Генпрокуратура РК презентовала проект нового Уголовного кодекса
Генпрокуратура РК презентовала проект нового Уголовного кодекса
Сегодня в Мажилисе Генеральная прокуратура презентовала проект Уголовного кодекса РК в новой редакции, сообщает пресс-служба Мажилиса.
Открывая заседание, руководитель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев отметил, что сегодня актуализируется вопрос о разработке новой редакции Уголовного кодекса с сохранением проверенных временем и практикой уголовно-правовых институтов, с необходимой их модернизацией в целях обеспечения адекватной защиты личности, общества и государства.
«За последние пятнадцать лет в стране окончательно сложилась рыночная экономика, при этом экономическая преступность максимально модифицировалась к условиям рыночных отношений.
В этой связи необходимо определиться, насколько нынешние составы экономических преступлений соответствуют реалиям сегодняшнего дня и могут применяться в перспективе.
В то же время в рамках программных установок Главы государства следует сохранить курс на либеральную уголовную политику в отношении экономических преступлений.
Кроме того, одним из важных условий развития рыночной экономики является обеспечение надежной защиты собственности от преступных посягательств. Необходимо предусмотреть комплекс мер, направленных на дальнейшее совершенствование норм об ответственности за коррупционные преступления. И в том числе, рассмотреть возможность и целесообразность введения запрета на занятие лицами, совершившими коррупционные преступления, должностей в ранее подконтрольных им организациях. А также четкого определения круга лиц, которые могут быть субъектами коррупционных преступлений, включая иностранных», - отметил Р.Мукашев.
С учетом принятых страной международных обязательств требуется совершенствование норм об уголовной ответственности за террористическую деятельность, в том числе за иное способствование ей при отсутствии прямой причастности к подготовке или совершению конкретного террористического акта либо деятельности террористической организации.
Это только некоторые аспекты уголовной политики РК, которые требуют своей реализации в новом Уголовном кодексе.
Новую предлагаемую редакцию Уголовного кодекса парламентариям представил Первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель. По его словам, проект УК содержит 467 статей: 98 - в Общей и 369 - в Особенной части (в действующем УК - 422 статьи).
В числе наиболее значительных новаций проекта - введение с учетом международного опыта двухзвенной системы уголовно- наказуемых деяний, состоящей из преступлений и уголовных проступков, находящихся по степени общественной опасности на «стыке» административного правонарушения и преступления.
В их число включен ряд административных правонарушений, посягающих на личность, права несовершеннолетних, общественную безопасность и общественный порядок, а также преступления небольшой тяжести, за которые в настоящее время не применяется наказание в виде лишения свободы.
Во исполнение поручения Главы государства, согласно принципу нулевой толерантности к беспорядку, с целью усиления профилактики серьезных преступлений, из сферы административных деликтов выводятся в уголовные проступки мелкие правонарушения против общественного порядка.
Всего проектом предусматривается 171 уголовный проступок, из них 58 составов из КоАП, 9 новых и 104 действующих состава преступлений небольшой тяжести.
Эффективность института уголовных проступков подтверждается общемировой практикой.
В частности, двухзвенная система уголовных правонарушений (проступков и преступлений) предусматривается уголовными кодексами Германии, Испании, Австрии, Голландии, Норвегии, Чехии, Албании, Литвы, Латвии, Турции.
За уголовные проступки предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь, общественные и исправительные работы, а также минимальные сроки давности и отсутствие судимости.
В проекте кодекса заложены основы для борьбы со всеми новыми видами преступности, особенно в тех сферах, где активизировался криминал, особо строго будут наказываться любые посягательства на детей и подростков.
В то же время тем, кто впервые оступился, для социально уязвимых слоев населения, в первую очередь, для подростков, женщин, пенсионеров и инвалидов закон максимально смягчит ответственность.
Новеллой можно назвать и выделение специальной Главой в проекте всех медицинских преступлений, этим реализуются задачи, поставленные Президентом в Послании «Стратегия «Казахстан-2050» об усилении ответственности за преступления против материнства и детства.
С учетом положений Кодекса о здоровье предусматривается уголовная ответственность за клонирование человека.
Выделена отдельной главой и ответственность за киберпреступления, в том числе за несанкционированный доступ к компьютерной информации, ее незаконный перехват, модификацию и уничтожение, а также распространение программ либо деструктивных материалов, представляющих общественную опасность.
Усилится ответственность за распространение информации оскорбительного или клеветнического характера посредством компьютерных систем.
Выполнено также поручение Главы государства о необходимости наказывать провокаторов трудовых конфликтов - теперь такая норма предусмотрена проектом (ст.400, от 1 года до 3 лет лишения свободы).
В целях обеспечения безопасности сооружений для жизни и здоровья человека на всех этапах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности введена уголовная ответственность за нарушения правил безопасности в этой сфере.
***
По сравнению с действующим Уголовным кодексом проектом основательно переработана система наказаний с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы.
Минимизировано (с 45% до 42% составов) безальтернативное применение лишения свободы, которое остается только в 393 санкциях из 920.
Как единственный вид наказания, лишение свободы сохранено только за преступления, совершаемые в составе организованных преступных групп, связанные с причинением смерти человеку, особо тяжкие преступления, в том числе террористические, коррупционные, а также воинские преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке.
Кроме того, введен запрет на назначение лишения свободы за совершение экономических преступлений (кроме рейдерских) при условии добровольного возмещения ущерба.
Об исполнении поручения Главы государства о сокращении «тюремного населения». Приняты меры по снижению верхнего порога лишения свободы. При этом учтено следующее.
Как показывает анализ, максимальный срок лишения свободы во Франции составляет 30 лет, Великобритании - 25, в Японии, Сингапуре, Китае - 20 , Южной Корее - 25 , в ФРГ - 15 лет, в США используется система «суммирования» наказаний, в итоге окончательное наказание осужденному может исчисляться столетиями.
У нас он составляет 25, а по совокупности приговоров 30 лет.
Учитывая разнообразие максимального срока лишения свободы во всех развитых странах мира, использовать опыт какой-либо конкретной страны и чисто механически снижать допустимые пределы этого наказания, без учета особенностей правового развития Казахстана, менталитета, степени криминализованности общества, состояния и уровня обеспечения правопорядка, полагается невозможным.
Еще раз пересмотрены санкции всех составов преступлений.
По результатам скорректированы в сторону снижения верхние планки лишения свободы по ряду таких деяний (34 состава).
В результате ряд преступлений «перешел» из категории особо тяжких - в тяжкие, а тяжкие - в преступления средней тяжести.
По 11 составам введены санкции, альтернативные лишению свободы.
Таким образом, выполнено требование Концепции Правовой политики на 2010-2020 годы о необходимости впредь проводить жесткую уголовную политику только в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
***
Область применения такого вида наказания, как ограничение свободы, распространена на все преступления небольшой и средней тяжести, а также на часть тяжких преступлений.
Основным наказанием в санкциях за совершение преступлений установлен штраф. Сфера его применения расширена практически на все преступления небольшой и средней тяжести, не связанные с причинением смерти человеку.
Например, штраф введен в качестве альтернативы дополнительно в 162 санкции, его доля теперь составляет более 50%, а его размеры значительно увеличены, в среднем на 57%.
В проекте УК изменено содержание и порядок исполнения исправительных работ, которые установлены как ближайшая альтернатива штрафу и исчисляются в конкретном размере суммы, подлежащей уплате в бюджет, например 1 тыс. МРП.
С учетом того, что уклонение от штрафа или исправительных работ влечет замену наказания на лишение свободы, следует ожидать рост их реального исполнения.
В связи с этим, разработчики полагают, что реально заработают штрафные санкции и принудительный труд на благо общества вместо полной изоляции осужденных.
***
Проектом существенно изменен подход к понятию рецидива.
Ситуации такова, что за 9 месяцев этого года из более чем 18 тыс. (18 454) осужденных свыше 3 тыс. (3 135) или около 17% являлись ранее судимыми, чья судимость не была погашена.
При этом значительную часть рецидива пополняют лица, ранее судимые даже за преступления средней тяжести.
Теперь по проекту УК для рецидива будет учитываться только непогашенная и неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, без учета судимостей за менее тяжкие преступления.
Более того, проектом исключены действующие правила назначения наказания при рецидиве, при которых даже за кражу курицы или мелкого домашнего скарба суды были вынуждены назначать ранее судимым не менее 2/3 или ¾ от верхнего предела лишения свободы по статье.
Теперь, по проекту УК, таких «перекосов» больше не будет.
***
В целях сокращения «тюремного населения» проектом УК полностью переработан институт условно-досрочного освобождения.
Им предусмотрены более мягкие, «щадящие» условия для УДО для уязвимых слоев населения (беременные, женщины, имеющие малолетних детей, пенсионеры, мужчины, в одиночку воспитывающие малолетних детей).
Установлена обязательность применения УДО к осужденным, полностью возместившим причиненный ущерб.
Расширены основания освобождения лица от уголовной ответственности, например при процессуальном соглашении и поручительстве, что также может оказать положительное влияние на снижение численности тюремного населения.
С другой стороны, как надлежащая реакция государства на коррупционные преступления, вводятся как обязательные дополнительные виды наказаний в виде лишения званий, чинов, рангов и государственных наград, а также пожизненного запрета занимать должности на государственной службе.
Такой же пожизненный запрет устанавливается на работу с детьми лицам, совершившим преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних.
С учетом международного опыта такой вид наказания как конфискация будет выражаться в безвозмездном изъятии и обращении в доход государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, за исключением приобретенного законным путем (Великобритании, Германии, Швеции и России Бельгии и Турции Франции, Испании и Японии).
Кроме того, проектом предусмотрено концептуальное положение о возможности назначения судами конфискации имущества не только как меры наказания, но и в строго определенных случаях - как меры уголовно-правового воздействия. Это связано с реализацией ст.54 Конвенции ООН против коррупции о конфискации имущества по решению суда, но до вынесения приговора.
Она будет применяться, когда подозреваемый, обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо место его пребывания не установлено по другим причинам, нахождения его вне пределов Республики Казахстан либо уголовное преследование в отношении него прекращено в связи с актом амнистии, истечением срока давности, а также его смертью.
В новой редакции Уголовного кодекса сохранены основные, оправданные временем и практикой уголовно-правовые институты и нормы, обеспечивающие эффективную защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства.
***
Сопутствующий законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного законодательства» направлен на приведение других отраслей законодательства в соответствие с новой редакцией Уголовного кодекса, недопущение коллизии и противоречий в системе права.
Законопроект включил в себя поправки в 13 кодексов и 43 закона.
Так, введение системы «уголовных правонарушений» (состоящих из преступлений и уголовных проступков), повлекло необходимость коррекции 8 кодексов и 28 законов, которые регулируют правовые аспекты, связанные с совершением только преступлений, но не проступков.
К примеру, в Законе «О государственной службе» вносятся дополнения в основания прекращения государственной службы, позволяющие рассматривать в качестве такового - вступивший в силу обвинительный приговор за совершение умышленного уголовного проступка.
Некоторые поправки связаны с введением определенных запретов: например, вносятся поправки в Трудовой кодекс, в связи с введением уголовно-правового запрета на занятие педагогической и воспитательной деятельностью лицам, осужденным за сексуальные преступления против несовершеннолетних и др.
Введение новой системы уголовных наказаний также потребовало внесения изменений и дополнений в ряд законов. К примеру, существенно изменены виды наказаний, применяемых к военнослужащим, - исключены ограничение по воинской службе, содержание на гауптвахте.
В связи с установлением в проекте Уголовного кодекса ответственности за провоцирование трудовых конфликтов, вносятся соответствующие дополнения в Трудовой кодекс (в статью 303 «Незаконные забастовки»).
С учетом объединения признаков лжепредпринимательства с совершением действий по выписке счет-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, редакции подвергаются положения Налогового кодекса. Эти поправки позволят предотвратить возврат взысканных налогов из бюджета.
Принятие данного законопроекта обеспечит взаимосогласованную и единообразную реализацию нового уголовного закона в правоприменительной деятельности.