Что ждет Узбекистан без Ислама Каримова
Фото: zakon.kz
Элита Узбекистана готова к смене власти.
Дочь узбекского президента Лола Каримова-Тилляева подтвердила, что ее отец Ислам находится в реанимации после кровоизлияния в мозг. Временно власть взял в свои руки премьер-министр Шавкат Мирзияев. Не исключено, что он и станет постоянным лидером. Мнения экспертов по его поводу разошлись: одни считают Мирзияева «пророссийской», а другие – «прокитайской» фигурой. Об этом пишет российская газета "Взгляд".
«Во избежание кривотолков здесь, на своей странице, я хочу рассказать вам о печальных событиях, которые произошли в нашей семье с моим отцом в минувшие выходные. По причине мозгового кровоизлияния, которое случилось в субботу утром, он госпитализирован и находится в реанимационном отделении. Состояние его оценивается как стабильное. На данный момент еще рано делать какие-либо прогнозы относительно его будущего состояния. Я обращаюсь к людям с большой просьбой обойтись без спекуляций и уважать право семьи на «прайвеси» (личное пространство)», – написала дочь в своем Instagram.
Кабинет министров республики сообщил о том, что Каримов находится на стационарном лечении, которое потребует «определенного времени». Других подробностей не приводилось.
При этом портал «Фергана» утверждает, что Каримов перенес инсульт. Он цитирует сообщение оппозиционного «Народного движения Узбекистана», которое, в свою очередь, со ссылкой на свои источники в правительстве уверяет, что Каримов потерял сознание еще поздно вечером в пятницу. Это случилось через пару часов после банкета в честь узбекских спортсменов, участвовавших в Играх в Рио.
Слухи о тяжелом заболевании и даже о кончине Каримова возникали уже не раз, но до сих пор власти практически ничего не сообщали о состоянии его здоровья. Главе Узбекистана, который непрерывно правит республикой с 1989 года, уже 78 лет. В больнице он оказался накануне Дня независимости, отмечаемого 1 сентября. По традиции Каримов участвует в праздничных мероприятиях, проводимых в эти дни. Открытием празднеств теперь займется премьер-министр Шавкат Мирзияев.
Эксперты сравнивают аппаратный вес преемников
Поскольку Каримов в любом случае пока не может исполнять обязанности президента, эксперты начали обсуждать, кто станет его временным или даже постоянным преемником.
«Больше всего шансов занять ташкентский «трон» у второго лица в официальной узбекской иерархии – 59-летнего премьер-министра Узбекистана Шавката Мирзияева, возглавляющего правительство с 2003 года», – написал эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов в своем Facebook.
«Аппаратный вес Мирзияева, кроме того, определяется его близостью к президентской семье, а также поддержкой всесильного шефа Службы национальной безопасности Узбекистана (СНБ) 72-летнего Рустама Иноятова», – пишет Дубнов.
«Если власть наследует Мирзияев, то, скорее всего, Ташкенту не избежать серьезного усиления российского влияния, что вовсе не означает нового возвращения Узбекистана в лоно ОДКБ или его вступления в ЕАЭС. Это будет отвечать скорее интересам прагматичным, нежели политическим», – предположил политолог, добавив, что наследникам Каримова понадобится реальная поддержка и в Москве на нее вряд ли поскупятся. «Прозападный крен нового поколения узбекской элиты при этом вовсе не исключен, но резкие повороты в настроениях не свойственны политике Ташкента, это может стать делом будущего», – предупреждает Дубнов.
Напомним, что у Ташкента в последние годы вспыхнули пограничные конфликты с Таджикистаном и Киргизией. Однако эксперты сомневаются, что преемники Каримова пойдут на какое-то резкое обострение отношений с соседями.
Элита Узбекистана готова к смене власти
Директор по международным проектам Института национальной стратегии России Юрий Солозобов напоминает, что в Узбекистане «прощаются» с Исламом Каримовым уже четвертый раз, однако впервые кабинет министров признал критическое состояние президента.
По его мнению, политический класс Узбекистана консолидировался и готов к переходному периоду. «В 2010 году в Узбекистане прошла частичная реформа конституции. В частности, были уточнены положения на случай прекращения исполнения президентом своих полномочий. Утверждено, что глава сената республики будет преемником на трехмесячный срок, пока не будут проведены президентские выборы», – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД. Напомним, что этот пост сегодня занимает Нигматилла Юлдашев, но эксперты не воспринимают его как сильную фигуру.
Солозобов уверен, что узбекская элита умеет договариваться, и она заинтересована в том, чтобы решать вопросы кулуарно, без каких-либо внешних сил, будь то Россия, Китай или США. По его мнению, Москва сейчас должна занять сдержанную, выжидательную позицию, не пытаясь повлиять на выбор преемника, но при этом продолжать озвучивать все выгоды политической и экономической интеграции Узбекистана с Россией.
В отличие от Дубнова, премьер-министра Шавката Мирзияева он считает «скорее прокитайским, чем пророссийским» политиком: «И без того сильные экономические позиции Пекина в Узбекистане еще более укрепятся в случае его вступления на президентский пост».
Тем не менее Солозобов не думает, что преемником Каримова станет кто-то из ярких известных политиков или, как озвучивает ряд экспертов, кто-то из узбекских «силовиков». «Скорее наоборот, узбекское «политбюро» выберет фигуру, ранее незаметную и неизвестную», – рассказал он.
Эксперт также сомневается, что в Узбекистане возможен «азербайджанский сценарий». «Вряд ли на выбор преемника как-то влияет семья Каримова, в частности, его жена и две дочери. Скорее, сейчас им стоит опасаться повторения судьбы Василия Сталина», – заметил Солозобов.
Подковерная борьба силовиков с бизнесменами
«Узбекистан – закрытая страна, со значительным элементом традиционного восточного общества, где вопросы назначений решаются путем договоренностей кланов либо их борьбой», – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Проблемы национальной безопасности» Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов. По его мнению, в последние годы «подковерная борьба на высшем уровне» велась между условной группой выходцев из силовых структур и группой, которая занимала государственные посты, но была связана с бизнесом.
Пересилит ли в итоге силовой или административно-финансовый ресурс, Куртов сказать пока не берется. «Многие политические силы сейчас занимают выжидательную позицию, в том числе и оппозиционные, как внутри, так и за пределами страны», – заметил Куртов, отметив, что это очень разные силы – как либералы, ориентированные на Запад, так и исламские радикалы.
«В Узбекистане есть взрывчатый потенциал, положение в социально-экономической сфере далеко не блестящее», – указал собеседник. Люди видят, что ситуация в соседнем Казахстане не в пример лучше, так что «есть на чем играть – потенциал народного недовольства существует», подчеркнул эксперт. Кроме того, Узбекистан – страна, не единая в региональном отношении, есть проблемы национального, конфессионального порядка.
«Есть и международные игроки, которые заинтересованы, чтобы это государство шло в фарватере их политики: это и Пекин, и исламский мир, и Вашингтон, и даже в некоторой степени Москва – мы заинтересованы как минимум в стабильном Узбекистане», – указал Куртов. Он напомнил, что большинство мигрантов в России – выходцы из Узбекистана и «их увеличение не нужно».
Как полагает Куртов, если начнется дестабилизация, возникнут признаки гражданской войны, то на первое место выйдет силовой ресурс, большая часть политического класса, кланов будет заинтересована, чтобы не пострадали их интересы. «Они согласятся, чтобы хотя бы на первых порах доминирующее место предоставить силовикам, – подчеркнул эксперт. – Однако вообще в последние годы силовиков потеснили», – отметил Куртов, добавив, что пока самым вероятным преемником выглядит руководитель кабинета министров.
«Дворцовые интриги дочери потерпели крах»
«Все потуги старшей дочери Гульнары Каримовой на то, чтобы стать преемницей по династической линии, потерпели крах, ее политические амбиции были пресечены. Дворцовые интриги вылились в то, что Ислам Каримов был вынужден пойти против дочери», – отметил собеседник, напомнив, что дочь давно попала в опалу.
Куртов также не считает ни Мирзияева, ни Иноятова «пророссийскими» политиками. «Но силовики обычно в большей степени ориентируются на патриотические ценности, на национализм, чем люди, связанные с деловым миром. Бизнесмен обычно вынужден признавать необходимость международного сотрудничества», – напомнил собеседник.
По его мнению, сотрудничество с Россией неизбежно: это не просто дыни, арбузы, хлопок, но и оборудование. «Несмотря на всю эту политическую, националистическую риторику освобождения от «имперского прошлого», Узбекистан еще долго будет тяготеть к России», – предсказал эксперт.
Текст: Марина Балтачева,
Никита Голобоков
Фото: www.iarex.ru
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript