Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 31 мая 2016 года № 20-11/1283 «О нехватке тенговой ликвидности»

Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 31 мая 2016 года №
20-11/1283
Депутатам
Мажилиса Парламента
Республики Казахстана
На № ДЗ - 9 от 15.04.2016 г.
Рассмотрев Ваш депутатский запрос, оглашенный 13 апреля 2016 года по вопросу нехватки тенговой ликвидности, сообщаю следующее.
По вопросам обеспечения Национальным Банком длинной ликвидности на рынке кредитования, рассмотрения задачи удешевления кредитов для экономики и снижения базовой ставки, информация будет предоставлена Национальным Банком, который в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» является единственным государственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.
Относительно вопроса по мерам, предпринимаемым Правительством и Национальным Банком для выработки решений по реформированию банковской и финансовой системы, адекватной новой экономической реальности и опирающейся не столько на государственную помощь, сколько на внутренние ресурсы и повышение эффективности самих банков и финансовых организаций.
В части укрепления финансовой устойчивости банков и их надежности, начиная с 1 января 2015 года Национальный Банк поэтапно внедряет стандарты Базель III. Стандарты устанавливают новые минимальные требования к капиталу банков, новые показатели ликвидности, а также новые методики к оценке рисков. Кроме того, документ вводит более жесткие стандарты надзора за банками, а также повышенные требования к раскрытию информации и управлению рисками.
Также, Национальным Банком планируется проведение стресс-тестирования банковского сектора на предмет неработающих кредитов и принятие мер по их признанию и списанию. Первоначальным условием для проведения стресс-теста является определение текущего состояния банков, которое заключается в оценке качества активов банков. В конечном итоге, стресс-тест позволит определить степень устойчивости банковского сектора Казахстана к потенциальным экономическим и финансовым событиям, что будет способствовать оптимизации стратегий банков, снижению уровня неработающих кредитов и в целом повышению уровня кредитования экономики.
Вместе с тем, в настоящее время реализуется Антикризисный план действий Правительства и Национального Банка по обеспечению экономической и социальной стабильности 2016-2018 годы, которым предусмотрен ряд мер по обеспечению стабильности финансового сектора.
Наряду с этим, для обеспечения экономики долгосрочной ликвидностью Правительством и Национальным Банком предпринимаются совместные меры, направленные на создание благоприятных условий для экономического роста, в том числе для долгосрочного финансирования экономики.
Так, в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» для обеспечения устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства предусмотрено субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам, частичное гарантирование по кредитам банков, предоставление государственных грантов, микрокредитование субъектов малого предпринимательства.
Кроме того, из Национального фонда АО «НУХ «Байтерек» на 2015-2016 годы выделены облигационные займы в объеме 200 млрд. тенге для финансирования субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности, отечественных автопроизводителей, производства пассажирских вагонов, экспортеров.
Обеспечение длинной ликвидностью будет осуществляться также за счет реализации государственных программ и государственной поддержки, в том числе за счет средств Единого накопительного пенсионного фонда. По поручению Главы государства в этом направлении ведется соответствующая работа.
К. Масимов
Депутатский
запрос от 15 апреля 2016 года № ДЗ-9
«О нехватке тенговой ликвидности»
Оглашен 13 апреля 2016 г.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К.К.
Уважаемый Карим Кажимканович!
В партию «Акжол» продолжают поступать обращения предпринимателей по поводу нехватки тенговой ликвидности, и прежде всего - доступных кредитов в национальной валюте.
В тех случаях, когда кредиты все-таки предоставляются, процентная ставка по ним настолько высока, что делает невыгодной любую производственную деятельность и толкает бизнес уходить из реального сектора и заниматься только перепродажей чужих товаров. Экспертам и высказываются предположения, что ограничения ликвидности призваны противодействовать девальвации.
Определенная логика в этом конечно имеется: если вообще отменить денежное обращение, то и девальвироваться будет нечему.
Но в таком случае следует забыть и об индустриализации, и о новых бизнес-проектах, и об экономическом развитии в целом.
Примечательно, что аналогичный депутатский запрос о нехватке тенговой ликвидности фракция партии «Ак жол» направляла еще 28 января прошлого года на имя тогдашнего председателя Нацбанка г-на Келимбетова.
Уважаемый Кайрат Нематович позже заявил, что Нацбанк якобы «не отвечает за обеспечение тенговой ликвидности в стране», с чем мы категорически не согласились и 1 июля направили повторный запрос на ту же тему.
5 ноября прошлого года, в связи со сменой председателя Нацбанка, партия «Ак жол» поставила вопросы тенгового кредитования в письме уже на имя нового руководства финансового регулятора.
Поэтому заверение г-на Акишева 18 ноября перед депутатами Мажилиса о том, что «Национальный банк Казахстана примет меры по обеспечению тенговой ликвидностью» было позитивно воспринято и парламентом, и в бизнес-сообществе.
А 16 марта уже текущего года уважаемый Данияр Талгатович, Вы заявили - цитирую, что - «Операции Национального Банка на денежном рынке полностью удовлетворяют всю потребность банков в краткосрочной ликвидности».
Более того, Правительству с Нацбанком удалось стабилизировать национальную валюту в нынешних непростых условиях.
Однако этого удалось достичь, на наш взгляд, не за счет изменений в самой банковской системе, а прежде всего благодаря огромной финансовой и регуляторной поддержке, оказанной государством.
Но краткосрочная ликвидность не обеспечивает инвестиционного кредитования и развития производственных проектов в рамках индустриализации и диверсификации экономики.
А ее обеспечение опять-таки лишь за счет выделяемых государством дополнительных средств в очередной раз означало бы лишь поощрение неэффективности в банковской системе.
Становится очевидно, что банковская система (за редкими исключениями) в ее нынешнем виде не сумела приспособиться к новой экономической реальности и пока неспособна исполнять свою главную миссию: обеспечивать экономику деньгами а также выступать эффективным проводником сбалансированной экономической политики.
Устойчивое и долгосрочное решение этих задач невозможно без системных изменений в самом банковском и финансовом секторе.
Кроме того, инвестиционное кредитование не может быть высокодоходным для банков. По оценкам руководства НПП, ставки по таким кредитам могут быть приемлемы на уровне не более 7% годовых. Но эти ожидания прямо противоречат сохраняющемуся с февраля показателю базовой ставки Нацбанка на уровне 17%.
В этой связи просим ответить на следующие вопросы:
1) Когда и каким образом Нацбанк намерен обеспечить длинную ликвидность на рынке кредитования?
2) Рассматривается ли при этом задача удешевления кредитования для экономики? В частности, будет ли снижаться базовая ставка Нацбанка?
3) Какие меры готовы предпринимать Правительство и Нацбанк для выработки решений по реформированию банковской и финансовой системы, адекватной новой экономической реальности и опирающейся не столько на государственную помощь, сколько на внутренние ресурсы и повышение эффективности самих банков и финансовых организаций?
С уважением,
депутаты фракции ДПК «Ак жол»
Е. Барлыбаев А. Перуашев
Е. Никитинская К. Абсатиров
Б. Дюсембинов Д. Еспаева М. Казбекова
исп. Саханов Д. тел. 74-62-10