Лента новостей
0

Для частных СМИ остается один выход - приоткрыть окно возможностей, разрешить зарабатывать

Zakon.kz Zakon.kz
13 лет без рекламы «вредных продуктов» не дали качественного скачка и не уменьшили потребление, зато сократили информационное поле до минимума.
Где-то наверху произошел существенный слом парадигмы мышления, если заговорили об эффективности СМИ в разрезе тенге на зрителя.

Долгое время для власти было важнее контролировать сам по себе ресурс и не важно, доходила информация до конечного потребителя или нет. Денег было достаточно. Вполне себе можно было содержать целый канал ради одного зрителя, например, акима города или руководителя бизнес-организации. Об эффективности никто не задумывался и в отсутствии угроз, очевидность которых с недавних пор перестала быть паранойей отдельных личностей, а приобрела вполне себе конкретные очертания. Если не иметь под рукой по-настоящему влиятельных СМИ, то информационной волной наше очень маленькое и раскиданное по огромной территории население можно накрыть за неделю, а может, даже за пару дней.

Государственные СМИ, как оказалось, влияние на общество оказывают не сильное. По утверждению экспертов, общий рейтинг контролируемых через бюджет изданий и телеканалов ниже, чем у частных. При этом последние остро нуждаются в деньгах и ежедневно борются за существование в сложном и практически пустом рекламном рынке.

Ровно год назад правительство сделало шаг навстречу телекомпаниям, когда запретило ретранслирующим кабельным сетям не только врезать собственную рекламу, но и обязало вырезать рекламу контрагентов, иностранных каналов, вещающих на территории Казахстана. Правда, справедливости ради нужно отметить, что законопроект чуть не провалился. «Лоббисты» практически убедили парламент и определенную часть политической элиты в несвоевременности таких решений. Главный довод - кабельщики не готовы к таким изменениям и в знак протеста выключат первого января 2016 сигнал. Такая существенная угроза могла переломить ход событий, если бы не общественное мнение, которое встало на защиту отечественного продукта.

Параллельно ширился и рос кризис рекламного рынка. Даже по самым скромным оценкам, бюджеты, выделяемые бизнесом на продвижение, сократились вдвое относительно 2014 года, но это не крайняя точка, рынок продолжает сжиматься и по сей день. Запрет на ретрансляцию рекламы кабельными сетями ситуацию слегка исправил. Транснациональные корпорации, ранее доносившие свою информацию через российские каналы в кабельных сетях, вынуждены были перенести бюджеты в Казахстан, но при этом СМИ получили удар с другой стороны. В стране был введен запрет на рекламу лекарственных препаратов. Почти полгода занял спор между всеми заинтересованными лицами о целесообразности подобных мер. Решение отменили, но потерянных миллиардов не вернешь.

Спор о необходимости отменить запрет на рекламу слабоалкогольной продукции идет перманентно. С того самого времени, когда так называемым моралистам удалось протащить в 2004 году через Парламент в закон о СМИ запрет на рекламу алкоголя и табака, а с 2007-го запретили и косвенную рекламу. Обывателю могло показаться, что в своем желании исключить из общественного дискурса любое упоминание о так называемых вредных продуктах, ощущается маниакальный страх не начать снова, но реально в этих рвениях было мало мыслей о здоровье нации. Табак и алкоголь являлись надежным источником дохода для частных СМИ, так что, выбив из-под них такой надёжный стул, можно было перекраивать рынок по своему усмотрению. Так и получилось. Государство за десять лет получило практически полный контроль над газетами, журналами, интернет изданиями, радио и телевидением, либо напрямую, либо опосредованно, через госзаказ.

Все бы хорошо, и вроде цель достигнута, но параллельно с закручиванием гаек развивались социальные сети, которые перехватили пальму первенства за умы и чаяния у традиционных СМИ и не подчинялись законам. Все попытки контролировать интернет, заканчиваются провалом. Так что вполне резонно перед властью встал вопрос эффективности. Миллиарды тенге на государственные СМИ, а ситуацию разворачивают одиночки. Нужно альтернативное мнение, интересное и увлекательное, с возможностью ретранслировать его одновременно всей стране, но источников практически не осталось, а главное, нет денег, чтобы финансировать этот праздник жизни. Забрать деньги у государственных СМИ невозможно, как и приватизировать их. Остается один выход - приоткрыть окно возможностей. Разрешить зарабатывать.
Так, первый шаг уже сделан. Разрешают рекламу слабоалкогольной продукции. Идут по российскому сценарию. «Это будет реклама не в прайм-тайм, ориентировочно с 10 или 11 вечера до 5 утра. Предполагается, что будут рекламироваться только бренды слабоалкогольной продукции», - говорит министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев. Напомню, северный сосед уже несколько лет спокойно рекламирует пиво, с условием не пропагандировать образ жизни.

Но, как и говорилось ранее, нельзя останавливаться на полпути. Министр Абаев может протащить и поправку, разрешающую рекламу табака и крепких алкогольных напитков для печатных изданий и интернет-порталов. При этом, обосновав, что ограничить доступ к таким источникам информации лиц, которым менее 18 лет, достаточно просто. Газеты, журналы, небольшие интернет СМИ загибаются от отсутствия денег, при этом сеть и иностранные печатные издания наводнены подобной рекламой, нивелируя заботу о чистоте помыслов. Пора заканчивать эксперименты. Тринадцать лет без рекламы «вредных продуктов» не дали качественного скачка и не уменьшили потребление, зато сократили информационное поле до минимума. На столько, что впору говорить о потере контакта с собственным населением. Достаточно вспомнить, что самый посещаемый интернет ресурс - это mail.ru, а самые смотрибельные каналы это НТВ и Первый канал, а тираж самой читаемой еженедельной отечественной газеты едва превышает 70 тысяч.
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: