О необходимости принятия закона Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научно-технической деятельности»
I. Название законопроекта Республики Казахстан
«О коммерциализации результатов научно-технической деятельности»
II. Краткая характеристика проблемы
В Республике Казахстан в отличие от технологически развитых стран высокая доля государственного сектора исследований и разработок, отсутствий наукоемких частных компаний, очень медленное развитие бизнеса, основанного на инновациях. Большая часть научно-исследовательских институтов в Казахстане – это государственные учреждения, что в свою очередь несут в себе проблему коммерциализации технологий. В итоге огромное количество технологий остаются невостребованными, НИИ и ученые ограничены в реализации своих разработок, что ограничивает их в возможности получать дополнительные доходы и все их внимание устремлено на получение государственного финансирования. Бизнес и наука отделены друг от друга, нет взаимодействия, нет совместных проектов, сотрудничества.
Действующее законодательство Республики Казахстан регулирует интеллектуальную собственность, сложилась устойчивая система ее охраны и защиты, но при всем при этом, необходимо как можно быстрее принять Закон Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научно-технической деятельности», который бы решил проблему коммерциализации технологий с непосредственным участием государственных научных организаций, обеспечивая механизмы коммерческого трансфера и взаимодействия с предпринимательским сектором.
С данной проблемой сталкивается не только Казахстан, но и многие другие страны, к примеру Россия, многие европейские государства. Камнем преткновения до недавнего времени в частности в европейских странах являлось ограничение для государственных научных организаций по созданию дочерних компаний, на данный момент общей тенденцией в европейском законодательстве является создание норм права, которые стимулируют государственные научные организации к участию в создании старт ап компаний.
Создание старт ап компаний в Республике Казахстан является приоритетом на сегодняшний день, в связи с этим необходимо разработать правовые нормы, создающие стимулы для процесса коммерциализации и на стимулирование инновационной деятельности в Казахстане. Поэтому есть необходимость в подготовке законопроекта, который бы мог создать правовую основу для развития коммерциализации технологий в Республике Казахстан.
III. Цели и задачи законопроекта
Основная цель Закона Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научно-технической деятельности» - стимулировать коммерческое использование технологий и его коммерческий оборот.
Сфера применения Закона – результаты научно-технической деятельности, в том числе полученные за счет или с использованием бюджетных средств, старт ап, государственные частные партнерства в научно-технической сфере.
Задачи Законопроекта:
1. Определить коммерциализацию, как один из профилей деятельности государственных органов, НИИ и ВУЗов.
2. Определить инструменты коммерциализации РНТ и ИТД.
3. Определить механизмы коммерциализации результатов научной, научно-технической и интеллектуальной творческой деятельности.
4. Развитие инфраструктуры офисов коммерциализаций в ВУЗах, НИИ, в промышленных предприятиях.
5. Правила и формы созданий старт ап компаний.
6. Ввести в глоссарии законопроекта термины с определениями, которые используются на практике, к примеру, «коммерциализация результатов научной, научно-технической и интеллектуальной творческой деятельности», «субъекты коммерциализации», «объекты коммерциализации», «инновационная инфраструктура», «технологическая платформа», «старт ап компания» и другие.
Для решения указанных задач необходимо урегулировать следующие вопросы:
1. Формирование системы стимулов коммерциализации через закрепление доли прибыли между ученым, научно-исследовательским институтом, офисом коммерциализации или другими посредниками, содействующим коммерциализации.
Целесообразно в проекте Закона определить порядок заключения соответствующих лицензионных соглашений и разделения роялти.
Необходимо, чтобы в Законе было прописано жесткая пропорция распределения лицензионных платежей (роялти) между исследователями, НИИ (ВУЗами) и посредническими компаниями. Например, предписывает, что минимально авторское вознаграждение автора составляет - 30%. Принимая во внимание, что практика распределения роялти не развита в Казахстане, предлагается определить законодательные рамки для выплат роялти при условии сохранении гибкости системы распределения роялти.
Таким образом, предлагается определить в Законе следующий механизм: применяется схема не менее 30% (ученому) на (НИИ, ВУЗ), а доля посреднической организации на содержании определяется на основе договора, но не менее 15%.
2. Разработка условий участия НИИ и ВУЗов в капитале старт ап компаний, имеющих особый статус (например, при регистрации, в выплате налогов и других обязательных платежей в бюджет).
Старт ап компаний является важнейшим каналом коммерциализации технологий.
Бизнес тесно связанный с научными исследованиями или основанные учеными, имеют важное значение в инновационном процессе.
3. Создание правовой основы и определение статуса инфраструктурных организаций, которые действуют как агенты государства по реализации программ коммерциализации и оказание содействия участникам процесса коммерциализации.
Инфраструктурные организации – посредники (например, Центр коммерциализации технологии, офисы коммерциализации, бизнес инкубаторов, технопарков, технологических платформ и т.п.) играют ключевую роль при коммерциализации. По типу собственности посредники подразделяются на государственные (их деятельность финансируется государством полностью, например, ТОО «Центр коммерциализации технологий» при МОН РК), государственно-частные (их деятельность финансируется за счет долевого участия научно-исследовательского института/государства и частного партнера) и частные.
4. Определить механизмы коммерциализации результатов научной, научно-технической и интеллектуальной творческой деятельности:
1) Введение РНТ и ИТД в хозяйственный оборот путем оказания услуг на договорной основе физическим и юридическим лицам;
2) Заключении лицензионного договора и (или) договора о переходе исключительных прав на результат интеллектуальной творческой деятельности к другому лицу;
3) Создании юридического лица для практического применения (внедрения) РНТ и ИТД.
IV. Предмет регулирования законопроекта, предполагаемые правовые и социально-экономические последствия
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения в сфере коммерциализации технологий, включающие в себя правовое положение субъектов коммерциализаций технологий, организационные, экономические и социальные условия их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности субъектов, полномочия и ответственность органов управления и контроля, аудит.
V. Структура законопроекта
Предлагается ввести следующую структуру законопроекта:
Преамбула
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Субъекты коммерциализаций технологий
Глава 3. Объекты коммерциализаций технологий
Глава 4. Инструменты коммерциализации результатов научно-технической деятельности
Глава 5. Механизмы коммерциализации результатов научно-технической деятельности
Глава 6. Создание старт ап компаний
Глава 7. Ответственность субъектов коммерциализации технологий
Глава 8. Реорганизация и ликвидация субъектов коммерциализаций результатов научно-технической деятельности
В ходе разработки законопроекта наименования и порядок отдельных статей может изменяться.
VI. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта
Принятие единого закона «О коммерциализации результатов научно-технической деятельности» позволит:
- устранить имеющиеся в действующих законах об интеллектуальной собственности противоречия, пробелы, дублирование норм;
- уточнить и сделать более благоприятными экономические условия деятельности субъектов коммерциализации технологий;
- совершенствовать работу органов управления и контроля субъектов коммерциализации технологий;
- совершенствовать порядок распределения финансового результата между участниками коммерциализаций технологий.
VII. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом
Поскольку одной из основных новаций законопроекта является предоставление субъектам коммерциализаций технологий правовой возможности распределять чистый доход среди своих членов в соответствии с долей их участия в его хозяйственной деятельности, оставаясь при этом в статусе коммерческой организации, потребуется внесение дополнения в Гражданский кодекс Республики Казахстан.
VIII. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами
Вопросы коммерциализации технологий регламентированы следующими законодательными актами Республики Казахстан:
1) Гражданский кодекс Республики Казахстан
2) Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года
3) Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке»
4) Закон Республики Казахстан от 2 сентября 2011 года «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности»
IX. Условия реализации законопроекта
Данный законопроект позволит расширить базу для согласования интересов государства (в лице министерств и ведомств), ученых и бизнеса. Однако подготовка законопроекта такого уровня – является достаточно сложной задачей.
Необходимо согласованная работа экспертов в данной области с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, ученых, НИИ, представителей бизнеса, иностранных инвесторов в сфере венчурного бизнеса, государства в лице уполномоченных органов как инициатора законопроекта с выделением бюджетных средств на разработку данного законопроекта.
X. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта
Реализация указанного законопроекта не требует финансовых затрат из республиканского или местного бюджета.