В ВС РК рассказали о модернизации законодательства по вопросам отправления правосудия

Законом предусматривается нормы, направленные на повышение оперативности и удобства рассмотрения судебных дел для участников судебного процесса.
Верховным судом проводится системная работа по реализации поручений главы государства о повышении доступности правосудия, озвученных на VI съезде судей республики в ноябре 2013 года.
Так, 17 ноября 2014 года Президентом Н.А.Назарбаевым подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур». Закон вступил в силу 30 ноября т.г.
Закон предусматривает нормы, направленные на повышение оперативности и удобства рассмотрения судебных дел для участников судебного процесса, а также расширение использования современных информационных технологий.
Среди них особо можно отметить следующее:
1) Положениями Закона вводится новая форма гражданского судопроизводства – упрощенное исковое производство (УИП).
В порядке УИП будут рассматриваться несложные дела о взыскании денежных сумм на основе письменных доказательств сторон. Применение данной формы ограничено ценой иска (справочно: для юридических лиц цена иска не превышает 500 МРП, для индивидуальных предпринимателей, физических лиц – 100 МРП).
Также УИП применима к спорам независимо от цены иска, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору.
Преимущество УИП состоит в том, что иск рассматривается в месячный срок со дня принятия заявления к производству и без вызова сторон. При наличии определенных обстоятельств дело может быть рассмотрено в обычном порядке.
2) Положениями Закона расширяется приказное производство. Вводится новая глава, предусматривающая детальную регламентацию процедуры заключения мирового соглашения.
В целях поощрения сторон к мирному разрешению спора, заключение мирового соглашения включено в перечень оснований для возврата государственной пошлины, предусмотренный Кодексом «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
Так, если на сегодняшний день оканчиваются производством в связи с заключением мирового соглашения лишь 1,5% от общего количества рассмотренных дел, то с введением новой нормы, полагаем, что количество прекращенных дел по данному основанию значительно увеличится.
3) Законом уточняются права сторон и других лиц, участвующих в деле, на представление имеющихся доказательств только в суде первой инстанции.
При этом, непредставление доказательств суду первой инстанции исключает их предъявление в вышестоящих инстанциях, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом.
4) Введено дистанционное исследование доказательств и заслушивание объяснений, участвующих в деле лиц судом в режиме реального времени посредством видеосвязи.
Это обусловлено тем, что нередко дальность расстояния и, соответственно, связанные с этим расходы лиц, участвующих в деле, на проезд является основанием для отложения разбирательства дела.
Анализ показал, что имеет место отложение одного дела до 17 раз, в том числе по указанным выше причинам.
5) Закон предоставляет лицам право обращения в суд в форме электронного документа. Это правило распространяется также на подачу апелляционных и кассационных жалоб, выдачу судебных актов, исполнительных листов и других документов.
На данном этапе уже функционируют такие сервисы, как единое окно доступа «Судебный кабинет», где предоставлена возможность подачи искового заявления, в режиме онлайн с помощью электронной цифровой подписи, а также электронного обращения. С момента внедрения «Судебного кабинета» население оценило удобства его использования, о чем свидетельствует постоянно увеличивающееся количество пользователей. По состоянию на 27 ноября сего года в «Судебный кабинет» подано 83 363 заявлений, обращений.
6) Законом предусматривается фиксация судебного заседания с помощью средств аудио-, видеозаписи с составлением краткого письменного протокола.
Да, ранее гражданское процессуальное законодательство предусматривало применение средств аудио-, видеозаписи судебного заседания. Однако такая запись являлась дополнением к основному протоколу, составляемому в письменной форме.
С внесением поправок в процессуальное законодательство аудио-, видеопротокол будет использоваться как самостоятельный протокол судебного заседания, равнозначный протоколу в письменной форме.
Это будет способствовать ускорению судопроизводства, минимизации потерь времени суда и сторон по делу, предотвращения нарушения порядка ведения и составления протоколов судебных заседаний и подачи в связи с этим жалоб.
К сведению, за 9 месяцев текущего года, согласно государственной статистике, порядка 37 % гражданских дел рассмотрено с применением аудио-видео и аудиофиксации.
7) Законом вводится обязанность по уплате государственной пошлины за подачу апелляционных, кассационных жалоб и ходатайств об оспаривании судебного акта. Это обусловлено тем, что в настоящее время стороны, пользуясь отсутствием финансового «ограничителя» в виде пошлины, используют возможность обжалования любого судебного акта, осознавая свою неправоту.
Нередко лицо не интересует сам спор, ему важно тянуть время, и поэтому проигравшая сторона при отсутствии на то оснований подает жалобы в вышестоящие судебные инстанции. Также и «нечистоплотные» представители сторон с целью получения дополнительной оплаты за услуги представительства обжалуют судебные акты. Тем самым создают помехи для своевременного восстановления нарушенных прав лица.
Установление госпошлины за обжалование судебных актов будет способствовать заинтересованности сторон в мирном разрешении дела, то есть посредством внесудебных институтов, о развитии которых неоднократно отмечалось главой государства.
8) Закон предусматривает также отсрочку уплаты государственной пошлины по искам о защите прав потребителей, поданным физическими лицами.
9) Законом вводится норма, предусматривающая возможность рассмотрения дел, отнесенных к подсудности ювенальных судов.
Как известно, с августа 2007 года в нашей республике функционируют специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. Они созданы в целях обеспечения защиты прав несовершеннолетних при рассмотрении дел в судах.
Вместе с тем, в настоящее время, ювенальные суды действуют, как правило, только в областных центрах. В этой связи, у сторон, возникают дополнительные организационные и материальные сложности, обусловленные их отдаленным местом жительства от места дислокации ювенальных судов.
10) Верховным Судом разработаны проекты Гражданского процессуального кодекса в новой редакции и проекты сопутствующих к нему законов, которые внесены на рассмотрение Мажилиса Парламента 31 декабря 2014 года.
Проект Кодекса направлен на модернизацию гражданского процессуального законодательства с целью обеспечения эффективной судебной защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, широкое применение примирительных процедур.
Поделитесь новостью
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript