Машиностроение в Казахстане: с 2000 года объем производства увеличился в 24 раза
Машиностроение в Казахстане: с 2000 года объем производства увеличился в 24 раза
Машиностроение является приоритетной отраслью индустриально-инновационного развития страны. За годы реализации программы индустриализации машиностроение стало одной из самых динамично развивающихся отраслей: объем производства в ней увеличился почти в 3 раза и превысил отметку в 1 трлн тг в 2018 году. В 2019 году высокая динамика роста сохранилась. Подробнее о предпосылках роста, а также о развитии отрасли в целом читайте в обзорном материале Primeminister.kz.
Как сообщили в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, за годы реализации программы индустриализации в машиностроительной отрасли реализовано 114 проектов на сумму порядка 276 млрд тг и создано около 11 тыс. рабочих мест.
C 2000 года объем производства машиностроения Казахстана увеличился в 24 раза, составив по итогам 2018 года 1,1 трлн тг.
За 10-15 лет отрасль перешла от производства комплектующих и запасных частей к производству конечных видов продукции: тепловозы, электровозы, пассажирские и грузовые вагоны, грузовые и легковые автомобили, автобусы, зерноуборочные комбайны, насосное оборудование, лифты и другая высокотехнологичная продукция.
Появились новые виды продукции: локомотивы, трансформаторы, коммуникационное оборудование, оптические приборы, производство электронных деталей, производство электроосветительного оборудования и др.
Активное развитие получили автопром и железнодорожное машиностроение, значительно обновлены и усилены отрасли сельскохозяйственного, электротехнического, горнорудного и нефтегазового машиностроения.
К развитию отрасли были привлечены крупные транснациональные корпорации, такие как Alstom, General Electric, СМС-JAC Motors, Hyundai и другие. Расширена линейка выпуска продукции для экспорта (автомобильная продукция, подшипники, вентиляторы, аккумуляторы, трансформаторы, локомотивы).
Казахстан начал успешно встраиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости. К примеру, производство электротехнической продукции Schneider Electric на мощностях ТОО «Силумин-Восток», производство вентиляционного оборудования LG Electronics на ТОО «Алматинский вентиляторный завод».
Для развития кооперационных связей в апреле текущего года между Казахстаном и Российской Федерацией была принята Программа совместных действий. Она предусматривает кооперацию в ряде совместных проектов с ПАО «Камаз», АО «Петербургский тракторный завод» и др.
В апреле текущего года заложен первый камень нового завода ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» по производству легковых автомобилей марки «Hyundai». В рамках сотрудничества с китайскими партнерами планируется запуск заводов по производству шин и двигателей, которые дадут старт развитию автокомпонентной базы в нашей стране.
В 2018 г. в Казахстане было произведено свыше 6 тыс. легковых автомобилей. Половина отправлена на экспорт в другие страны. Среди них — Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан.
Машиностроение Казахстана: текущее состояние
За 8 месяцев 2019 г. было собрано порядка 30 тыс. автомобилей. По итогам 8 месяцев 2019 года рост объема производства в машиностроении составил 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре отрасли наибольшую динамику роста среди подотраслей машиностроения демонстрирует автомобилестроение. На сегодняшний день в Казахстане ведется производство всех категорий автотранспортных средств. В стране собираются 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых моделей, 22 мировых брендов.
За две пятилетки автомобилестроение стало одним из драйверов машиностроительной отрасли Казахстана. Состоялся переход от крупноузловой сборки (DKD) к мелкоузловой сборке (CKD). К примеру, внедрены технологические операции по сварке и окраске кузовов. С 2010 года удалось нарастить объемы производства в 8 раз (с 4 тыс. ед. в 2010 году до 32 тыс. ед. в 2018 году). Доля автопрома в общем объеме машиностроения достигла 19,2% против 4% в 2010 году.
Сектор электротехнического машиностроения характеризуется наиболее стабильной динамикой производства и более углубленной локализацией производства в сравнении с другими секторами машиностроения. Крупнейшие игроки сектора — Кайнар-АКБ, Alageum Electric, Казцентрэлектропровод, Казэнергокабель выпускают конкурентную продукцию, большая часть которой идет на экспорт.
В железнодорожном, сельскохозяйственном, горнорудном и нефтегазовом машиностроении Казахстана отечественные предприятия производят электровозы, локомотивы, вагоны, цельнокатаные колеса, тракторы, комбайны, сельскохозяйственную технику, различное оборудование для нефтесервисных компаний и недропользователей.
Данные отрасли характеризуются применением в производстве роботизированных сварочных комплексов (элементов Индустрии 4.0.). Яркими примерами отрасли являются ТОО «Проммашкомплект», ТОО «Казахстанская Агро Инновационная Корпорация», ТОО «Мэйкер», ТОО «Жигермунайсервис», АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» и др.
В секторе сельскохозяйственного машиностроения с 2018 г. наблюдается рост производства, которому способствовали меры государственной поддержки, такие как освобождение от уплаты НДС при реализации продукции.
Железнодорожное машиностроение начало активно развиваться в последние годы индустриализации. Также ощущается увеличение объема производства в горнорудном машиностроении, связанное с ростом производства запчастей для бурильных и проходческих машин, которые в структуре горнорудного машиностроения занимают 73%. Наблюдается значительный потенциал для развития нефтегазового машиностроения за счет импортозамещения широкой номенклатуры машиностроительной продукции.
В целом по отрасли машиностроения имеется высокий потенциал по развитию экономики. Порядка $13 млрд составляет импорт продукции машиностроения, при этом отечественный объем производства продукции составил чуть более $3 млрд.
Дорожная карта: рост производительности труда отечественного машиностроения увеличился в 2 раза
В Послании «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» Президент К. Токаев поручил повысить производительность труда как минимум в 1,7 раза. Также было поручено в рамках Госпрограммы индустриально-инновационного развития разработать комплекс мер по поддержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование.
Следует отметить, что в Дорожной карте развития машиностроения РК на 2019-2024 годы уже имеются меры по реализации указанных пунктов Послания. В июне текущего года распоряжением Премьер-Министра РК утверждена Дорожная карта развития машиностроения РК на 2019-2024 годы.
Документ разработан Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК совместно с ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана». Дорожная карта является стратегическим видением развития отрасли машиностроения на среднесрочную перспективу.
Главной целью этого документа, как отметили в ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана», является повышение конкурентоспособности отечественных машиностроительных предприятий, внедрение новых технологий и повышение экспортного потенциала отрасли.
Дорожной картой предусмотрен комплексный пакет мер поддержки, включающий в себя меры по обеспечению сырьем отечественных предприятий, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования..
В частности, одним из основных пунктов Дорожной карты является принятие Закона РК «О промышленной политике». Закон позволит проводить централизованную и сбалансированную промышленную политику на всей территории страны, систематизирует и упростит процесс и условия оказания господдержки промышленности. Инвесторы получат дополнительные стимулы для реализации проектов в обрабатывающих отраслях промышленности.
Дорожной картой предусмотрен пункт, инициирующий создание Фонда развития промышленности Казахстана при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Следует отметить, что подобные фонды успешно работают в России, Беларуси, странах Организации экономического сотрудничества и развития.
Предлагается также введение налоговых преференций для предприятий с целью модернизации существующих мощностей, а также дальнейшее наращивание экспортного потенциала отечественных предприятий. Вместе с тем немаловажная роль отведена развитию базовых производств как литье, поковка, штамповка. Предполагается запуск литейного производства в ключевых для отрасли регионах Казахстана.
В Союзе машиностроителей Казахстана подчеркнули, что в случае соответствующей поддержки, реализация указанных мероприятий будет способствовать росту объема производства и производительности труда отечественного машиностроения в 2 раза. Увеличение объема экспорта в 1,2 раза.
Всего Дорожной картой предусмотрено 57 мероприятий, которые распределены по 11 направлениям.