Доклад Министра юстиции РК по итогам работы ведомства (г.Астана, 12 мая 2016 года)
Доклад
Министра юстиции РК по итогам работы ведомства
(г.Астана, 12 мая 2016 года)
Сегодня с усилением роли общественного контроля Общественный совет призван стать полноправным участником формирования политики во многих направлениях деятельности органов юстиции. В этом плане мы надеемся, что имеющийся опыт и знания членов Общественного совета будут рационально и эффективно использованы в решении основных вопросов в деятельности Министерства.
О нашей работе многие из Вас знают не понаслышке, а напрямую участвуют в реализации задач, поставленных перед ведомством.
Ряд членов Общественного совета регулярно присутствуют на итоговых коллегиях Министерства, высказывают свое мнение и дают рекомендации, которые учитываются в работе Министерства.
Как известно, законопроектная работа является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства и, соответственно, Министерства юстиции, как органа, осуществляющего координацию данной работы.
В реализацию Плана Нации - 100 конкретных шагов, Правительством было принято 58 законов.
Все законопроекты были рассмотрены на заседаниях МВК по вопросам законопроектной деятельности, рабочим органом которого является Министерство юстиции.
В своей статье «План нации - Путь к казахстанской мечте» от 6 января т.г. Президент страны дал высокую оценку проведенной работе по изменению национального законодательства, отметив, что в результате слаженности мер Парламента и Правительства в 2015 году проделан колоссальный объем по законодательному и организационному обеспечению старта Пяти институциональных реформ. Это свидетельство высокой эффективности системы взаимоотношений представительной и исполнительной ветвей государственной власти.
В истекшем году Министерством разработан План законопроектных работ Правительства на 2016 год, который предусматривает разработку 26 законопроектов, а также План по реализации Концепции правовой политики на текущий год, который содержит 16 мероприятий.
Помимо планирования и координации законопроектной деятельности Правительства, Министерство юстиции является разработчиком 11 законопроектов, из них 5 были разработаны в 2015 году. (1) «Об арбитраже»; 2) сопутствующий к нему законопроект; 3) О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан; 4) О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» и 5) О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства).
К числу знаковых и масштабных результатов работы следует отнести разработку уже подписанных Главой Государства Предпринимательского кодекса и сопутствующего к нему законопроекта, которые направлены на обеспечение правовой помощи и должного уровня защиты предпринимательства. По проекту проведена кропотливая и объемная работа по кодификации и систематизации множества нормативных правовых актов, в результате которой в Кодексе урегулирован большой блок вопросов, имеющих важное значение для предпринимательской деятельности. В нем были сконсолидированы нормы практически всех отраслей законодательства, регулирующих эту сферу, в том числе порядок взаимодействия государства и субъектов предпринимательства, а также формы и способы государственного регулирования и защиты их прав. Нашли отражение модернизированные правовые аспекты реабилитации и банкротства бизнеса. Заложена законодательная основа института бизнес-омбудсмена, который должен стать центральным механизмом защиты бизнеса и правовой помощи предпринимателям.
Среди важных документов, по которому проведена серьезная работа, стоит отметить также подписанный Главой государства в начале апреля т.г. Закон «О правовых актах», в рамках которого предусмотрен ряд механизмов, направленных на совершенствование законопроектной деятельности.
Объемная работа была проведена в не менее важном направлении деятельности, как юридическая экспертиза проектов актов Главы государства и Правительства. Только за 2015 год поступило 1 823 документа, из них: 1 568 - проектов постановлений Правительства, 161 - проект Указа Президента, 94 - проекта распоряжений Премьер-Министра. Вместе с тем, в целом в истекшем году наблюдалось снижение количества поступивших на согласование проектов на 40%.
Это связано с проведенной административной реформой, в результате которой значительная часть функций передана центральным и местным государственным органам, а также оптимизацией государственного аппарата, в силу которой уменьшилось количество госорганов, которые разрабатывали проекты НПА такого уровня.
Данная реформа коснулась и Министерство. По нашей инициативе упразднены 3 имевшихся комитета путем преобразования их в структурные подразделения центрального аппарата МЮ.
Наряду с этим:
- территориальные департаменты по исполнению судебных актов реорганизованы путем присоединения к департаментам юстиции (ППРК от 23.09.2014г. №1009);
- 16 РГКП «Центр недвижимости» областей гг. Астаны и Алматы реорганизованы путем слияния и преобразования в одно РГКП на основе хозяйственного ведения «Центр по недвижимости» МЮ (ППРК от 26.12.2014г. №1384).
В сфере осуществления государственной регистрации функции Министерства юстиции в части регистрации актов гражданского состояния и формирования индивидуальных идентификационных номеров при выдаче свидетельств о рождении переданы в местные исполнительные органы со штатной численностью 269 единиц и бюджетом территориальных департаментов юстиции по данному направлению деятельности в 318,3 млн.тенге.
В целом в ходе реорганизации оптимизация структуры Министерства произошла на 60% с сокращением бюджетных расходов на 2 млрд.964 млн.тенге, в том числе были упразднены должности 3-х председателей и 7 заместителей председателя комитетов; должности 16 руководителей департаментов по исполнению судебных актов, 16 директоров Центров по недвижимости областей, гг.Астаны и Алматы, т.е почти на две трети руководящего состава.
Не смотря на остроту морально-психологической стороны данной меры, мы сознательно пошли на это для совершенствования деятельности и достижения поставленных Главой государства целей по сокращению бюджетных расходов, поскольку это коснулось также уменьшения материально-технического содержания органов юстиции, тех же зданий, техперсонала, автотранспорта и других затрат.
Все эти меры, как я уже сказал, позволили сократить расходы бюджетных средств, что в современный период является одним из главных требований проводимых преобразований.
В соответствии с действующим законодательством все проекты НПА размещаются на Интернет-ресурсах, более того, орган-разработчик публично мотивирует отклонение предложений неправительственных организаций и других институтов гражданского общества.
По проектам НПА, затрагивающим интересы субъектов частного предпринимательства, аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства представляют экспертные заключения. В связи с активизацией деятельности Национальной палаты предпринимателей, ни один проект НПА, затрагивающий интересы предпринимательства, не остается без ее внимания и аккредитованных организаций.
В ходе системного мониторинга имеющиеся пробелы, устаревшие, коррупциогенные и неэффективные нормы итак выявляются и устраняются.
В реализацию поручения Главы Государства в Послании народу Казахстана «Стратегия - 2050» о совершенствовании и обеспечении правовой защиты наших граждан, их личных, семейных, деловых интересов за рубежом Министерством принят ряд мер по присоединению к соответствующим многосторонним конвенциям.
В частности, проработаны вопросы вступления в Гаагскую конференцию по международному частному праву, деятельность которой посвящена унификации норм международного частного права и международного гражданского процесса.
Одним из достоинств Организации является то, что более трети всех разработанных и принятых Гаагской конференцией конвенций это документы, регулирующие семейные отношения с иностранным элементом.
Участниками Гаагской конференции являются 79 государств и Европейский союз, в том числе из 30-ки самых развитых стран ОЭСР.
Основными преимуществами членства Казахстана в Гаагской конференции безусловно станет географический охват и возможность оказания правовой помощи гражданам посредством общего, универсального порядка.
Также членство в Гаагской конференции будет способствовать дальнейшему развитию правовой системы Казахстана с учетом мировых стандартов, повышению эффективности защиты прав и интересов казахстанских граждан за рубежом.
С целью вхождения Казахстана в 30-ку развитых стран и улучшения позиции Казахстана в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по показателю «Защита прав интеллектуальной собственности» усилено взаимодействие с правообладателями.
За последние четыре годы (2012 - 2015 г.г.) количество выданных охранных документов на объекты промышленной собственности выросло на 40%. Из них основную долю составляют товарные знаки (82,7%). При этом большее количество заявок на них поступило от иностранных заявителей (в 2015 году 8253 или 69,3% об общего количества - 11910), что свидетельствует о привлекательности казахстанского рынка.
В области авторского права также наблюдается стабильный рост заявок на регистрацию прав (2014 г.-2328, 2015 г.-2484, +6%).
За последние годы в 2-3 раза увеличились суммы выплаченного авторам вознаграждения (2011 г. 599млн./267млн., 2014 г. -1млрд.236млн./841млн.), из них более половины собранного вознаграждения (68%) перечислено казахстанским авторам (569 млн.тенге).
Главой государства неоднократно подчеркивалась важность и необходимость повышения эффективности оказания государственных услуг.
Подавляющее большинство из оказанных Министерством услуг (9 314 644, 2014 г. - 9 622 875) относятся к сфере регистрации прав на недвижимое имущество.
В результате внесенных законодательных изменений с 1 января прошлого года минимизирована процедура создания коммерческих организаций путем перевода ее в электронный формат с исключением представления бумажных документов. Это позволило сократить регистрацию юридического лица до 1 часа.
В рамках Плана нации принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оказания государственных услуг» в разработке которого активное участие принимало Министерство, поскольку является крупнейшим услугодателем, третьим после министерств внутренних дел и финансов.
Основной целью данного Закона является законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные с предоставлением госуслуг физическим и юридическим лицам по принципу «одного окна» созданной государственной корпорацией «Правительство для граждан».Новая структура призвана обеспечить прозрачность предоставления государственных услуг, сократить ненужные административные барьеры и перечень запрашиваемых документов, вследствие чего оказание госуслуг корпорацией ожидается на высоком уровне.
Сфера исполнительного производства пережила ряд ведомственных переподчинений и в 2013-2015 годы подверглась основательной модернизации. Прежде чем мы определили для себя ее оптимальную модель, пришлось изучить опыт ведущих в этой отрасли судопроизводства стран, в том числе в ходе поездок и непосредственного ознакомления, приглашения известных специалистов, проведения различных международных научно-практических конференций, сопоставить накопленный материал с имеющимися у нас возможностями и наработками, затем отстоять в серьезном противостоянии с недоверявшими этому проекту, провести ряд законодательных и организационных мер. И мы не ошиблись. Несмотря на то, что до сих пор имеются скептики по этому поводу, внедренный нами институт частного судебного исполнения уверенно вжился в систему защиты прав граждан, обеспечив выполнение поставленных перед исполнительным производством задач. Созданный по инициативе Главы государства институт частного судебного исполнения, его развитие, определено им как одно из мероприятий реализации институциональных реформ в сфере обеспечения верховенства закона и предусмотрено в Плане нации «100 конкретных шагов».
С этого года к ним переходят почти все категории исполнительных документов. У государственных судебных исполнителей останутся только документы о выселении, вселении, сносах, изъятии земельных участков, производимых в интересах государства, и о взыскании в пользу государства сумм свыше 1000 МРП. При этом штат государственного сектора планируется сократить в течение 3-х лет на 75% (с 1245 до 310 ед.)
Оценивая работу Министерства в целом, надо отметить, что доля достигнутых целей и задач Стратегплана за 2015 год составила 90,8%, практически все установленные цели и задачи выполнены, за исключением 4 целевых индикаторов и 1 показателя прямого результата.
При этом, надо отметить, что 7 целевых индикаторов Стратегического плана напрямую связаны с повышением позиции Казахстана в международных рейтингах Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ) и Всемирного банка «Doing Business», где по 4 из них Минюст является основным ответственным исполнителем.
Согласно Докладу Всемирного Банка «Ведение бизнеса 2016 год» Казахстан вошел в число десяти стран, которые в период 2014-2015 годы, достигли наилучших результатов по улучшению показателей ведения бизнеса.
По итогам проведенных реформ за период 2014-2015 годы Казахстан по рейтингу «Легкость ведения бизнеса» поднялся на 41 позицию.
При этом, по индикаторам, закрепленных за Минюстом (регистрация предприятий - 21 место; регистрация собственности - 19 место; исполнение контрактов - 9 место), в совокупности достигнуто повышение на 45 позиций, что привело к улучшению показателей Республики Казахстан в общем рейтинге на 41%.
В рамках продолжения работы по исключению административных барьеров при предоставлении госуслуг и улучшения позиций Казахстана в международном рейтинге Всемирного Банка «Doing Bussines» по индикаторам «Открытие предприятий» и «Регистрация собственности», как я уже сказал,максимально упрощена и сокращена процедура создания коммерческих организаций до 1-го часа. По индикатору «Исполнение контрактов» Казахстан в 2015 году занял 9 место, улучшив позицию на 19 пунктов.
Таким образом, с 2011 года мы значительно продвинулись в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности ВЭФ, поднявшись по многим индикаторам на середину таблицы.
Я мог бы подробно остановиться на всей проводимой Министерством работе, однако хотел предложить продолжить нашу отчетную встречу в несколько ином формате, которая на мой взгляд, будет иметь более существенный эффект.
Как уже было сказано, мы проводим периодические итоговые коллегии, на которых я даю отчет о проделанной работе. Некоторые из Вас достаточно полно информированы о результатах нашей деятельности по многим направлениям.
Помимо этого в каждодневной деятельности меня заслушивают по различным вопросам на всех уровнях государственного управления и неправительственного контроля. Мне и сейчас несложно отчитаться детально по всем позициям. Однако, я предлагаю в порядке совершенствования подготовки наших управленческих кадров заслушать руководителей структурных подразделений центрального аппарата, многие из которых только начинают руководить порученными участками. Я думаю, это пойдет им на пользу. И Вы сможете проверить и оценить уровень будущих управленцев высшего звена. Тем более, что это тоже показатель деятельности ведомства.
Не секрет, что некоторые из руководства Министерства: заместители Министра Азимова Эльвира Абилкасимовна, Ешмагамбетов Жанат Болатович, ответственный секретать Айтмухаметов Данияр Айтмухаметович также выросли в аппарате и территориальных органах юстиции и сейчас успешно справляются на своих должностях.
Если нет возражений, то директора отраслевых департаментов, Оналсын Исламович, готовы выступить с итогами о проведенной работе по своим направлениям деятельности. А затем я и они же ответят на все вопросы членов Общественного совета.
Благодарю за внимание!