Приватизация создаст условия для частного бизнеса в новых отраслях
Приватизация создаст условия для частного бизнеса в новых отраслях
Приватизация создаст условия для частного бизнеса в новых отраслях. В этом уверен директор департамента политики управления государственными активами Министерства экономики и бюджетного планирования РК Канат Ибраев. О том, какое значение имеет вторая волна приватизации для казахстанской экономики и какую выгоду от приватизации получит простой народ, он рассказал в интервью корреспонденту BNews.kz.
- Какое стратегическое значение имеет приватизация для казахстанской экономики?
- В соответствии с Посланием народу «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитых государств мира. Также Глава государства поставил четкую задачу до 2020 года довести долю государственного участия в национальной экономике до уровня большинства развитых стран ОЭСР до 15 % от ВВП.
При этом, основным посылом всей государственной политики по реализации данной стратегии является вовлечение в предпринимательскую инициативу максимально большего число казахстанцев, сделать малый и средний бизнес воистину всенародным социально-экономическим движением.
Государство, используя различные механизмы, в том числе приватизацию, сужает сферу влияния государства в различных областях экономики, прежде всего, через передачу в конкурентный рынок непрофильных активов. В первую очередь это относится к тем сферам, где участие государства необязательно, а внедрение конкуренции должно положительно сказаться на качестве услуг для конечного потребителя.
- Что приватизация даст компаниям и простому народу?
- В мировой практике считается, что частный сектор является более удачным управленцем, нежели государство. Предприниматель быстрее может адаптироваться к новым условиям, быстрее будет внедрять новые разработки и технологии. Вторая волна приватизации призвана сократить государственное участие в экономике и создать условия для развития частного бизнеса в новых отраслях.
Приватизация должна дать мощный импульс развитию предпринимательства, так как для частного сектора появится большое количество объектов и направлений бизнеса, которые раньше были закреплены за государством. Население в свою очередь, получит улучшение качества, расширение спектра и снижение стоимости предоставляемых услуг за счет внедрения конкуренции.
- Опыт каких стран изучался при подготовке к приватизации?
- Нашими экспертами, конечно, был изучен международный опыт проведения приватизации. Есть несколько моделей, по которым страны проводили свою приватизацию. Массовая приватизация - Чехия, страны СНГ, Болгария, Словения; модель инсайдеров основана на приобретении приватизируемого предприятия целиком или доминирующей его доли сотрудниками данного предприятия - Польша, Румыния, Словения, Хорватия; модель установления единовременного мажоритарного контроля со стороны внешнего собственника - Венгрия, Эстония.
В США, Сингапуре, Австралии приватизация была основана на принципе «желтых станиц». Это когда посредством желтого справочника определялись компании, оказывающие услуги аналогичные государственным. Тест желтых страниц в США закреплен законодательно. Все федеральные агентства ежегодно проводят функциональный анализ и предоставляют в список функций, подразделяя их на традиционные и коммерческие. Все коммерческие функции, услуги далее подлежат приватизации. На местном уровне Международная городская ассоциация каждые 5 лет проводит опрос среди местных исполнительных органов на предмет выявления услуг, несвойственных государству и подлежащих передаче в частный сектор. «Тест желтых страниц» позволяет государству сконцентрироваться на своих традиционных услугах - госзащита, правоприменительная практика и прочее, приватизировав услуги, которые уже имеются в частном секторе.
Кстати, Правительство РК также разработало законопроект, который предусматривает внедрение принципов «желтых станиц», который ограничит участие государства в экономике и предоставит еще больше поля для функционирования частному сектору.
- Будут ли учтены недочеты и опыт первой приватизации во время проведения приватизации на 2014-2016 годы?
- Несомненно, опыт и недочеты первой приватизации будут учтены при проведении второй волны приватизации. В особенности сейчас уделяется большое значение таким принципам проведения приватизации как гласность, конкурентность, правопреемство, ответственность должностных лиц. Информация о выставляемых объектах находится в открытом доступе на сайте Реестра государственного имущества (www.gosreestr.kz), где любой желающий может посмотреть детальную информацию по объектам, включая сроки продажи, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, виды деятельности, оценочную стоимость и другие ключевые показатели компании.
- По какому принципу выбирались компании, которые частично перейдут в частные руки?
- Для определения организаций, подлежащих передаче в частный сектор Правительством были определены следующие критерии: - наличие частных компаний, осуществлявщих виды деятельности на данном товарном рынке; - не затрагивают вопросы национальной безопасности, обороноспособности государства или правопорядка; - не оказывают социальные услуги - при условии полного отсутствия конкуренции либо недостаточного количества частных компаний для полного удовлетворения потребностей населения в данных услугах.
При этом ГП и АО (ТОО) с государственным участием рекомендуется приватизировать в случаях, если основная часть доходов складывается от выполнения работ и оказания услуг частному сектору, не оказывают государственные услуги, не является субъектом государственной монополии, являются инвестиционно - привлекательными для частного сектора.
- Как будет повышаться эффективность управления государственными активами? Будет ли государство отслеживать этот вопрос после передачи объектов в частные руки?
- В первую очередь, эффективность управления объектом после приватизации будет зависеть от покупателя, а основным стимулом для повышения эффективности управления должна стать конкурентная среда. При этом, государство не собирается кидать на произвол судьбы приватизируемые предприятия. При проведении тендеров по продаже и передаче в доверительное управление при необходимости одним из условий будет сохранение профиля деятельности объектов и штата сотрудников. Также для обслуживания граждан в социальных объектах будет доводиться государственный заказ.
То есть, скажем, если раньше в государственном санатории проходили лечение определенные социально-уязвимые группы, то при новом хозяине данные группы будут продолжать получать услуги. При неисполнении обязательств со стороны покупателя договор купли-продажи расторгается, и объект подлежит возврату в государственную собственность. В этом и заключается пост-приватизационный контроль государства.
- Предусмотрены ли ограничения по участию в приватизации?
- Согласно правилам продажи объектов приватизации в приватизации могут принять участие физические лица и негосударственные юридические лица. В связи с чем, ограничений по участию в приватизации не предусмотрены. Участникам для регистрации в качестве участника торгов необходимо представить требуемые правилами продажи объектов приватизации документы и обладать необходимыми денежными ресурсами. Для участия в торгах необходимо внесение гарантийного взноса, который составляет 10% от стартовой цены объекта. Для победителя торгов гарантийный взнос засчитывается в оплату цены продажи. Остальным участникам гарантийный взнос возвращается.
Валерия БОНДАРЕВА