Ответ на депутатский запрос Председателя Национального Банка РК от 13 мая 2016 года № 27-3-01/256 «О нехватке тенговой ликвидности»
Ответ на депутатский запрос Председателя Национального Банка РК от 13
мая 2016 года № 27-3-01/256
Депутатам фракции ДПК «Ак жол»
Е. Барлыбаеву, А. Перуашеву,
Е. Никитинской, К. Абсатирову,
Б. Дуйсенбинову, Д. Еспаевой, М. Казбековой
Касательно Депутатского запроса от 15 апреля 2016 года № ДЗ-9
Национальный Банк Республики Казахстан, рассмотрев Депутатский запрос касательно нехватки тенговой ликвидности, направляет ответы на представленные вопросы.
1) Когда и каким образом Нацбанк намерен обеспечить длинную ликвидность на рынке кредитования?
Целью Национального Банка и денежно-кредитной политики в соответствии с Законом «О Национальном Банке Республики Казахстан» является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Это означает, что остальные задачи, решение которых возложено на Национальный Банк, за исключением вопросов регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций, являются подчиненными основной цели.
Среднесрочной задачей Национального Банка (на ближайшие 2 года) является поддержание инфляции на уровне не выше 8% с дальнейшим ее понижением до 4% и ниже к 2020 году.
Задача обеспечения экономики длинной ликвидностью требует комплексного подхода и временного ресурса. Для ее решения Национальным Банком предпринимаются меры по проведению эффективной денежно-кредитной политики, которая будет способствовать созданию благоприятных условий, в том числе для долгосрочного фондирования.
Основной акцент работы Национального Банка направлен на запуск полноценного канала процентных ставок с последующим влиянием на кредитный канал в целях стимулирования кредитования реального сектора. С этой целью со 2 февраля 2016 года Национальный Банк возобновил установление базовой ставки и ее процентного коридора. Неограниченность объемов проводимых Национальным Банком операций на границах процентного коридора обеспечивает удержание рыночных ставок внутри него. Таким образом, у участников финансового рынка появляется уверенность, что в случае необходимости они смогут депонировать или заимствовать краткосрочные ресурсы у Национального Банка по заранее определенной процентной ставке. Это позволит банкам не держать избыточную ликвидность, а направить ее на кредитование экономики.
Национальный Банк работает по всему спектру инструментов предоставления и изъятия ликвидности. Объемы совершаемых операций позволяют рассчитывать на высокую эффективность политики Национального Банка на текущие и будущие процессы на денежном и валютном рынках.
На протяжении февраля-апреля текущего года на финансовом рынке наблюдается структурный профицит ликвидности, обусловленный плановыми бюджетными расходами и началом тенденции высокого спроса на тенговые активы (отмечается обратная конвертация активов из иностранной валюты в тенге). Поэтому Национальный Банк в настоящее время проводит операции по изъятию существующего навеса ликвидности. Следует отметить, что данная ликвидность по своей природе является краткосрочной, обеспечивает текущие потребности экономики в заемных ресурсах, но не может быть направлена на долгосрочное кредитование экономики.
Ситуация с длинной тенговой ликвидностью будет во многом зависеть от дальнейшей динамики конвертации депозитов. С 1 февраля Национальный Банк повысил максимальный размер рекомендуемой ставки вознаграждения по депозитам физических лиц в национальной валюте с 10% до 14%, по депозитам в иностранной валюте снизил с 3% до 2%. Данная мера уже способствует повышению привлекательности депозитов в национальной валюте, обеспечивая, тем самым, банки длинной тенговой ликвидностью для кредитования. Начиная с февраля 2016 года, наблюдается снижение валютной части вкладов в пользу сбережений в национальной валюте. По итогам января 2016 года уровень долларизации вкладов достиг своего максимального значения в почти 70%, а в марте он снизился до 63%. И эта тенденция продолжается.
Кроме того, Национальный Банк ведет работу по построению кривой доходности на финансовом рынке, которая позволит определять безрисковый уровень доходности на горизонте от 1 дня до нескольких лет, от которого будут выстраиваться цены (доходности) по всему спектру финансовых инструментов, предлагаемых участниками финансового рынка. Таким образом, у потребителей финансовых услуг появятся ориентиры, и они смогут более гибко выстраивать свое сберегательное поведение (проблема выбора между потреблением и сбережением), а банки смогут формировать ценовую и тарифную политику адекватно складывающейся ситуации.
В январе 2016 года Национальный Банк смягчил механизм минимальных резервных требований (МРТ). Это позволило банкам дополнительно высвободить до 140 млрд. тенге свободной ликвидности, которая ранее аккумулировалась для выполнения требования по МРТ.
Помимо мер денежно-кредитной политики, Национальный Банк принял ряд послаблений в отношении регуляторной политики. Для поддержания кредитной активности банков с учетом контрцикличного подхода к регулированию с 1 января 2016 года Национальным Банком отменено требование по увеличению собственного капитала банков, отменен пруденциальный норматив по максимальному приросту необеспеченных потребительских займов, понижены требования к достаточности собственного капитала по отдельным видам займов. Наряду с этим, введены повышенные требования к собственному капиталу по высокорисковым операциям банков и регламентирована ответственность акционеров за работу по снижению неработающих займов.
О достаточности тенговых средств в экономике свидетельствует динамика денежных агрегатов. После сезонного снижения в январе 2016 года наличных денег в обращении (агрегат М0) на 5,1%, за февраль-март они выросли на 11,0% до 1302,8 млрд. тенге. Аналогично по агрегату М1, включающему в себя дополнительно тенговые депозиты населения и небанковских юридических лиц, - в январе 2016 года снижение на 2,0%, за февраль-март - рост на 20,7% до 3587,4 млрд. тенге. Уровень монетизации (отношение денежной массы к ВВП) на конец марта оценивается в 43,5% (в декабре 2015 года - 42,1%, в марте 2015 года - 30,1%). Таким образом, население и юридические лица обеспечены тенге в полной мере, как для осуществления операций в наличной и безналичной форме, так и с целью накопления на депозитах.
Обеспечение длинной ликвидностью будет происходить также за счет реализации государственных программ и государственной поддержки, в том числе за счет средств Единого накопительного пенсионного фонда. По поручению Главы государства в этом направлении сейчас ведется интенсивная работа.
В целях улучшения системы инвестирования пенсионных активов Национальный Банк разработал новый механизм их размещения в финансовые инструменты банков. В основу данного механизма заложены такие факторы, как оценка рациональной потребности банка, исходя из потенциала кредитования, кредитное качество как объект инвестиций, балансирование структуры активов и обязательств. Новый механизм предполагает участие всех банков на открытых и транспарентных условиях.
В 2016 году предполагается обусловленное выделение средств из ЕНПФ банкам:
-в объеме 100 млрд. тенге для финансирования потребности МСБ приоритетных секторов экономики, определенных программами «ДКБ-2020» и ГПИИР на 2015-2019 гг., в оборотном капитале и рефинансировании займов в соотношении 50% на 50%;
-в объеме 100 млрд. тенге для финансирования потребности МСБ без отраслевых ограничений в оборотном капитале и рефинансировании займов в соотношении 50% на 50%.
На ситуацию с длинной ликвидностью большое влияние будет также оказывать дальнейшее развитие фондового рынка. Смягчение регуляторных требований, жесткость которых была обусловлена существованием накопительных пенсионных фондов с различными стратегиями инвестирования, по нашему мнению, позволит более активно использовать потенциал рынка ценных бумаг как источника долгосрочного финансирования.
Таким образом, Национальный Банк, напрямую не предоставляя долгосрочную ликвидность, формирует необходимые условия для ее создания. Тем не менее, остаются нерешенными вопросы спроса на нее. По результатам обследования банков второго уровня «Состояние и прогноз параметров кредитного рынка» за январь 2016 года, только 31% банков заявили о росте спроса заемщиков - юридических лиц на кредитные ресурсы, который банки в основном связывают с государственными программами кредитования по субсидированной ставке. Спрос со стороны населения продолжает снижаться. Здесь важную роль играют ожидания заемщиков как в отношении перспектив развития макроэкономической ситуации в целом, так и собственных возможностей по обслуживанию долга, как на настоящий момент, так и в будущем.
2) Рассматривается ли при этом задача удешевления кредитования для экономики? В частности, будет ли снижаться базовая ставка Нацбанка?
Фактический уровень кредитных ставок складывается исходя из реальной ситуации на рынке, и на процентную политику банков также влияет множество факторов. Прежде всего, это уровень инфляции в стране и ставки по ресурсам, привлекаемыми банками для целей кредитования. Кроме того, банк включает в стоимость кредита (процентную ставку по кредитам) издержки на покрытие рисков и операционных расходов, а также определенный процент (маржу) для обеспечения своей прибыли.
Что касается базовой ставки, то 5 мая 2016 года Национальный Банк принял решение о ее снижении с 17% до 15%. Уровень базовой ставки определяется таким образом, чтобы соблюсти баланс между рисками финансовой стабильности (т.е. ставка не должна быть слишком высокой) и рисками необоснованных девальвационных ожиданий (т.е. ставка не должна быть слишком низкой).
Решение о снижении базовой ставки стало результатом улучшения баланса рисков между обеспечением стабильности цен и финансовой стабильности. По оценке Национального Банка наметились признаки сокращения инфляционных ожиданий, усилилась тенденция восстановления доверия к тенговым активам на финансовом рынке, а также произошло снижение рыночных ставок по хеджированию валютных рисков.
Очередное объявление уровня базовой ставки запланировано на 6 июня 2016 года.
3) Какие меры готовы предпринимать Правительство и Нацбанк для выработки решений по реформированию банковской и финансовой системы, адекватной новой экономической реальности и опирающейся не столько на государственную помощь, сколько на внутренние ресурсы и повышение эффективности самих банков и финансовых организаций?
В целях укрепления финансовой устойчивости банков и их надежности Национальный Банк, начиная с 1 января 2015 года, поэтапно внедряет стандарты Базель III, который устанавливает новые минимальные требования к капиталу, новые показатели ликвидности, а также новые методики и подходы к измерению и оценке рисков. Кроме того, документ вводит более жесткие стандарты надзора за банковской деятельностью, а также повышенные требования к раскрытию информации и управлению рисками.
Так, новые стандарты предусматривают повышенные требования к достаточности капитала. В соответствии с ними ряду казахстанских банков потребуется докапитализация. Усиление требования к капиталу банков положительно скажется на состоянии банковского сектора, поскольку обеспечит наличие капитала в объеме, необходимом для покрытия убытков.
При этом, Национальным Банком приняты меры для стимулирования кредитования банками экономики, а также в целях смягчения регулирования банков с учетом фаз экономического цикла. Так, на 2016 год были сохранены все минимальные значения достаточности собственного капитала, рассчитанные согласно стандартам Базель III, а также значения буферов собственного капитала, на уровне 2015 года. Данная мера может позволить банковскому сектору справиться с «шоком» значительного изменения обменного курса тенге и даст время на приведение уровня капитализации в соответствие с обозначенными нормами без ограничения возможности кредитования приоритетных отраслей экономики.
Национальный Банк планирует поэтапное внедрение новых стандартов Базель III по ликвидности - NSFR (Net Stable Funding Ratio - коэффициент чистого стабильного фондирования) и LCR (Liquidity Coverage Ratio - коэффициент краткосрочной ликвидности). Данные стандарты направлены на повышение финансовой устойчивости банков в условиях дефицита ликвидности, а также для обеспечения долгосрочного фондирования активов банков. Коэффициент LCR направлен на обеспечение краткосрочной ликвидности банков. Коэффициент NSFR направлен на привлечение стабильных источников финансирования своих операций (со сроком более 1 года) и снижения зависимости от краткосрочного фондирования. Введение данных показателей позволит обеспечить баланс по срокам активов и обязательств банков.
Национальный Банк планирует провести стресс-тестирование банковского сектора на предмет неработающих кредитов и принятие мер по их признанию и списанию по его результатам. В этой связи, первоначальным условием для проведения стресс-теста является определение текущего состояния банков, которое заключается в оценке качества активов банков
(известное в международной практике как Asset Quality Review, AQR). В конечном итоге, стресс-тест позволит определить степень устойчивости банковского сектора Казахстана к потенциальным экономическим и финансовым событиям, включая шоковые сценарии, что будет способствовать оптимизации бизнес-стратегий банков, снижению уровня неработающих кредитов и в целом повышению уровня кредитования экономики. При этом возможности банков по расширению кредитования с учетом принятых решений по итогам AQR будут, в том числе, зависеть от готовности акционеров увеличивать капитал банков.
Следует отметить, что меры денежно-кредитной и регуляторной политик Национального Банка по стимулированию экономического роста не означают автоматического увеличения кредитной активности банков. Оживление кредитования будет происходить по мере общего оживления экономической активности в стране как совокупный результат улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, принятия мер налогово-бюджетной политики, отраслевых политик и т.д.
Председатель Д. Акишев
Депутатский запрос от 15 апреля 2016 года № ДЗ-9
«О нехватке тенговой ликвидности»
Оглашен 13 апреля 2016 г.
Председателю Национального банка
Республики Казахстан
Акишеву Д.Т.
Уважаемый Данияр Талгатович!
В партию «Акжол» продолжают поступать обращения предпринимателей по поводу нехватки тенговой ликвидности, и прежде всего - доступных кредитов в национальной валюте.
В тех случаях, когда кредиты все-таки предоставляются, процентная ставка по ним настолько высока, что делает невыгодной любую производственную деятельность и толкает бизнес уходить из реального сектора и заниматься только перепродажей чужих товаров.
Экспертам и высказываются предположения, что ограничения ликвидности призваны противодействовать девальвации.
Определенная логика в этом конечно имеется: если вообще отменить денежное обращение, то и девальвироваться будет нечему.
Но в таком случае следует забыть и об индустриализации, и о новых бизнес-проектах, и об экономическом развитии в целом.
Примечательно, что аналогичный депутатский запрос о нехватке тенговой ликвидности фракция партии «Ак жол» направляла еще 28 января прошлого года на имя тогдашнего председателя Нацбанка г-на Келимбетова.
Уважаемый Кайрат Нематович позже заявил, что Нацбанк якобы «не отвечает за обеспечение тенговой ликвидности в стране», с чем мы категорически не согласились и 1 июля направили повторный запрос на ту же тему.
5 ноября прошлого года, в связи со сменой председателя Нацбанка, партия «Ак жол» поставила вопросы тенгового кредитования в письме уже на имя нового руководства финансового регулятора.
Поэтому заверение г-на Акишева 18 ноября перед депутатами Мажилиса о том, что «Национальный банк Казахстана примет меры по обеспечению тенговой ликвидностью» было позитивно воспринято и парламентом, и в бизнес-сообществе.
А 16 марта уже текущего года уважаемый Данияр Талгатович, Вы заявили - цитирую, что - «Операции Национального Банка на денежном рынке полностью удовлетворяют всю потребность банков в краткосрочной ликвидности».
Более того, Правительству с Нацбанком удалось стабилизировать национальную валюту в нынешних непростых условиях.
Однако этого удалось достичь, на наш взгляд, не за счет изменений в самой банковской системе, а прежде всего благодаря огромной финансовой и регуляторной поддержке, оказанной государством.
Но краткосрочная ликвидность не обеспечивает инвестиционного кредитования и развития производственных проектов в рамках индустриализации и диверсификации экономики.
А ее обеспечение опять-таки лишь за счет выделяемых государством дополнительных средств в очередной раз означало бы лишь поощрение неэффективности в банковской системе.
Становится очевидно, что банковская система (за редкими исключениями) в ее нынешнем виде не сумела приспособиться к новой экономической реальности и пока неспособна исполнять свою главную миссию: обеспечивать экономику деньгами а также выступать эффективным проводником сбалансированной экономической политики.
Устойчивое и долгосрочное решение этих задач невозможно без системных изменений в самом банковском и финансовом секторе.
Кроме того, инвестиционное кредитование не может быть высокодоходным для банков. По оценкам руководства НПП, ставки по таким кредитам могут быть приемлемы на уровне не более 7% годовых. Но эти ожидания прямо противоречат сохраняющемуся с февраля показателю базовой ставки Нацбанка на уровне 17%.
В этой связи просим ответить на следующие вопросы:
1) Когда и каким образом Нацбанк намерен обеспечить длинную ликвидность на рынке кредитования?
2) Рассматривается ли при этом задача удешевления кредитования для экономики? В частности, будет ли снижаться базовая ставка Нацбанка?
3) Какие меры готовы предпринимать Правительство и Нацбанк для выработки решений по реформированию банковской и финансовой системы, адекватной новой экономической реальности и опирающейся не столько на государственную помощь, сколько на внутренние ресурсы и повышение эффективности самих банков и финансовых организаций?
С уважением,
депутаты фракции ДПК «Ак жол»
Е. Барлыбаев А. Перуашев
Е. Никитинская К. Абсатиров
Б. Дюсембинов Д. Еспаева М. Казбекова
исп. Саханов Д. тел. 74-62-10