Внедрение единой пенсионной системы ЕАЭС маловероятно

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 05.08.2014 18:59 Zakon.kz
Как известно, страны ЕАЭС могут договориться о зачете пенсионных обязательств и трудовые мигранты в будущем смогут получать пенсии вне зависимости от того, в какой стране они трудились.
Внедрение зачета пенсионных обязательств в рамках стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет невозможным. Таким мнением с  LS поделился бывший глава Ассоциации пенсионных фондов, ныне председатель союза потребителей финансовых услуг “Финпотребсоюз” Айдар Алибаев.

Эксперт акцентировал внимание на том, что зачет пенсионных обязательств предполагает выход мигрантов в легальную сферу; у них появятся обязательства выплачивать налоги, собирать справки и регулярно отмечаться в миграционных службах. В то время как большинству людей, приезжающих в другую страну на заработки, это без надобности.

«Даже если предположить, что каким-то образом этот механизм можно настроить, для мигрантов это означает выход  в легальную сферу, «белую» бухгалтерию. Львиная доля людей работает в «теневой экономике», неизвестно где живут и получают оплату наличными деньгами. Это не нужно ни им самим, ни их работодателям. Мигранты сами, в первую очередь, будут препятствием для осуществления таких перемен», – уверен А.Алибаев.

Как известно, страны ЕАЭС могут договориться о зачете пенсионных обязательств и трудовые мигранты в будущем смогут получать пенсии вне зависимости от того, в какой стране они трудились. Зачет пенсий предлагается установить между странами-реципиентами рабочей силы (Россия, Казахстан, Беларусь) и странами-донорами (Кыргызстан, Таджикистан, Армения).

Эксперт акцентировал внимание на том, что 95% трудовых мигрантов составляет молодежь, которую мало заботят проблемы их будущей старости.

«Будущая старость – она в будущем. Мне доводилось быть в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане. Особенно это заметно в Таджикистане – там нет молодых людей, они все уехали на заработки в Россию. Туда уезжают молодые, физически здоровые люди, которые в состоянии что-то заработать. О какой пенсии для этого молодого человека может идти речь?», – отметил А.Алибаев.

Кроме того А.Алибаев заметил, что существуют огромные различия между пенсионными системами перечисленных стран. В России, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и Армении действуют трехуровневые модели с обязательным накопительным компонентом. В Беларуси работает одноуровневая солидарная система.

«Между нашими пенсионными системами больше различий, чем между лебедем, раком и щукой из басни Крылова. Разве можно эти пенсионные системы свести к какому-то единому знаменателю? Тот же возраст выхода на пенсию – во всех странах он разный. Надо пройти через многолетнее обсуждение в парламентах стран. Потребуется найти точки соприкосновения пенсионных законодательств семи или восьми стран. При этом  каждая страна будет тянуть одеяло на себя. У нас о цене на молоко и водочные акцизы три страны договориться не могут. А тут они хотят пенсионные системы свести», – объяснил А.Алибаев.

По мнению эксперта Международной организации по миграции Кайратбека Джамангулова создание механизма зачета пенсионных обязательств необходимо и актуально. Более того, он считает, что с данной инициативой страны даже немного припозднились.

«Это было необходимо давно. Процесс трудовой миграции, как в Казахстан, так и Россию, находится в активной фазе около 10 лет. Так что даже припозднились. Во-первых, сохраняется социальная гарантия, во-вторых, мигранты легализуются, так как официально платят отчисления, официально работают,  могут обращаться в полицию, больницу. В-третьих, у бюджетов принимающих стран появляется еще больше длинных денег. В общем, одни плюсы», – уверен эксперт.

Он не отрицает, что процесс будет очень сложным, слишком много различий между пенсионными системами. Однако К.Джаманкулов полон оптимизма и полагает, что государствам удастся достигнуть единого мнения по данному вопросу.

«На самом деле за этим волевым решением стоит очень кропотливая работа: разные возрасты выхода на пенсию, разные объемы отчислений. Я согласен с тем, что пенсионные системы стран-доноров и стран-реципиентов между собой очень сильно отличаются. Я считаю верным такой подход, когда индивидуально с каждым государством будут разрабатывать систему взаимозачета. Обязательно будут и изменения в законы», – говорит эксперт международной организации по миграции.

К.Джаманкулов предполагает, что в инфраструктурном плане наиболее подготовленными к взаимозачету пенсионных обязательств окажутся Казахстан и Россия.

«Такого рода решения идут вслед за политическими. А политические решения уже принимаются, подписан договор о ЕАЭС. Теперь процесс, наверное, ускорится. До пяти лет, я думаю, займет время», – прогнозирует эксперт.

Гульназ Нурайхан
Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: