В Мажилисе презентованы поправки по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
В Мажилисе презентованы поправки по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Сегодня в Мажилисе Министерство финансов презентовало депутатам законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Выступивший с докладом вице-министр Канат Баедилов отметил, что Казахстан, как и другие страны, должен бороться с отмыванием доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения. При этом важно, чтобы национальная система финансового мониторинга соответствовала международным стандартам. - Соответствует или нет, на этот вопрос мы получим ответ по результатам оценки Республики Казахстан Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которую наша страна должна пройти в 2021-2022 годах, - пояснил вице-министр.
Вместе с тем, отметил он, для успешного прохождения взаимной оценки ЕАГ Казахстану необходимо законодательно закрепить ряд новых стандартов, в том числе рекомендации, полученные в результате предыдущего раунда оценок.
В целях совершенствования действующих механизмов, относящихся к противодействию финансированию терроризма, законопроектом предусмотрено:
1. изменение порядка формирования Перечня организаций и лиц, причастных к финансированию терроризма в части получения сведений непосредственно от Комитетов Совбеза ООН и расширение оснований для исключения из Перечня.
2. полномочие государственных органов отказывать лицам из Перечня в государственной регистрации морских судов и регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов.
3. расширение списка операций, которые не подпадают под меры по замораживанию в отношении лиц из Перечня и членов их семей - для обеспечения их жизнедеятельности.
Эти нормы должны способствовать исправлению лиц, осужденных за финансирование терроризма, полного отхода таких лиц от идей экстремизма и терроризма и их адаптации в обществе. Для реализации международных стандартов ФАТФ в законопроект включены новеллы, связанные с защитой некоммерческого сектора от использования в целях финансирования терроризма. Предлагаемые меры в сфере ПОД/ФТ будут распространяться на благотворительные организации, а также религиозные объединения, обращающиеся за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями.
Некоммерческие организации будут обязаны:
1. осуществлять переводы денег по обращению третьих лиц либо по собственной инициативе через организации, подлежащие регулированию и надзору;
2. представлять по запросу КФМ информацию, необходимую для проведения финансового мониторинга;
3. хранить не менее пяти лет информацию о проводимых операциях и учредителях;
4. направлять в КФМ информацию в случае наличия у НКО подозрения об ее использовании в финансировании террористической деятельности.
Законопроектом предлагается также создать Межведомственный совет, на котором будут вырабатываться меры, направленные на снижение рисков отмывания денег и финансирования терроризма, и рассматриваться результаты реализации мер.
В целях реализации Рекомендаций ФАТФ законопроектом предусматривается:
1. образование Фонда конфискованного имущества в виде отдельной системы учета (базы данных). Компетенция по ведению этой базы данных закреплена за уполномоченным органом в сфере государственного имущества;
2. регламентация международного сотрудничества уполномоченных органов по розыску и возврату преступных активов;
3. ведение специального учета сумм, полученных преступным путем, подлежащих возращению и возвращенных в Республику Казахстан.
Уполномоченный орган в сфере финансового мониторинга наделяется полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении 5 субъектов финансового мониторинга, у которых отсутствует государственный орган-регулятор.
В статью 214 КоАП вносятся следующие изменения:
1. снижены размеры санкций за нарушения законодательства ПОД/ФТ с учетом тяжести и последствий нарушения. Например, если в настоящее время штраф для физических лиц по статье 214 КоАП составляет 100 МРП независимо от тяжести нарушения, то законопроектом предлагается снизить штрафы от 50 до 20 МРП.
2. исключается ответственность за неисполнение Правил внутреннего контроля;
3. устанавливается ответственность за неисполнение программы подготовки и обучения субъектами финансового мониторинга, а также за отказ от предоставления информации по запросу уполномоченного органа.
В целях реализации международных стандартов ФАТФ и дальнейшего совершенствования системы финансового мониторинга вносятся изменения и дополнения по 2 направлениям:
1. регламентированы процедуры международного взаимодействия для уполномоченных органов в сфере ПОД/ФТ.
2. внесены изменения в процедуры надлежащей проверки клиентов; выявления подозрительных операций; направления дополнительных запросов; уточнены сроки направления сообщений о подозрительных операциях.
Отдельный блок поправок, связанных с антитеррористической защитой объектов, уязвимых в террористическом отношении, представил в рамках презентации законопроекта заместитель начальника Штаба антитеррористического центра КНБ РК Герман Диденко. После презентации законопроекта вице-министр К. Баедилов дал пояснения на вопросы депутатов Мажилиса В.Олейника, М.Махамбетова, А.Перуашева, Е.Никитинской, О.Оксикбаева и А.Рау. Обсуждение законопроекта состоялось под председательством главы Комитета Палаты по финансам и бюджету Гульжаны Карагусовой. Дальнейшее рассмотрение проекта Закона продолжится в рабочей группе во главе с депутатом Сергеем Симоновым.