Депутат раскритиковал Систему управления рисками таможенной службы
Zakon.kz
По словам мажилисмена Аманжана Жамалова, при помощи СУР таможенники завышают стоимость товара.
Как рассказал депутат, летом, во время поездок по регионам он встречался с предпринимателями, которые указали ему на недостатки СУР, передает корреспондент Zakon.kz.
«В рамках выезда в регионы мною проведены встречи с предпринимателями и представителями государственных органов в Алматинской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях по вопросам внешнеэкономической деятельности. Во время этих встреч со стороны предпринимателей поступали и по сегодняшний день поступают жалобы по фактам злоупотребления несовершенством законодательства в части таможенного администрирования. О недостаточной эффективности таможенного администрирования свидетельствуют и показатели критерия «Международная торговля» рейтинга Всемирного банка «Doing-бизнес», согласно которому Казахстан находится на 122 месте из 189», - отметил он в депутатском запросе на имя премьер-министра РК в ходе пленарного заседания мажилиса парламента.
Вместе с тем депутат заметил, что предприниматели считают первоочередной проблемой «перекосы при определении таможенной стоимости импортируемых товаров, связанных с методологическими недостатками СУР».
«СУР во всем мире служит для выявления, прогнозирования и предотвращения нарушений таможенного законодательства. У нас же эта система носит явно фискальный характер и служит в основном для увеличения поступлений в бюджет. Так, на основе использования СУР завышается стоимость товаров. Как следствие, предприниматели ищут другие более дешевые пути для растаможивания. Из-за существующей таможенной политики Казахстана сразу же после вхождения Киргизии в ЕврАзЭС предприниматели предпочли ввозить товары из КНР через Нарынскую область Киргизии, где теперь и выплачиваются и пошлины, и налог на добавленную стоимость», - подчеркнул А. Жамалов.
При этом он привел имеющиеся у него цифры денежных потерь Казахстана от таких «обходных» путей.
«О потерях Казахстана можно судить по следующим цифрам. Так, к примеру, только в Алматинской области объем внешнеторгового оборота за 6 месяцев 2016 года сократился почти в 20 раз (в 2015г. – 908,9 млн.долл.США, в 2016г. - 51 млн. долл.США, потери составили 857,9 млн.долл.США). В зоне таможенного оформления этой области в 2016 году заполнено в 9 раз меньше деклараций (1437 деклараций на товары, против 10987 деклараций в 2015 году, т.е. на 9550 деклараций меньше). За 2016 год в сравнении с 2015 годом уплата НДС методом зачета сократилась также в 9 раз (с 729 245 тыс.тенге до 87 271 тыс.тенге, таким образом, потери составили почти 642 млн. тенге)», как он уточнил, это потери только по одной области.
«Более того, вольное применение методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров и иерархии их использования приводит к массовому и необоснованному доначислению сумм ТПиН, пени и штрафных санкций. Это влечет за собой непредусмотренные издержки бизнеса и даже приводит к банкротству предприятий. Особо хочется подчеркнуть методологические недостатки СУР. По данным Счетного комитета таможней в 2015 году было проведено 36 тысяч досмотров и выявлено лишь 103 нарушения таможенного законодательства, а в Атырауской, Алматинской, Костанайской, Актюбинской областях вообще ни одного. По итогам применения СУР, было проведено 1 455 таможенных экспертиз, а выявлено всего 13 фактов нарушений. При этом в некоторых случаях стоимость партии, по которой была назначена специальная экспертиза, составляла всего от 6 до двухсот долларов США. Это тот самый случай, когда «гора породила мышь» и, необходимо отметить, что стоимость этой «мыши» обошлась в значительные бюджетные деньги», - заявил парламентарий.
При этом депутат обратил внимание на то, что СУР, внедренная таможенными органами Казахстана, концептуально отличается и противоречит требованиям республиканского закона «О госконтроле и надзоре».
«Основные составляющие СУР формируются келейно, без привлечения независимых специалистов и являются закрытой информацией для участников ВЭД, что даже закреплено статьей 219 Таможенного Кодекса. Таким образом, считаю острой необходимостью внесение изменений в Таможенный Кодекс, чтобы обеспечить доступ участникам ВЭД к профилям и индикаторам риска СУР, а также разработать единый прозрачный подход при определении таможенной стоимости товаров на территории Единого экономического пространства», - заключил А. Жамалов.
Оксана Давыдова, Астана.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript