Стартовал второй этап разъяснительной работы по внедрению медстрахования в РК
Zakon.kz
В Казахстане будет внедрена система медстрахования, разработанная с учетом передового международного опыта, основанная на солидарной ответственности государства, работодателя и каждого человека.
Сегодня Министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова провела семинар-совещание с заместителями акимов регионов, гг. Астана и Алматы по вопросам внедрения обязательного социального медицинского страхования (делее - ОСМС), сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу МЗСР РК.
В дальнейшем они расскажут об основных принципах ОСМС акимам городов и районов, руководителям территориальных государственных органов, которые, в свою очередь, будут информировать граждан. Таким образом, стартовал второй этап информационно-разъяснительной работы, проводимой Министерством здравоохранения и социального развития РК (далее – МЗСР), который предусматривает работу с широкими слоями населения по принципу «Регион, район, село».
Выступая на совещании Тамара Дуйсенова подчеркнула, что внедрение ОСМС позволит выстроить финансово-устойчивую систему здравоохранения РК по примеру развитых стран, повысить доступность медицинской помощи и расширить амбулаторно-лекарственное обеспечение, обеспечит солидарную ответственность государства и граждан за их здоровье. Кроме того, ОСМС будет способствовать внедрению новых технологий, повышению качества медуслуг за счет развития конкуренции между их поставщиками, росту зарплаты и профессиональному росту медработников.
Вице-министр Елжан Биртанов рассказал заместителям акимов о распределении функций между МЗСР РК, местными исполнительными органами и Фондом социального медицинского страхования (далее - ФСМС).
Так, в системе ОСМС министерство будет вырабатывать политику в области охраны здоровья; определять приоритеты и потребности в медицинских услугах, пакеты гарантированного объема бесплатной медпомощи (далее – ГОБМП) и ОСМС; утверждать тарифы на оказание медицинских услуг в рамках ГОБМП и ОСМС; осуществлять государственный контроль за соблюдением стандартов в области здравоохранения.
«На местные исполнительные органы возлагаются функции по обеспечению доступности всем гражданам медицинских услуг, развитию инфраструктуры и повышению эффективности поставщиков медуслуг в регионе, обеспечению оказания медицинской помощи в регионе через сеть организаций здравоохранения, участию в планировании объемов потребности медуслуг, обеспечению развития кадровых ресурсов здравоохранения. Совместно с территориальными департаментами Комитета контроля качества медицинской и фармацевтической деятельности акиматы будут принимать участие в лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности», - сообщил Елжан Биртанов.
ФСМС будет осуществлять аккумулирование отчислений и взносов на ОСМС; формировать резервы и размещать свободные средства в финансовые инструменты через Национальный банк РК; планировать затраты на медицинскую помощь в системе ОСМС; закупать медуслуги по потребности населения; содействовать эффективности и рационализации структур оказания медицинской помощи; осуществлять мониторинг исполнения поставщиками медуслуг договорных обязательств по качеству и объему медпомощи.
В свою очередь Тамара Дуйсенова подчеркнула, что одна из основных задач местных исполнительных органов заключается в обеспечении готовности районных медорганизаций к участию в системе ОСМС, т.е. больницы и поликлиники должны соответствовать минимальным стандартам при отборе ФСМС поставщиков медуслуг.
Как сообщалось ранее, первый этап информационно-разъяснительной работы проводился с 9 июня по 28 июля т.г. для медицинских работников страны. За этот период специальные мобильные группы, в состав которых вошли видные деятели системы здравоохранения и руководители территориальных департаментов Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК, управлений здравоохранения регионов, гг. Астана и Алматы провели более 400 встреч и семинаров для медицинской общественности республики. В общей сложности было охвачено свыше 38,3 тысяч медработников, в том числе 3445 руководителей 957 медорганизаций.
Напомним, в Казахстане будет внедрена система медстрахования, разработанная с учетом передового международного опыта, основанная на солидарной ответственности государства, работодателя и каждого человека. При этом государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население. Работодатели – за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах – за себя.
Государство сохраняет за собой право обеспечивать граждан гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП): оказание медпомощи при социально значимых заболеваниях, неотложных состояниях, скорая медпомощь, санитарная авиация и вакцинация.
В целях обеспечения всеобщего права на охрану здоровья до 2020 года незастрахованным гражданам в рамках ГОБМП будет предоставляться амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением.
В рамках ОСМС будет предоставляться: амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением застрахованным гражданам, стационарная медпомощь, высокотехнологические медицинские услуги, стационарозамещающие технологии, долгосрочный сестринский уход.
Кроме того, граждане, при участии в добровольном страховании, могут получить медицинские услуги, непредусмотренные системой ОСМС, на основании договора, заключенного с частными страховыми компаниями.
Действующим законодательством предусмотрено, что работодатели и самозанятые граждане начнут осуществлять отчисления в Фонд социального медицинского страхования (далее – ФСМС) с 1 января 2017 года, государство – с 1 июля 2017 года.
Ставка взносов государства за граждан особых категорий составит 7% от среднемесячной заработной платы. При этом размер ставки будет поэтапно повышаться: 4% в 2017 году, 5% с 2018 года, 6% в 2023 году, с 2024 года - 7%.
Общий размер ставки взносов работодателей составит 5% от дохода, при этом отчисления начинаются с 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 4% в 2019 году и с 2020 года -5%.
Ставка взносов самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) составит 7% от дохода. При этом 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 5% в 2019 году и с 2020 года - 7%.
Наемные работники начнут осуществлять отчисления с 2019 года - 1% от дохода, с 2020 года - 2%.
От уплаты взносов в Фонд социального медстрахования освобождаются 15 категорий граждан, 12 из них - социально-уязвимые слои населения, а также военнослужащие, сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов.
К социально-уязвимым слоям населения относятся:
- дети;
- многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алка», «Күміс алқа» и получившие ранее звание «Мать–героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
- участники и инвалиды ВОВ;
- инвалиды;
- лица, зарегистрированные в качестве безработных;
- лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
- лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
- лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
- неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка до достижения им возраста 3 лет;
- пенсионеры;
- лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях УИС, за исключением учреждений минимальной безопасности;
- лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
Необходимо отметить, что объем оказываемой медицинской помощи в рамках ОСМС не будет зависеть от суммы взноса в ФСМС. Достаточно того, чтобы эти отчисления производились регулярно.
В соответствии с уже действующей в Казахстане практикой предлагается контроль за поступлениями в ФСМС закрепить за Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК.
По прогнозам экспертов, в результате введения ОСМС значительно повысится уровень оказания медицинской помощи в стране, также появится возможность увеличить заработную плату врачам. Больницы смогут приобретать высококлассное оборудование и дорогие медикаменты. ОСМС позволит человеку пройти обследование и, в случае необходимости, получить лечение, не выделяя на эти цели наличные средства из своего бюджета.
Также на совещании были рассмотрены вопросы социального обеспечения граждан, реализации проекта «Өрлеу» и программы «Дорожная карта занятости 2020» (далее – «ДКЗ 2020»).
Вице-министр Светлана Жакупова напомнила, что с 1 июля 2017 года изменяется порядок назначения базовой пенсионной выплаты (ее размер будет зависеть от стажа участия в пенсионной системе), а с 1 января 2018 года вводится новая условно-накопительная компонента пенсионной системы за счет установления дополнительных 5% обязательных пенсионных взносов работодателя.
Таким образом, пенсионные выплаты граждан будут состоять из следующих частей:
- базовой пенсионной выплаты, назначаемой в зависимости от стажа участия в пенсионной системе;
- пенсионной выплаты лицам, имеющим трудовой стаж не менее 6 месяцев на 1 января 1998 года;
- пенсионных выплат из ЕНПФ за счет индивидуальных 10% обязательных пенсионных взносов работника, дополнительных 5% обязательных пенсионных взносов работодателя, 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов (занятым во вредных (особо вредных) условиях труда) (с 2023 года);
- добровольных пенсионных накоплений.
Данные меры обеспечат соответствие пенсионного обеспечения граждан международным стандартам и рекомендациям Международной организацией труда (размер пенсии должен быть не менее 40% от величины зарплаты).
Вместе с тем, с 1 января 2018 года устанавливается новый порядок оказания адресной социальной помощи (далее - АСП) для семей, имеющих доходы ниже 50% прожиточного минимума на каждого члена семьи, с условием обязательного участия трудоспособных членов семьи в активных мерах содействия занятости, которая будет предоставляться взамен ныне действующих:
- специальных государственных пособий (далее - СГП) многодетным семьям;
- государственных детских пособий до 18 лет для малообеспеченных семей;
- адресной социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным домохозяйствам.
АСП в новом формате будет классифицироваться на 2 вида: безусловную и обусловленную денежную помощь.
Безусловная денежная помощь будет предоставляться тем семьям, в составе которых нет трудоспособных членов (например, семьи инвалидов или пожилых пенсионеров), или семьям, трудоспособные члены которых по объективным причинам не могут участвовать в мерах содействия занятости (например, одинокая мать с детьми дошкольного возраста). Для таких семей обязательное участие в мерах занятости для получения пособия не требуется.
Обусловленная денежная помощь будет предоставляться семьям, имеющим в своем составе как минимум одного трудоспособного члена, при условии заключения социального контракта и обязательного участия всех трудоспособных членов семьи в мерах содействия занятости.
«С 2014 года новые подходы оказания социальной помощи были апробированы в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях, где был внедрен пилотный проект «Өрлеу», предусматривающий оказание обусловленной денежной помощи для лиц, заключивших социальный контракт. С 1 июля 2015 года аналогичные региональные пилотные проекты были запущены в 38 районах и городах, в них приняли участие 20,2 тыс. человек. Реализация проекта способствовала увеличению среднедушевого дохода его участников более чем в 2 раза; вовлечению порядка 90% трудоспособных участников в меры содействия занятости; сокращению получателей адресной социальной помощи и госпособий на детей до 18 лет в целом по стране на 31,8% и 2,1% соответственно. С этого года пилотный проект реализуется во всех регионах страны (132 города и района). На эти цели в республиканском бюджете предусмотрено 1,4 млрд. тенге. Необходимо активней вовлекать людей в участие в проекте «Өрлеу», т.к. он является эффективным инструментом для сокращения бедности среди населения», - подчеркнула Светлана Жакупова, обращаясь к замакимам.
Она также отметила, что местным исполнительным органам необходимо обеспечить доступ к единому объему специальных социальных услуг лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В свою очередь Вице-министр Биржан Нурымбетов говоря о ходе реализации программы «ДКЗ 2020», рекомендовал местным исполнительным органам взять на жесткий контроль проведение конкурсов на строительство и ремонт объектов в рамках первого направления программы, предусматривающего обеспечение занятости за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Вице-министр также посоветовал сотрудникам управлений координации занятости и социальных программ и центром занятости населения активизировать работу по вовлечению молодежи в «ДКЗ 2020» с применением новых инструментов:
- для не поступивших абитуриентов, нетрудоустроенных выпускников и безработной молодежи предусмотрено обучение компьютерной грамотности, основам предпринимательства, английскому языку (без обязательств по трудоустройству).
- для выпускников ВУЗов и колледжей, испытывающих проблемы с местом первого трудоустройства, в рамках третьего направления «ДКЗ 2020» будет расширен компонент «Молодежная практика» с увеличением размеров заработной платы с 38 до 53 тыс. тенге.
- для абитуриентов, не сумевших пройти пороговый уровень будет предусмотрено обучение рабочим специальностям по заявкам работодателей, включая обучение в другом регионе с соответствующей оплатой проезда в оба конца.
В завершение совещания Тамара Дуйсенова подчеркнула, что местным исполнительным органам необходимо обеспечить участие непродуктивно самозанятых граждан и лиц, трудоустроенных в рамках «ДКЗ 2020», в пенсионной системе, а в будущем – в системе ОСМС.
Фото с сайта usiter.com
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript