Лента новостей
0

Возможность создания аудиторских компаний при наличии одного аудитора и обязательный аудит налоговой отчетности по ИП и малым/средним компаниям

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 24.04.2014 16:01 Фото: zakon.kz
Экономист

Введение:

Имею возможность время от времени погружаться в работу налоговых управлений на местах. При этом я постоянно наблюдаю одну и ту же картину: в любом НУ почти каждый день вы встретите плачущего/кричащего (что в-общем одно и то же) ИП или мелкого налогоплательщика и сотрудников НУ, которые пытаются объяснить о необходимости и правилах заполнения той или иной ФНУ. При этом выясняется, что налогоплательщик (который между прочим производит реальные услуги или товары) просто не знал/не понял/ошибся, и вообще в целом плохо понимает язык, применяемый в работе сотрудниками НУ. В результате ему грозят пеня, пересдача отчетности и возможно ограничение расходных операций по счету. Не обладаю точными данным по соотношению кол-ва компаний/ИП и объему налоговых поступлений в бюджет по каждой категории налогоплательщиков, но предполагаю, что вероятнее всего закон Парето применим к этому соотношению, то есть около 80% всех налогоплательщиков дают не более 20% всех поступлений в бюджет в рамках страны. Посмотрим с другой стороны: какое количество времени сотрудники отделов аудита НУ тратят на аудит ИП, малых и средних компаний и насколько высокого качества проводимый аудит именно мелких компаний? Предполагаю, что времени тратят очень много, поскольку количество проверяемых мелких компаний очень велико. Но качество при этом очень низкое, поскольку сумма возможного доп.дохода в виде пени не более 20% от общего объема, а отработать нужно целую уйму мелких компаний или ИП. Вполне возможно, что я ошибаюсь в отношении количества времени сотрудников отдела аудита, но если приплюсовать то кол-во времени, которое тратится сотрудниками НУ на разъяснения по тому же сегменту клиентов, то предполагаю, что именно соотношение 80/20 будет точно отражать сложившуюся картину по использованию ресурсов в НУ. Добавлю также, что это ведет к снижению качества аудита крупных компаний, поскольку временной ресурс просто ограничен, а тратится большая его часть на мелочь.

Также почти каждый день в налоговой можно видеть как грамотные бухгалтера/аудиторы разговаривают на языке Налогового кодекса с сотрудниками НУ. Очень приятная для глаз картина, поскольку споры как правило конструктивны, аргументированы и подкреплены статьями Налогового кодекса.

Налицо два полюса: непрофессионалы в области налогообложения и временные затраты со стороны налоговых органов на работу с ними (то есть фактически обучение, причем совершенно впустую, потому что бесплатное) и профессионалы в области налогообложения при минимальных временных затратах со стороны НУ.

Знаю, что есть многочисленная прослойка профессионалов в области налогов и финансов, но при этом почему-то стоимость услуг на рынке аудиторских и бухгалтерских услуг достаточно высока, что говорит либо о неконкурентной среде, либо о наличии серьезных входных барьеров в этом сегменте. Действительно, по действующему законодательству необходимо минимально наличие 2 аудиторов для создания аудиторской компании. Кол-во экзаменов от 3 до 4 и насколько мне известно проходной балл по профессиональной квалификации не менее 75 из 100 возможных, при этом срок сдачи ограничен 5 годами. По бухгалтерским услугам примерно тоже самое. Налицо завышенные входные барьеры, но при этом огромный в рамках страны административный ресурс тратится на проверку систем учета у мелких и средних налогоплательщиков.

Почему бы не задействовать уже имеющуюся прослойку профессионалов на аудит именно налоговой отчетности и сократить используемые на это ресурсы, оплачиваемые из бюджета?

В связи с описанной выше ситуацией предлагаю внести изменения в действующее законодательство об аудиторской деятельности в РК и законодательство по налогам, в том числе разработать и одобрить законопроект об обязательной процедуре аудита налоговой отчетности малыми и средними предприятиями.

Суть предлагаемых изменений: разрешить организовывать и выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности компаниям с минимальным количеством участников, имеющих лицензию аудитора, то есть один человек , имеющий лицензию аудитора может организовать аудиторскую компанию и получить на это государственную лицензию. В настоящее время минимальное количество участников ограничено двумя лицами имеющими лицензию. Минусов такой схемы работы очень много, по этому поводу было достаточно много аргументов со стороны профессиональных аудиторов, кроме того это ведет к повышению стоимости услуг.

При этом сделать обязательным аудирование налоговой отчетности профессиональными аудиторами и исключить эту функцию у налоговых управлений по Казахстану в отношении малых и средних компаний . Все это необходимо для того чтобы переложить на частный институт профессиональных аудиторов груз проверки налоговой отчетности малых и средних предприятий. То есть высвободить административный государственный аппарат, занимающийся аудитом малых и средних предприятий во всех налоговых инспекциях по Казахстану и переложить выполнение процедуры подтверждение достоверности и объективности налоговой отчетности по малым и средним предприятиям на частных аудиторов. Процедура будет проста: бизнес в любом случае составляет налоговую отчетность, остается только перед отправкой в налоговую проверять ее соответствующими профессионалами. Конкурентная среда будет вынуждать аудиторов предоставлять качественные услуги по конкурентной цене, то есть бороться за заказы, ответственность при этом несет аудитор двойную: перед государством и перед бизнесом за ккачество услуги, ответственность ограничена стоимостью предоставленной услуги и легко доказуема, то есть аудитор заинтересован предоставить качественную услугу, в противном случае будет вынужден вернуть стоимость услуги бизнесу, а тот в свою очередь государству в случае неправильно или некорректно исчисленных налоговых обязательств.

Выгода для 3 сторон: гос.органы, поскольку экономят на содержании аппарата и получают качественную налоговую отчетность, бизнес, поскольку опять-таки получают качественную налоговую отчетность и разделяют ответственность с профессионалами, аудиторы, поскольку получают дополнительный гарантированный объем заказов и совершенствуются в избранной сфере деятельности.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: