2016-2020 годы.

 

Мадина Асылбекова

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: