Даулет Ергожин: никто не будет кошмарить бизнес
Zakon.kz
Беседа состоялась в райцентре Кандыагаш, где Даулет Едилович находился с разъяснением послания президента Нурсултана Назарбаева "Нурлы жол".
Почему Россия попала в рублевую яму? Как делать бизнес без откатов? Нужен ли Казахстану четвертый нефтеперерабатывающий завод? На эти и другие вопросы "ЭК" отвечает председатель Комитета госдоходов Министерства финансов Даулет Ергожин.
– Семь направлений, определенных главой государства, имеют очень важное значение, – сказал г-н Ергожин.
– Например, президент поставил задачу – увеличить количество вводимого жилья. Оно должно быть доступным, чтобы депозитные ставки не были "драконовскими". Еще одним направлением является строительство инфраструктуры и дорог. Новая автомобильная трасса свяжет Астану, Актобе и Атырау, то есть Западный Казахстан получит выход к центру и в восточный регион. Знаете, сейчас дешевле привезти рыбу из Норвегии, чем из Актау. Это нонсенс! И все это связано с затратами на транспортировку. Поэтому строительство железных и автомобильных дорог создает нам условия для развития внутренней торговли.
– В новогоднюю ночь заканчивается действие моратория на проверку объектов малого и среднего бизнеса. Что будет 1 января?
– Вступит в силу мой приказ, что ни одна проверка объектов бизнеса не может быть проведена без камерального контроля, без выхода на предприятие, без запроса документов. Любой город, который хочет проверить предприятие, должен сначала написать на мое имя письмо с обоснованием. И если они докажут эту обоснованность, то будем проверять. Если предприятие работает, но у него наблюдается снижение прибыли или есть ошибки бухгалтерии, то это не основание для назначения проверки. Нужно просто пригласить бухгалтера, разъяснить ему нормы действующего законодательства и отпустить с миром.
– То есть кошмарить бизнес никто не будет?
– Никто. Но если что-то производится подпольно, без уплаты налогов, продается из-под полы, людям платят зарплату в конвертах, а предприниматель не зарегистрирован, то мы займемся этим.
– Вы строите довольно мрачные прогнозы относительно развития российской экономики. На чем они основаны?
– Я исхожу из своих макроэкономических расчетов. Курс рубля сильно упал. Бюджет России был рассчитан из цены 95 долларов за баррель нефти. Сейчас инфляция составляет 10%, в следующем году планируется столько же, если не больше. Экономика будет стагнировать, а ее рост приблизится к нулю или даже начнется резкий спад. Уже сейчас население России на 40% потеряло в доходах. У них не было глубоких реформ, как у нас. В РФ еще силен госсектор – значит, бизнес начнет меньше получать, а круговорот ВВП резко сократится. Я думаю, Россия начнет проводить быстрые реформы.
Так, они уже начали налоговую реформу, которую мы провели еще в 2009 году. Кстати, после послания президента были внесены изменения и в наш бюджет. Казахстан будет расти несмотря ни на что, а рост ВВП будет обеспечиваться. Принято решение о снижении цен на бензин: теперь Аи-92 вместо 128 тенге стоит 115 тенге за литр. Это еще одно подспорье, которое скажется на экономике.
– Не секрет, что президент распорядился "распечатать" некоторые средства из Нацфонда, чтобы влить их в экономику. Как вы думаете, стоит ли прибегать к деньгам из "валютной подушки"?
– Ранее звучали предложения: давайте деньги поделим на всех казахстанцев и быстро потратим, зато по-честному, всем поровну. Если вы помните, в фильме "Гараж" один из героев предлагал устроить сабантуй. Так вот, никаких сабантуев устраивать не надо. Деньги нужно очень грамотно тратить, особенно когда становится тяжело.
Сейчас Национальный фонд сыграл свою стабилизационную роль. Посмотрите, к примеру, на Грецию, у которой почти 900 млрд долларов долга, она находится на грани банкротства.– Что нужно сделать вашему ведомству, чтобы малый и средний предприниматель чувствовал себя комфортно?– Есть два направления. Первое – поменять менталитет наших сотрудников. Мы не контролирующий орган, мы – помогающий и в какой-то степени защищающий орган. Второе – все должны платить налоги одинаково. Не должно быть такого: этот – "с железной крышей", тот – с "пластиковой", один платит 20 тенге, другой – 1 тенге, третий – вообще ничего. То же самое коснется и тендеров. Сейчас принято решение менять закон относительно госзакупок. Почему? Потому что во главу угла ставится цена. Но цена – это не всегда качество. Сегодня купил стул за 10 тенге, завтра он сломался, второй купил – тоже сломался…
Хотя можно купить стул за 1 000 тенге, и он будет служить 10 лет. Но мы покупаем 1 000 стульев по 10 тенге и тратим на это 10 000 тенге. Также будем менять систему контроля денег из системы госзакупок. Допустим, человек выиграл тендер. Минимум 10% он должен вернуть в виде налогов. Выиграл 10 млрд тенге – 1 млрд должен вернуть в бюджет. А он возвращает всего 1 млн.
– Так он 30% уже отдал в виде отката. Иначе он вообще ничего не получит!
– Чтобы не было разводов и откатов, мы предложили изменить систему контроля. И сделать комбинацию английской системы контроля и старой советской.
– Будет ли строиться четвертый нефтеперерабатывающий завод?
– Экономические расчеты, которые мы провели, показывают, что еще один НПЗ в какой-то период времени нужно будет строить. Но сейчас – это преждевременно. Потому что производственных мощностей после реконструкции, которая будет проведена до 2016 года, заводам хватит еще на 15–20 лет. К этому времени изменится и технологический расклад. Японцы, например, уже сейчас выпускают автомобили, работающие на водороде, немцы переходят на синтетический дизель. Если мы сейчас начнем применять уже существующие технологии, то они быстро устареют.
Виктор ГЕРБЕР, Юрий ТАРАСЕНКО
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript