Лента новостей
0

Управа на "рабовладельцев" XXI века: как в Казахстане борются с торговлей людьми

Законопроекты по противодействию торговле людьми, фото - Новости Zakon.kz от 19.03.2024 12:25 Фото: пресс-служба Мажилиса
Трудовое рабство, вовлечение в занятие проституцией, похищение человека для последующей эксплуатации... Вину таких преступников станет проще доказать, а жертвам предоставят защиту. Законопроекты по противодействию торговле людьми Zakon.kz прокомментировал депутат Мажилиса Марат Башимов.

В международной практике борьба с торговлей людьми является одним из приоритетных направлений, в том числе в рамках усилий по улучшению имиджа государства и соблюдению прав человека. Проект закона "О противодействии торговле людьми в РК" разработан в целях реализации Указа президента РК "О дальнейших мерах в области прав человека" (от 13 апреля 2022 года). В ходе разработки изучены международные конвенции, модельные законы СНГ, ООН, опыт национальный и зарубежных стран. Так что это еще и совершенствование национального законодательства и правоприменительной практики в соответствии с международными стандартами.

Кроме основного законопроекта в пакете есть два сопутствующих: "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия торговле людьми" и "О внесении дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам противодействия торговле людьми".

Принимаемые нормы были разработаны МВД, а затем расширены при обсуждении в Мажилисе РК в рабочей группе. 20 марта 2024 года планируется вынести их на рассмотрение пленарного заседания Мажилиса Парламента РК в первом чтении. Для издания Zakon.kz законопроекты по вопросам противодействия торговле людьми прокомментировал депутат Мажилиса, руководитель рабочей группы Марат Башимов.

Права жертвы торговли людьми на защиту и реабилитацию

Насколько принятие отдельного закона о противодействии торговле людьми позволит остановить это зло? С помощью каких инструментов?

Законопроект предусматривает введение нового понятийного аппарата. В нем, в частности, определены следующие понятия: "жертва торговли людьми", "потенциальная жертва торговли людьми", "уязвимое положение", "идентификация жертвы торговли людьми", "порядок перенаправления жертв торговли людьми для оказания им помощи", "государственная политика в сфере противодействия торговле людьми", "субъекты противодействия торговле людьми", "реабилитация жертв торговли людьми" и другие.

Какие это будет иметь последствия? В качестве примера приведем центральное понятие (пп. 1) и пп. 2) статьи 1 законопроекта):

"Жертва торговли людьми – физическое лицо, идентифицированное как жертва торговли людьми независимо от наличия факта досудебного расследования по данному поводу, а равно лицо, признанное в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РК потерпевшим от преступлений, связанных с торговлей людьми".

И такой жертве будет обеспечена всесторонняя законодательная защита и поддержка. Какая именно? Это составляет содержание статьи 16 обсуждаемого законопроекта, а если говорить шире – то и всех его 22 статей, а также множества новелл в различные законы и кодексы.

Так, статьей 16 регламентировано, что потенциальная жертва торговли людьми имеет право обратиться за прохождением идентификации, а лицо, идентифицированное в качестве жертвы торговли людьми, имеет право:

  • обращаться за получением специальных социальных услуг;
  • в качестве лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, обращаться за социальной помощью;
  • получать компенсацию из средств Фонда компенсации (подробнее об этом – ниже);
  • на осуществление трудовой деятельности без разрешения местных исполнительных органов на привлечение иностранной рабочей силы и т. д. (всего 16 пунктов).

Или приведем такой пример. Кстати, нормы не было изначально в законопроекте, она предложена депутатами Мажилиса в процессе обсуждения.

В соответствии с международными стандартами, в том числе с Конвенцией Совета Европы о борьбе с торговлей людьми, жертвам предоставляется 30-дневный период на обдумывание для сотрудничества с правоохранительными органами. Это делается в связи с тем, что жертвам, которые подвергались эксплуатации и находились под психологическим и физическим давлением, необходимо время для восстановления, принятия осознанного решения и исключения морального травмирования.

И вот такой же срок в период реабилитации будет предоставляться иммигрантам, выявленным и идентифицированным в качестве жертвы торговли людьми на территории РК.

Что еще входит в понятийный аппарат законопроекта:

  • установление уполномоченных госорганов;
  • основы международного сотрудничества;
  • определение роли НПО;
  • права и обязанности жертв (в том числе несовершеннолетних).

Национальный докладчик и уполномоченные органы

В нынешней редакции документа по сравнению с версией правительства от февраля 2023 года более детально расписаны полномочия государственных органов, осуществляющих противодействие торговле людьми. Кто теперь будет нести ответственность за эту сферу?

В статье 7 законопроекта обозначены два уполномоченных органа – МВД и уполномоченный орган в области социальной защиты населения. Депутатами предложено дополнить законопроект конкретными полномочиями Пограничной службы КНБ, органов прокуратуры, юстиции, уполномоченных органов по финансовому мониторингу, в сфере образования, в области здравоохранения, в сфере внешней политики, в области туристской деятельности, в сферах культуры и информации. В целях обеспечения должного межведомственного взаимодействия предлагается предусмотреть конкретные полномочия заинтересованных госорганов. Закрепление таких правовых основ положительно отразится на всех стадиях противодействия торговле людьми.

Отдельно следует сказать о функциях национального докладчика по ситуации с торговлей людьми. Важна ведь не только борьба с уже существующей торговлей людьми. Но и профилактика. В законопроекте закреплены новые нормы по оценке рисков торговли людьми. А именно, предполагается мониторинг ситуации в стране, выявление и изучение характерных форм и методов совершения преступлений, а также поиска и выявления слабых сторон в системе противодействия торговли людьми.

И вот создание национального докладчика является важным шагом на пути к осуществлению качественного сбора данных и анализа ситуации. Его доклад улучшает понимание проблемы, а также представляет действенные рекомендации в сфере противодействия торговле людьми. Кстати, данная новелла – также инициатива депутатов.

Административная ответственность – профилактическая мера

Какие изменения и дополнения вносятся в действующие кодексы и законы?

В Кодексе "О браке и семье" усиливается защита прав новорожденных, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уголовно-процессуальный кодекс дополняется правом потерпевшего на получение специальных социальных услуг. Законопроект по административным правонарушениям предусматривает поправку по введению ответственности за несообщение об оставлении новорожденного сотрудниками медицинских учреждений и организаций для детей-сирот.

Насколько штраф в 10 МРП будет эффективным способом борьбы? Для работников в данной сфере это существенная сумма. Кроме того, новая административная ответственность за несообщение о таких фактах – профилактическая мера. В случае торговли новорожденными будет уголовная ответственность.

Уголовные статьи для "рабовладельцев"

Переходим к изменениям и дополнениям в Уголовный кодекс. Действительно ли криминализируется ряд статей по преступлениям, связанным с торговлей людьми? Какие поправки будут внесены в УК?

В Уголовном кодексе устанавливается перечень преступлений, связанных с торговлей людьми.

В соответствии с Палермским Протоколом приводится понятие "эксплуатация человека", а также, что еще очень важно даже в чисто практическом отношении – часть 1 статьи 128 (Торговля людьми) УК дополняется таким важным элементом, как "способ" воздействия (обман, злоупотребление доверием и другие). Действующее определение не содержит "способы" как неотъемлемую часть преступления, что не соответствует международным стандартам, но также не позволяет правоохранительным органам эффективно противодействовать преступникам в этой сфере.

В том же трудовом рабстве не заключаются ведь договоры. И "рабовладелец" просто избегает наказания, поскольку доказать эксплуатацию проблематично. Если же в состав преступления включить способ, такой как обман и злоупотребление доверием, то задача для правоохранительных органов существенно упрощается.

Еще новеллы:

  • вводится понятие "проституция" в статью 3 УК;
  • на лиц, совершивших преступление, связанное с торговлей людьми, не распространяются положения об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением (статья 68 УК);
  • статья 128 УК ("Торговля людьми") дополняется отягчающим признаком в отношении женщины, родившей в эксплуатации и (или) имеющей при себе несовершеннолетнего ребенка (с целью установления уголовной ответственности за нарушение прав ребенка (на образование, здравоохранение и других, гарантированных Конституцией);
  • вводится новая статья 122-1 УК, устанавливающая уголовную ответственность за получение услуги проституции, оказываемые заведомо несовершеннолетними, достигшим шестнадцатилетнего возраста (часть 1 – до пяти лет, часть 2 – от трех до семи лет). Криминализация пользования сексуальными услугами несовершеннолетних рекомендуется Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, Конвенцией Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия;
  • предлагается ввести ответственность за пропаганду или рекламу проституции для вовлечения и сводничества в статью 134 УК "Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией" и в статью 308 УК "Вовлечение в занятие проституцией".

Отдельных слов заслуживает еще одна новелла. Дело в том, что сейчас злоумышленниками создаются сайты, веб-страницы, группы и каналы в соцсетях с признаками вовлечения, побуждения, склонения или оказания содействия в предоставлении интимных услуг независимо от способов и форм их предоставления. Так вот, законопроектом вводится уголовная ответственность за организацию притонов для занятий проституцией посредством использования сетей телекоммуникаций и сети Интернет (статья 309 УК "Организация или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество", наказывается лишением свободы от трех до семи лет).

Компенсация потерпевшим

По поводу поправок в Закон РК "О Фонде компенсации потерпевшим". Насколько можно судить, расширяется круг лиц, которые могут рассчитывать на компенсации из фонда. Не могли бы рассказать подробнее?

В законе о Фонде компенсации несколько десятков статей, по которым потерпевшим положена компенсация, в том числе по четырем статьям, связанным с торговлей людьми. В рамках сопутствующего законопроекта дополняется тремя статьями, связанными с торговлей людьми (статья 125 "Похищение человека с целью эксплуатации", статья 126 "Незаконное лишение свободы с целью эксплуатации", статья 308 "Вовлечение в занятие проституцией"). Этим жертвам будет предоставляться компенсация.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: