Доклад Министра финансов Султанова Б.Т. по вопросам инвентаризации (г. Астана, 12 декабря 2016 года)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 12.12.2016 20:24 Фото: zakon.kz

Доклад Министра финансов Султанова Б.Т. по вопросам инвентаризации
(г. Астана, 12 декабря 2016 года)

 

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

Уважаемые коллеги!

 

Позвольте доложить о том, как осуществлялась инвентаризация, как будет выглядеть госсобственность и о дальнейших шагах после инвентаризации (второй этап).

В настоящее время в госсобственности функционируют около 7 тыс. организаций - это госпредприятия, акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью.

В рамках поручения по инвентаризации, заслушаны 16 областей и 177 районов с приглашением зам.акимов с участием Национальной палаты предпринимателей Атамекен. Рассмотрен каждый объект из 6 751 организации. А также 22 министерств и ведомств по 376 организациям республиканской собственности.

(Справочно: К 371 объекту добавлено еще 5: НАО Соцмедстрахования и 4 на ликвидации - АО Достык-Энерго, ТОО Мангистауская промышленная компания, АО «Маттехобспечение туризма и спорта», АО «Би-Логистикс»).

Оптимизация госсобственности по результатам инвентаризации будет проведена в 2 этапа. Сначала число организаций сократится более чем на 1 тысячу или на 16%. На втором этапе - еще почти на 4 600 организаций или на 65% от первоначальной численности.

Инструментами оптимизации, помимо передачи в конкурентную среду, будут также реорганизация предприятий и их закрытие.

На первом этапе количество организаций сократится на 1 136 предприятий. Из них: 408 - уже в графике;

· 105 -предлагаем включить в график;

· 380 - сократятся путем реорганизации;

· 243 - предложено ликвидировать.

Таким образом, после первого этапа в госсобственности останется уже менее 6 тыс. предприятий. Основную долю оставшихся организаций составляют детсады, колледжи, больницы - они будут предложены в конкурентную среду на втором этапе. Уже сейчас в качестве пилота с акиматами согласована передача 94 организаций в доверительное управление без права выкупа.

По продаже. В частные руки дополнительно перейдут 105 организаций с годовым оборотом в 66 млрд. тенге, в том числе за счет госзаказов из бюджета 28 млрд. тенге.

Данные объекты будут привлекательны для бизнеса, поскольку их вид деятельности уже присутствует на рынке.

Это деятельность в области сельхозпроизводства, издательства, туризма, спорта, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и т.д.

С учетом уже включенных в график 408 организаций, бизнес получит 513 объектов, с годовым доходом 336 млрд. тенге, в том числе за счет бюджета 119 млрд. тенге.

Реализация первого этапа будет осуществлена в 2017 году. Приоритетно в I полугодии будут выставлены наиболее привлекательные объекты, список которых сформируется на основе предложений Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».

Теперь как будет выглядеть госсобственность. после первого этапа оптимизации.

Основную массу оставшихся после первого этапа в государственной собственности 5 991 организации составляют организации социальной сферы. В их числе преобладают детские сады (почти половина или 41%. О предложениях по ним я скажу позже. Пятую часть занимают ВУЗы, колледжи, организации дополнительного образования.

15% - театры, музеи, дома культуры.

13% приходится на поликлиники и больницы. Остальные организации - монополии, СМИ, ветеринарные лаборатории и т.п.

Учитывая, что указанные сферы являются чувствительными, вопрос их передачи в конкурентную среду должен быть тщательно продуман, с учетом решения всех социальных аспектов. Например, есть негативный опыт прошлых лет по приватизации детских садов с последующим восстановлением их в составе госсобственности.

Для этого необходимо решить ряд вопросов. Это завершение реформирования ВУЗов, коммерциализация названных сфер в точ числе за счет эффективного тарифообразования, подушевого финансирования.

Годовой доход сохраняемых на 1-м этапе 6 тыс. организаций составляет 1,4 трлн. тенге, в т.ч. из бюджета почти 1 трлн. тенге.

Хотя суммы большие, но содержательно данные объекты не связаны с бизнесом или производством. По сути это неизбежные госрасходы; такие как гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, гранты на обучение в высших учебных заведениях, финансирование детских садов и т.д.

Однако, после их коммерциализации, дальнейшая передача по государственно-частному партнерству позволит активизировать частный бизнес. Это работа будет проведена на втором этапе.

 

По дальнейшим шагам (второй этап)

 

В последующие два-три года число организаций должно сократиться еще на 4,5 тыс. гос.объекта и составит 1 393.

На втором этапе, будет внедрена новая организационная форма - бюджетное учреждение. Критерии будут выработаны министерствам нац.экономики и финансов, совместно с Национальной палатой предпринимателей Атамекен.

Для этого необходим комплексный отраслевой анализ антимонопольным органом. Организации, не подпадающие под критерии новой организационной формы, будут переданы в конкурентный рынок.

Например, бизнес уже выразил интерес к получению в доверительное управление детских садов. Это можно сделать сначала пилотно в столице и областных центрах.

По приватизации высших учебных заведений совместно с минобразования выработана следующая схема. 32 высших учебных заведений будут преобразованы в некоммерческие и коммерческие акционерные общества. Эта работа начнется с 2017 года. К 2020 году будет осуществлено привлечение частного капитала путем дополнительной эмиссии акций.

Колледжи, после внесения соответствующих изменений в законодательство об образовании, будут предложены в доверительное управление крупным предприятиям и университетам в 2018 году.

По 6-ти медицинским высшим учебным заведениям, с 2017 года совместно со стратегическими партнерами будут осуществлены программы менторства. С 2018 года - мероприятия по совместному управлению университетскими клиниками. С 2019 года будет осуществлена передача в доверительное управление.

В 2017-2020 годах планируется передача в доверительное управление 124 поликлиник.

Как видно реализация второго этапа потребует внесения ряда поправок в законодательство о госимуществе, образовании, здравоохранения и другие правовые акты. Поэтому сокращение по второму этапу займет период 2017-2019гг.

Данные меры приведут к эффективности как бюджетных расходов, так и в управлении госактивами.

 

* * *

 

Уважаемый БахытжанАбдирович!

 

Проведение оптимизации требует слаженной координации ответственных центральных госорганов и акиматов.

Опыт текущих продаж местных исполнителных органов подтверждает справедливость Ваших замечаний относительно слабости рекламной кампании и в целом предпродажной подготовки объектов.

Предлагаемую оптимизацию считаем необходимым поставить на системный уровень контроля и координации. Исходя из этого, предлагаю поручить:

Первое. Акиматам разработать планы рекламной и предпродажной подготовки по каждому объекту, подлежащему приватизации или передаче в доверительное управление. Министерству финансов обеспечить координацию и контроль исполнения.

Второе. Центральным госорганам и акиматам составить графики реорганизации, ликвидации, представив их в Министерство финансов для дальнейшего мониторинга.

Третье. Министерствам образования и науки, здавоохранения и социального развития совместно с акиматами разработать дорожные карты по выводу в конкурентную среду детских садов, колледжей, высших учебных заведений и объектов здравоохранения.

Четвертое. Министерству национальной экономики совместно с центральными госорганами, акиматами, Национальной палатой предпринимателей Атамекен провести отраслевой анализ деятельности оставшихся организаций для выработки критериев новой организационной формы и разработки соответствующих законодательных поправок.

Пятое. Министерству национальной экономики внести дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан в части расширения перечня объектов приватизации.

 

Благодарю за внимание.

Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: