Интеграционный «триумвират» в виде ЕАЭС не является политическим объединением
Zakon.kz
Считанные дни остаются до заключения странами-членами Таможенного союза Казахстаном, Россией и Беларусью Договора о создании Евразийского экономического союза.
Между тем появляются вопросы относительно «рулевого обоза». Действительно, если в одной «лодке» плывут три путешественника, то кто-то, ведь должен стоять «у руля». И от этого зависит не только благополучное «плавание», но и прибытие к намеченной «гавани» - цели. В этом плане необходимо обратиться к проекту договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), над которым работали команды из трех стран-участниц ТС, и где прописаны механизмы принятия решений, равно как и права и обязанности членов нового интеграционного объединения. Относительно принимаемых решений известно, что они в рамках формируемого сейчас Евразийского экономического союза будут приниматься на основе продуманного и сбалансированного консенсуса.
Об этом в рамках пресс-конференции в Службе Центральных Коммуникаций сообщил глава казахстанской группы переговорщиков, первый вице-премьер Бахытжан Сагинтаев. «С образованием Евразийского экономического союза возврата к СССР не будет. Обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов всех сторон. В проекте Договора заложен четкий механизм консенсуса при принятии стратегически важных вопросов и решения на всех уровнях, что исключает всякую возможность доминирования какого-либо государства», - подчеркнул он.
Разработанный в рамках Договора о ЕАЭС механизм заключается в том, что наиболее важные решения будут принимать исключительно консенсусом, то есть при полном согласии всех стран-участниц. Оставшиеся решения могут быть приняты лишь квалифицированным большинством членами Комиссии. По словам первого вице-премьера Бахытжана Сагинтаева, в документе четко прописана система сдержек и противовесов в принятии важных решений. При принятии важных решений в рамках ЕЭС необходимо будет квалифицированное большинство в 2/3 голосов, причем в состав этого большинства должны входить представители всех стран-участниц. Другими словами, если какое-либо решение будет коренным образом противоречить национальным интересам Казахстана, республика сможет легко его заблокировать. И это право закреплено в проекте Договора о создании ЕАЭС.
Кроме этого Казахстан сможет заблокировать любые решения в рамках Евразийского экономического союза, способные повредить его национальным интересам. Такое заявление на пресс-конференции в Службе Центральных Коммуникаций сделал глава казахстанской группы переговорщиков по подготовке проекта Договора, первый вице-премьер Бахытжан Сагинтаев. Напомним, что в состав Евразийской экономической комиссии входят экс-премьер Даниал Ахметов, экс-глава Агентства по регулированию естественных монополий Нурлан Алдабергенов и бывший вице-министр экономики Тимур Сулейменов.
В данном случае становится очевидным, что ЕАЭС как интеграционное объединение ни в коем случае не является возвратом во времена Советского Союза. «В ходе переговоров наша переговорная команда полностью отстояла позицию по недопустимости политиками союза и обсуждения в его рамках вопросов, затрагивающих национальные компетенции и государственный суверенитет», - отметил первый вице-премьер Бахытжан Сагинтаев.
Также Астана в рамках создаваемого Евразийского экономического союза сохранит суверенное право на взаимодействие со всеми странами мира и другими международными организациями. В рамках договора закреплен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов сторон. Согласно пунктам проекта договора, ЕАЭС не будет связывать Казахстану руки во взаимовыгодном сотрудничестве с альтернативными экономическими партнерами. Астана вправе заключать договора с третьими государствами и международными организациями. Тем самым Казахстан беспрепятственно продолжает реализовывать многовекторную политику, основанную на национальных интересах.
Кроме этого создаваемый на базе Таможенного союза интеграционный «триумвират» в виде Евразийского экономического союза не является политическим объединением. И это видно из предмета договора, где ясно указано, что основой создания ЕАЭС являются вопросы исключительно экономического сотрудничества. При этом все участники ЕАЭС сошлись во мнении о недопустимости политизации союза и обсуждение в его рамках вопросов, затрагивающих национальные интересы и государственный суверенитет.
Следует отметить, что Таможенный союза как базис создания Евразийского экономического союза уже показал себя в выгодном свете. С 2009 года годовой товарооборот с партнерами по ТС вырос на 88,3 процентов, в то время как аналогичный показатель с остальными странами увеличился на 47,9 процентов. То есть, сформированное по инициативе Казахстана интеграционное объединение стало драйвером торговой активности стран на постсоветском пространстве.
Поделитесь новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript