Лента новостей
0

Правовое регулирование аренды земельных участков для строительства

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 08.10.2008 20:39 Фото: zakon.kz

Несмотря на профессиональный характер деятельности на рынке строительных инвестиций, судебная практика указывает на ряд проблем связанных с получением земельных участков в аренду под строительство. Автор данной статьи аспирант кафедры Государственно-правовых дисциплин Дальневосточного Юридического Института Тихоокеанского Государственного Университета Бутаева Елена Михайловна попыталась провести правовой анализ проблем применения норм гражданского и земельного права в данной сфере хозяйственной деятельности, а также обобщить материалы судебной практики по данному вопросу.

Правовое регулирование аренды
земельных участков
для строительства

 

Собственность - вот дух законов.

Шарль Монтескье

 

Несмотря на профессиональный характер деятельности на рынке строительных инвестиций, судебная практика указывает на ряд проблем связанных с получением земельных участков в аренду под строительство. Автор данной статьи аспирант кафедры Государственно-правовых дисциплин Дальневосточного Юридического Института Тихоокеанского Государственного Университета Бутаева Елена Михайловна попыталась провести правовой анализ проблем применения норм гражданского и земельного права в данной сфере хозяйственной деятельности, а также обобщить материалы судебной практики по данному вопросу.

 

Общие положения об аренде

 

Договор аренды регулирует отношения по передаче имущества во временное пользование. Общие нормы об аренде, содержащиеся в § 1 гл. 34 Гражданского Кодекса России, применяются к регулированию всех видов аренды, поскольку иное не предусмотрено специальными нормами, содержащимися в § 2-6 гл. 34 данного нормативного акта.[1] По договору аренды, определенному в статье 606 Гражданского Кодекса России арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Данное определение договора указывает на субъектный состав и основные обязанности сторон, согласно которым арендодатель обязуется предоставить имущество во временное владение и пользование либо только во временное пользование, а арендатор обязуется уплатить ему за это арендную плату.

По общему правилу, срок, в течение которого действует договор, может быть определенным или неопределенным. В первом случае в договоре указан момент начала и окончания договора. Момент начала или окончания договора может быть определен конкретной датой или указанием на событие, которое определенно должно наступить. Во втором случае срок действия в договоре не указывается. Законодатель может устанавливать предел срока действия для отдельных видов договоров аренды. Так, земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем 1 год.[2] К сожалению, статья 610 Гражданского Кодекса России не прописывает, что законом могут быть установлены также и минимальные сроки. К примеру, в Земельном кодексе Российской Федерации содержится норма в п.10 статьи 22, которая устанавливает ограничение по срокам в отношении земельных участков, которые унаследованы лицами, не достигшими совершеннолетия: их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

Содержание договора как соглашения составляет совокупность согласованных его сторонами условий, где закрепляются права и обязанности контрагентов. В письменных договорах условия излагаются в виде отдельных пунктов. К основному тексту письменного договора могут добавляться согласованные сторонами приложения и дополнения, также входящие в его содержание в качестве составных частей договора. Наличие приложений, конкретизирующих содержание договора, должно оговариваться в его основном тексте. Такие приложения становятся необходимыми частями, например, для большинства договоров аренды земельного участка под строительство.

Существенными признаются все условия договора, которые требуют согласования, так как при отсутствии соглашения сторон хотя бы по одному из них договор признается незаключенным.[3] Существенными закон признает:

1) условия о предмете договора;

2) условия, прямо названные в законе или иных правовых актах как существенные;

3) условия, необходимые для договоров данного вида;

4) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В рамках рассматриваемой темы интересно решение суда по делу, где одна из сторон ссылалась на отсутствие в договоре его предмета, в связи с чем считала договор незаключенным.[4]

Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика неустойки за просрочку оплаты работ. В своих возражениях заказчик сослался на статью 743 ГК РФ, в соответствии с которой подрядчик обязан осуществить строительство и связанные с ним работы согласно технической документации, определяющей объем, содержание работ и другие требования. В связи с отсутствием технической документации, определяющей предмет договора, или соглашения о ее предоставлении договор следует считать незаключенным. Суд удовлетворил иск о взыскании неустойки, так как обязательство не выполнено к установленному сроку.

Суд отклонил доводы заказчика по следующим основаниям.

Предмет договора, как следует из статьи 740 ГК РФ, является существенным условием договора, при отсутствии которого он считается незаключенным. В соответствии со статьей 743 ГК РФ техническая документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, то есть предмет договора. В договоре стороны предусмотрели, что обязанностью подрядчика является постройка хозблока из бруса площадью 6 на 8 метров, и указана договорная цена этих работ. До заключения договора заказчик был ознакомлен с типовым образцом хозблока, возводимого подрядчиком. Следовательно, это свидетельствовало о том, что сторонами фактически был определен предмет договора. У сторон не возникло разногласий по этому предмету договора, и они сочли возможным приступить к его исполнению. Заказчик принял результат работ по акту. Совокупность указанных обстоятельств не дает оснований считать договор незаключенным в связи с отсутствием технической документации.

Существенные условия договора могут быть специфическими в каждом виде договора. Это зависит от объекта договора, предмета договорного обязательства, субъектного состава и др.

К примеру, статья 607 ГК РФ, указывая, что земельные участки могут быть объектами аренды, в пункте 3 содержит норму о том, что договор аренды должен содержать данные, позволяющие идентифицировать имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Отсутствие этих данных в договоре об объекте, подлежащем передаче в аренду, влечет недействительность договора. Таким образом, именно в силу закона, при государственной регистрации договоров аренды земельных участков необходим их кадастровый план. Это позволяет идентифицировать передаваемый в аренду объект, а, значит, определить предмет договорного обязательства.

Еще одним примером недоговоренности сторон о предмете арендного обязательства служит следующий прецедент из судебной практики. Федеральный арбитражный суд Московского округа обязал департамент исполнить договор аренды и передать обществу земельный участок в освобожденном виде.[5] Как следует из материалов дела, общество (арендатор) обратилось в суд к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (арендодатель) с требованиями об исполнении им обязательств по договору аренды земельного участка и об обязании арендодателя передать арендатору территорию, занятую спортивной площадкой, в освобожденном виде. Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворяя исковые требования, суд кассационной инстанции исходил из обязанности стороны договора выполнять принятые на себя обязательства. Кроме того, объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, на которые указывает дом ученых, имеют иные адресные ориентиры по отношению к адресным ориентирам спорного участка.

Высший Арбитражный Суд России занял иную позицию и отказал в требовании истца (арендатора) со следующей мотивацией. В силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение о его предмете.

В силу статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом аренды может быть земельный участок. Законом устанавливаются особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Так, земельным участком согласно статье 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» является часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом.[6] К договору аренды земельного участка, заключенного между обществом и администрацией города, приложен план этого участка, из которого следует, что на нем расположена спортивная площадка.

Как видно из пункта 1.3 договора аренды, пояснил суд, план земельного участка составлен на основе графических материалов и подлежит уточнению при проведении межевых работ с последующим оформлением нового плана границ. Земельный участок имеет условный кадастровый номер, что свидетельствует о нарушении порядка проведения государственного кадастрового учета. Следовательно, сделал вывод суд, указанный земельный участок как объект аренды надлежащим образом не определен (индивидуализирован), поэтому договор аренды земельного участка нельзя считать заключенным и исполнению он не подлежит.

Как указывают авторы комментария к Гражданскому кодексу РФ «Отсутствие данных, позволяющих с достаточной полнотой индивидуализировать вещь для целей аренды, не дает возможности истребовать имущество по виндикационному иску, а также доказывать, что во исполнение обязательства арендодателем передана или арендатором возвращена не та вещь, которая является объектом арендного обязательства, т.е. факт ненадлежащего исполнения договора. Чтобы избежать этого, законодатель признает, что отсутствие таких данных в договоре дает основание признать договор незаключенным, поскольку сторонами не достигнуто согласие по всем его существенным условиям».[7]

 

Заключение и регистрация договора аренды

земельного участка

Предоставление земельных участков для капитального строительства - прерогатива органов местного самоуправления. Деятельность по предоставлению земли ведется на основании документов территориального планирования муниципальных образований, на территории которых предусматривается строительство. Предварительная градостроительная проработка осуществляется местными органами архитектуры и градостроительства на основе утвержденной градостроительной проектно-планировочной документации.

Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским Кодексом России и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

Статья 18 Градостроительного кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства. Данная правовая норма наряду с другими гарантирует населению возможность получать достоверную и своевременную информацию о разработке проектов развития муниципального образования, участвовать в их принятии.

В выборе предполагаемого для строительства земельного участка обязательное участие должны принять собственники земли, землепользователи, землевладельцы и арендаторы, так как их интересы затрагиваются предстоящим строительством. Широкое информирование в прессе, публичные слушания, опрос граждан и иные формы участия населения в процессе подготовки отвода земли под строительство должны являться гарантией того, что интересы инвесторов не войдут в противоречие с интересами населения, а действия рыночных агентов не приведут к потере ценности городских территорий.

В аспекте рассматриваемого вопроса интересна судебная практика, которая выявляет сильные и слабые стороны законов, указывает на противоречия в них, помогает решать задачи правовой практики. Обратимся к Постановлению президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.06.2005 № 2479/05, который указывает на необходимость информирования местной властью населения об изменении целевого назначения земельного участка, ранее являвшегося зоной отдыха горожан.

Обстоятельства данного дела показывают, что администрацией города было вынесено решение о разрешении фирме построить культурно-развлекательный торговый комплекс на ранее предоставленном в аренду земельном участке (который до этого служил зоной отдыха населения района). Высший Арбитражный суд при разрешении дела отверг довод суда первой инстанции о том, что обязанность информировать население возникает после завершения государственной экспертизы и согласования проекта, а не до предоставления участка под строительство конкретному лицу как не соответствующий законодательным нормам. Суд признал недействительным постановление администрации города о разрешении закрытому акционерному обществу строительства культурно-развлекательного и торгового комплекса в связи с тем, что местная администрация непроинформировала население об изменении целевого назначения земельного участка, расположенного между двумя жилыми домами и являющегося местом отдыха, и предоставлении данного участка для строительства.

Основанием заключения под строительство договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является: решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов).[8]

Причем судебная практика показывает, что в случае предварительного заключения договора в порядке направления оферты и согласия с ней предполагаемого арендодателя путем оплаты выставленного счета, единственным основанием для заключения договора аренды земельного участка для строительства является решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Приведем в пример Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июля 2004 года             (Дело № А 12-1527/04-С117).

Истец обратился в суд с иском к администрации и Департаменту муниципального имущества о понуждении заключить договор аренды земельного участка для размещения автомобильной газозаправочной станции сроком на 49 лет. Суд первой инстанции иск удовлетворил. Мотивация была следующей:

1)     между истцом и ответчиком был заключен предварительный договор путем акцепта истцом оферты ответчика, а именно: путем оплаты выставленного Департаментом муниципального имущества администрации г. Волгограда счета для оплаты предварительного договора на последующее предоставление земельного участка;

2)      большинство необходимых действий по техническому оформлению документации истцом было выполнено, в связи с чем уклонение ответчика от заключения основного договора аренды противоречит ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции решение первой инстанции было отменено, в иске отказано. Кассационную жалобу истца суд не удовлетворил, обосновав свой вывод следующими нормами права:

- в соответствии с частью 2 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков. Так, в соответствии с п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду является решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренное ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка для строительства. Материалы дела показали, что заместителем главы администрации был утвержден протокол комиссии администрации г. Волгограда по реализации Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов, указанной комиссией было принято решение о возможном предоставлении с предварительным согласованием земельного участка для размещения автозаправочной станции. Однако протокол заседания комиссии не является тем решением органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, которое служит основанием для заключения договора аренды земельного участка в соответствии с положениями п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный протокол явился основанием лишь для оформления акта о выборе участка для размещения объекта. Далее, согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации должно было последовать решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка. В соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании мест размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет;

- заключение предварительного договора путем оплаты выставленного за земельный участок счета не является единственным основанием для заключения договора аренды земельного участка для строительств. Основанием для заключения договора аренды земельного участка для строительства является решение собственника о предоставлении земельного участка.

В подобной ситуации - уклонения местной администрации от заключения договора аренды земли под строительство, даже, если предполагаемым арендодателем был оплачен выставленный счет, остается посоветовать только одно средство - вовремя обжаловать неправомерные действия от уклонения заключить договор.

Государственная регистрация договоров аренды недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,[9] утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,[10] иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды может обратиться одна из сторон договора.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представление кадастрового плана земельного участка на государственную регистрацию договора аренды земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Если в аренду сдается часть земельного участка, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию, прилагается кадастровый план земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.[11]

 

Размер арендной платы - существенное условие договора

 

Использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли (если кадастровая стоимость земли не определена).

Кроме арендаторов, на сегодняшний день все собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. За арендованные земли взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения кредита под залог земли в банке устанавливается нормативная цена земли.

В соответствии с принципами правового регулирования, обозначенными в статье 1 Земельного Кодекса России, целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

К примеру, в городе Москве согласно п.1 Временным правилам расчета стоимости платы за право на заключение договора аренды земельного участка (далее - Правила) для определения стоимости платы за право на заключение договоров аренды земельных участков необходимы следующие данные:

-      площадь земельного участка, в том числе под благоустройство;

-      площадь застройки;

-      общая площадь наземной и подземной части имеющегося на земельном участке и проектируемого объекта;

-      удаленность земельного участка от станции метро или железнодорожной станции;

-      выход границ земельного участка на магистрали общегородского значения;

-      вид использования земельного участка из числа разрешенных, соответствующий вид функционального использования земельного участка и установленный вид деятельности на нем.

Данными Правилами также определен порядок перерасчета арендной платы в следующих случаях:

1)                                             при получении разрешения на изменение функционального использования земельного участка или установленного вида деятельности, на увеличение в процессе реконструкции (строительства) общей площади существующих (проектируемых) зданий, сооружений арендодателем должен быть определен размер доплаты за право аренды земельного участка, в связи с предполагаемым увеличением общей площади существующих (проектируемых) на земельном участке зданий (сооружений) или изменением его функционального использования. Доплата осуществляется инвестором (застройщиком) арендодателю. Расчет доплаты должен производиться на срок до окончания действующего договора аренды земельного участка. Для капитальных зданий и сооружений, при оформленных договорах аренды земельных участков на срок не менее 5 лет. Расчет размера доплаты за право аренды земельного участка рассчитывается как разница между новым размером платы за право аренды земельного участка и размером платы за право аренды земельного участка для существующих (проектируемых) капитальных зданий (сооружений) на земельном участке. Расчет размера платы за право на заключение договора аренды земельного участка для существующих зданий, сооружений производится в соответствии с порядком расчета размера платы за право аренды земельного участка;

2)                                           при осуществлении нового строительства со сносом существующих на оцениваемом земельном участке и принадлежащих инвестору на праве собственности капитальных зданий плата за право аренды земельного участка рассчитывается с учетом общей площади сносимых сооружений. Учет общей площади сносимых капитальных зданий (сооружений) производится при расчете коэффициента, учитывающего общую плотность застройки путем вычитания общей площади сносимых сооружений из общей площади проектируемого объекта.

Также Правилами предусматривается санкция гражданско-правового характера за незаконное занятие земельного участка. В случае установления Государственной земельной инспекцией города Москвы факта самовольного занятия земельного участка Департамент земельных ресурсов города Москвы рассчитывает недополученные городом средства от платы за право на заключение договора аренды земельного участка на период с момента установления указанного факта до даты проведения расчета.

 

Изменение и расторжение

договора аренды

 

При изменении, прекращении или расторжении договора аренды необходимо учитывать следующие положения Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации:

1) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским Кодексом, другими законами или договором;[12]

2) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором;[13]

3) в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным;[14]

4) соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное;[15]

5) в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора;[16]

6) изменение условий договора аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса, без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускается.[17]

Согласно статье 46 Земельного кодекса аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:

-      использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 Земельного кодекса;

-      использования земельного участка, которое приводит к значительному ухудшению экологической обстановки;

-      неиспользования земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

-      изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 Земельного кодекса;

-      реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 Земельного кодекса.

Важная гарантия прав арендаторов установлена в пункте 9 статьи 22 Земельного кодекса России: досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Таким образом, в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса РФ и статьями 450 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Как разъясняет Пленум Высшего арбитражного суда обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.[18] Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.

 

***

 

Отношения собственности - одна из самых конфликтных сфер юридической практики. Интересы контрагентов подчас вступают в противоречие как с нормами морали, так и с позицией закона. Чтобы избежать долгих судебных разбирательств либо вовремя пресечь недобросовестность партнера необходимо знать:

1.     в силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонам необходимо обсудить и закрепить в письменном виде все существенные условия договора, так как при отсутствии соглашения хотя бы по одному из них договор может быть признан судом незаключенным. Существенным для договора аренды земельного участка является его кадастровый план, прилагаемый к договору аренды, и номер. Причем земельный участок не может иметь условный кадастровый номер, что будет свидетельствовать о нарушении порядка проведения государственного кадастрового учета, а значит, не позволит должным образом определить предмет договора;

2.     единственным основанием для заключения договора аренды земельного участка для строительства является решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Заключение предварительного договора путем оплаты выставленного счета не будет основанием для государственной регистрации аренды земли. В случае, если выставленный арендодателем счет был оплачен предполагаемым арендатором, а нет решения собственника (исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления) о предоставлении земельного участка для строительства, необходимо обжаловать неправомерное уклонение от заключения договора;

3.     досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, если этого требует арендодатель, возможно только по решению суда в случае существенного нарушения условий договора арендатором.

 

 

Список использованных источников

1.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1992г.//Российская газета. - 1992. - 25 декаб.

2.     Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 10.05.2007)//Российская газета. - 2004. - 30 декаб.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.)// Российская газета. - 1994. - 8 дек.

4.     Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.)// Российская газета. - 2001. - 30 окт.

5.     Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ

6.     «О государственном земельном кадастре» (в ред. от 4 декабря 2006 г.)// Российская газета. - 2000. - 10 янв.

7.     Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

8.     (в ред. от 24 июля 2007 г.)// Российская газета. - 1997. - 30 июля

9.     Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 22 ноября 2006 г.)// Российская газета. - 1998. - 4 марта

10. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 24.03. 2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2005. - № 5. - С.23-29

11. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - № 3. - 2000.-С.23-26

12. Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июля 2004 года (Дело №  А 12-1527/04-С117)

13. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ/Под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. - Юрайт-Издат.- 2005

 

 

 

 

 

 


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 24 июля 2007 г.)// Российская газета. -  1994. - 8 дек.

 

[2] п. 7 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.)// Российская газета. - 2001. -  30 окт.

[3] п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Российская газета. -  1994. - 8 дек.

[4] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - № 3. - 2000.-С.23-26

[5]

 

[6] Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в ред. от 4 декабря 2006 г.)// Российская газета. - 2000. -  10 янв.

 

[7] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ/Под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. - Юрайт-Издат.-  2005. - С.607

 

[8] пункт 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.)// Российская газета. - 2001. -  30 окт.

 

[9] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 24 июля 2007 г.)// Российская газета. - 1997. -  30 июля

[10] Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 22 ноября 2006 г.)// Российская газета. - 1998. -  4 марта

[11] пункт 2 статьи 26 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 24 июля 2007 г.)// Российская газета. - 1997. -  30 июля

[12] пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Российская газета. -  1994. - 8 дек.

[13] пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Российская газета. -  1994. - 8 дек.

[14] пункт 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Российская газета. -  1994. - 8 дек.

[15] пункт 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Российская газета. -  1994. - 8 дек.

[16] пункт 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Российская газета. -  1994. - 8 дек.

[17] пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.)// Российская газета. - 2001. -  30 окт.

 

[18] пункт 23 постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 24.03. 2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2005. - № 5. -С.23-29

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: