Лента новостей
0

МЕХАНИЗМ ДОСУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ /И. Давыдова/

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 14.03.2013 17:18 Фото: zakon.kz

И. Давыдова, ведущий специалист отдела по работе с предприятиями промышленности, малого, среднего бизнеса и перспективного развития администрации города Орска

В статье проведен также анализ порядка досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления и их должностных лиц при оказании услуг населению. Автором выявлены отличительные особенности подачи жалоб, связанных с оказанием государственных и муниципальных услуг.

МЕХАНИЗМ

ДОСУДЕБНОГО

ОБЖАЛОВАНИЯ

РЕШЕНИЙ

И

ДЕЙСТВИЙ

(

БЕЗДЕЙСТВИЯ

)

ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ

ПРИ

ОКАЗАНИИ

УСЛУГ

НАСЕЛЕНИЮ

 

И. Давыдова, ведущий специалист отдела по работе с предприятиями промышленности, малого, среднего бизнеса и перспективного развития администрации города Орска

 

В статье проведен также анализ порядка досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления и их должностных лиц при оказании услуг населению. Автором выявлены отличительные особенности подачи жалоб, связанных с оказанием государственных и муниципальных услуг.

 

Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления /Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Российская газета. 25 дек. 1993 г./.

В процессе жизнедеятельности граждане и хозяйствующие субъекты обращаются в органы местного самоуправления и органы государственной власти с целью получения муниципальной или государственной услуги (например, за выдачей разрешения на строительство, на установку рекламной конструкции, на получение паспорта гражданина Российской Федерации, с целью предоставления земельного участка в собственность и т.д.). Так или иначе, процесс оказания государственной или муниципальной услуги может повлечь за собой появление жалоб на нарушение прав и законных интересов заявителей, несоблюдение сроков оказания соответствующих услуг, необоснованные отказы в их предоставлении, на истребование документов, не предусмотренных законодательством в качестве обязательных для подобного вида услуг и прочее, что вынуждает граждан обращаться в различные инстанции с целью восстановления нарушенного права. Подобная ситуация негативно влияет на своевременность и качество оказания услуг, а также на имидж и деловую репутацию властных органов, ответственных за оказание государственных и муниципальных услуг, снижает эффективность деятельности указанных органов.

Жалобы, возникающие в процессе оказания услуг или после получения их результата, требуют оперативного принятия решений и восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителей. До недавнего времени подобные жалобы рассматривались наравне с иными обращениями в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» /Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. № 19. Ст. 2060/, который распространяет свое действие на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Создание и развитие действенного механизма досудебного (внесудебного) обжалования, позволяющего обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, является на сегодняшний день актуальной задачей, стоящей перед органами, ответственными за оказание названных услуг.

Развитие механизмов досудебного обжалования является одним из основополагающих мероприятий Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы. Согласно названной Концепции «наличие механизмов досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления и их должностных лиц является необходимым для обеспечения качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Для этого должен быть установлен специальный порядок рассмотрения административных жалоб и принятия по ним решений, отличный от порядка рассмотрения иных обращений граждан и организаций» /Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р. Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 26 ст. 3826/.

На сегодняшний день в главе 2.1. Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» /Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31. Ст. 4179/ установлен особый порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа (должностного лица, государственного или муниципального служащего), предоставляющего государственную или муниципальную услугу.

Так, исходя из содержания Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», обратиться с требованием о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов имеют право физические или юридические лица либо их уполномоченные представители, то есть заявители соответствующей услуги.

К органам и должностным лицам, чьи действия (бездействие) или решения могут быть обжалованы, следует отнести:

1. Орган, предоставляющий государственную услугу;

2. Орган, предоставляющий муниципальную услугу;

3. Многофункциональный центр;

4. Должностное лицо органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, или многофункционального центра;

5. Государственные или муниципальные служащие.

Законодатель детально регламентировал основания для обжалования, которыми могут послужить нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги; нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги; требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами; отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги; отказ в предоставлении услуги; затребование с заявителя платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами; отказ органа, предоставляющего услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

1 июля 2012 года вступило в силу положение Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств. А именно:

1. Документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

2. Представления документов и информации (в том числе об оплате государственной пошлины), которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов или подведомственных им организаций, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами;

3. Осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, и связанных с обращением в государственные или муниципальные органы и подведомственные им организации.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение вышеназванных требований может повлечь за собой жалобу заявителя. Законодатель предусмотрел широкий круг способов подачи жалобы заявителем, в который входит возможность подать жалобу в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме, по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также при личном приеме заявителя.

Следует отметить, что с утверждением постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» в России создается единая система, позволяющая сообщить о нарушенных правах или законных интересах заявителей. Так, о ведомствах, допускающих нарушения требований статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств, заявители вправе сообщить путем заполнения специальной формы на портале https://210.gosuslugi.ru/. Подобный способ информирования о нарушении требований законодательства представляется доступным, оперативным и способным обеспечить действенный механизм контроля за органами, оказывающими услуги населению.

Часть 5 статьи 11.2. Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает содержание жалобы, однако не устанавливает оснований для отказа в ее принятии в случае, если жалоба будет подана с нарушением требований к ее содержанию. Нерешённым также остается вопрос о порядке рассмотрения жалоб, текст которых не поддается прочтению, жалоб, ответы на которые уже многократно направлялись заявителю ранее. Все эти вопросы законодательно отнесены к особенностям подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, и должны быть установлены соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Отличительной особенностью обжалования, связанного с предоставлением государственных или муниципальных услуг, является срок рассмотрения соответствующей жалобы, который отличается от срока, установленного Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Так, жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную либо муниципальную услугу, подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа (должностного лица), предоставляющего государственную или муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Несмотря на положительную динамику в виде сокращенного по сравнению с общеустановленным сроком рассмотрения жалобы, законодателем не регламентирована правовая норма, касающаяся продления общего срока оказания услуги на срок рассмотрения жалобы. Данное обстоятельство необходимо законодательно отрегулировать, так как затягивание общего срока оказания услуги, связанного с рассмотрением жалобы по существу и принятием решения, может послужить основанием для последующей подачи жалобы заявителем на несоблюдение установленного срока предоставления услуги. Безусловно, данная норма должна распространять свое действие исключительно на жалобы, поданные в процессе оказания услуги (то есть до получения ее результата заявителем).

Жалоба заявителя, поданная в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», может быть удовлетворена в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, либо заявителю может быть отказано в удовлетворении жалобы. По факту рассмотрения жалобы заявителю в письменной форме и в электронной форме (по желанию заявителя) направляется мотивированный ответ о результатах ее рассмотрения.

Таким образом, с внесением поправок в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» была усовершенствована правовая основа предоставления государственных и муниципальных услуг. Однако в целях соблюдения требований Федерального закона от 27 июля

2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляется необходимым:

1. Осуществлять меры по повышению информированности населения о требованиях Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

2. Органам, оказывающим государственные и муниципальные услуги обеспечить доступ заинтересованных лиц к информации об услугах, в том числе о способах обжалования решений и действий (бездействия), принятых в процессе оказания услуг.

3. Привести административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями главы 2.1. Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

4. Довести до сведения населения и хозяйствующих субъектов информацию об открытии портала по адресу: https://210.gosuslugi.ru, посредством которого можно обжаловать несоблюдение статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: