На пороге СБ ООН: возможности и неопределенности
Zakon.kz
Уже в начале 2017 года Казахстан начнет работу в качестве непостоянного члена Совета безопасности ООН.
Это время сложно назвать простым и для глобальной безопасности, и для самой Организации. Казахстану очень важно использовать все возможности, чтобы выступить эффективным членом Совбеза и решить поставленные перед собой задачи.
Конец года – традиционное время подведения итогов, оценки достижений либо допущенных промахов. Что касается внешнеполитической активности Казахстана, то можно уверенно сказать, что 2016 год прошел очень успешно. Помимо продвижения собственной позиции в двустороннем и многостороннем форматах, Казахстан несколько раз блестяще выполнил функцию посредника в нормализации взаимодействия других внешнеполитических игроков. И безусловно, одним из ключевых показателей успешности внешней политики РК в 2016 году является избрание нашей страны в Совет Безопасности ООН в качестве непостоянного члена на 2017-2018 годы.
О значимости этого события для страны, и для региона сказано уже достаточно много. Действительно, добиться статуса члена Совбеза спустя всего четверть века после вступления в Организацию – это очень впечатляющий прорыв. Тем не менее, отдав должное успехам казахстанской дипломатии, имеет смысл трезво оценить перспективы работы в СБ ООН с учетом как ситуации в самой Организации, так и с учетом ситуации в мире в целом.
Время нестабильности
Казахстан начнет работу в СБ ООН в крайне сложное для глобальной безопасности время. Начало 2017 года – это время, когда на всей Организации и, в первую очередь, Совете Безопасности, лежит действительно большая ответственность и, более того, необходимость доказать свою эффективность. Вызовов в области безопасности становится все больше, а разногласия в ключевом органе ООН мешают выработке единой позиции по реагированию на них.
Среди наиболее масштабных проблем – гражданская война в Сирии. Общее число жертв военного конфликта в этой стране приближается к цифре в полмиллиона человек. Причем этот конфликт является постоянным источником прений – и часто на повышенных тонах – между двумя постоянными челнами Совбеза: Россией и США. И это делает позицию других членов более уязвимой и осторожной, с чем, конечно, придется столкнуться и представителям Казахстана.
Крайне актуальным вызовом глобальной безопасности в самом широком смысле является рекордное число беженцев. Что касается той же Сирии, по данным Агентства ООН по делам беженцев, шесть из десяти сирийцев покинули места своего постоянного проживания. За пятилетнюю историю конфликта беженцами стали около 12,5 млн сирийцев. На конец 2015 года покинуть места своего постоянного проживания были вынуждены 65,3 млн человек, 21,3 млн из которых признаны беженцами и 10 млн человек из них – это люди без гражданства. Помимо Сирии, огромное количество беженцев возникает в Сомали, Южном Судане, Афганистане. Проблема перешла из только политической и гуманитарной в плоскость социальную и культурную, так как беженцы, прибывая в иную цивилизационную среду, попадают в ситуацию взаимовлияния и сложностей адаптации.
Казахстан войдет в Совет Безопасности ООН в период, когда угроза международного терроризма демонстрирует очередной всплеск. Только в течение 2016 года мир увидел ужасающие своей регулярностью взрывы в Стамбуле, мартовские взрывы в Брюсселе, июльскую трагедию в Ницце. И это на фоне ставших уже, к сожалению, привычными терактов в Афганистане, Сирии, Ираке, Нигерии, Бангладеш. Буквально на днях, 10 декабря, теракт в Стамбуле унес жизни 29 человек. В уходящем году Казахстан также пережил ряд террористических атак и поэтому работа в этом направлении будет отличаться гораздо большей вовлеченностью, чем прежде.
Не теряет актуальности и ядерная проблема. Две недели в конце ноября назад Совет безопасности принял очередные максимально жесткие санкции в отношении КНДР, которая в сентябре провела самые мощные ядерные испытания в своей истории, испытав бомбу мощностью около 30 килотонн.
Время неопределенности
Несмотря на то, что вхождение Казахстана в число десяти непостоянных членов Совбеза – бесспорно положительное достижение, есть ряд моментов, заставляющих пока воздерживаться от слишком радужных прогнозов предстоящей работы. Эти моменты отнюдь не связаны с внешнеполитической стратегией РК, равно как не связаны они и с профессионализмом казахстанских дипломатов. Речь идет об общих узловых моментах в работе СБ ООН, по которым сейчас, в конце 2016 года, четкого понимания нет практически ни у кого в мире. И способность сохранить эффективность работы и независимость в таких условиях – серьезное испытание. Среди указанных «точек неопределенности» важнейшие:
Во-первых, на сегодняшний день остается неясной внешнеполитическая доктрина новой администрации Белого дома и, в том числе, отношение команды Дональда Трампа к работе США в СБ ООН. Сегодня ситуация такова, что в Совете Безопасности по ряду наиболее болевых моментов системы глобальной безопасности нет единодушия. Ближний Восток и Украина – зоны противоречий в позициях США и России, ситуация в АТР – зона столкновений позиций США и КНР. Нет единодушия и точного видения перспектив по очень значимой, в том числе и для Казахстана, иранской проблеме. Как будет складываться процесс согласования мнений, насколько сохранится преемственность политики по самым сложным вопросам – пока неясно. Очевидно, что именно в ближайшие два года будет вырабатываться новый формат взаимодействия ведущих мировых держав, две из которых являются соседями Казахстана. Любые изменения в отношениях между США, Россией и Китаем неизбежно будут проецироваться на их взаимодействие в СБ ООН и остальные члены Совета должны будут строить свою работу с учетом этих тенденций.
Во-вторых, это вопросы финансирования. О снижении потребностей в финансировании программ ООН говорить сейчас не приходится. Так, недавно было заявлено, что в 2017 году ООН нуждается в рекордных $22,2 млрд для финансирования проектов по оказанию гуманитарной помощи почти 93 млн человек в 33 странах, в первую очередь, в Сирии, Ираке , Йемене, Нигерии и Южном Судане.
В то же время, налицо неопределенность, сможет ли ООН получать средства в прежнем объеме. В настоящее время Организация переживает период сокращения взносов от европейских государств, и нет оснований предполагать, что в 2017-2018 годах экономическая ситуация изменится. К примеру, в 2016 году бюджет Фонда ООН по миростроительству уже стал почти в два раза меньше, чем в 2013 году.
Здесь опять выходит на первых план неизвестность по будущей позиции Штатов. Очень сложно сказать, как администрация Трампа отнесется к проблеме финансирования программ ООН, ведь США – традиционно крупнейший донор Организации. Во время избирательной кампании, Трамп жаловался, что США финансирует ООН непропорционально, не получая ничего взамен. Республиканцы, представляющие большинство в обеих палатах Конгресса, также регулярно поднимают вопрос о значительном снижении финансирования деятельности ООН.
В-третьих, Казахстан заступает на место члена Совета безопасности одновременно с вступлением в должность нового Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Хотя именно этот факт особых опасений не вызывает. Очевидно, что в данном случае по ключевым параметрам преемственность в работе Организации сохранится. Пока очевидно, что проблемам безопасности будет уделяться большое значение, ведь в качестве Верховного комиссара по делам беженцев Антониу Гутерриш очень хорошо знаком с ситуацией в самых кризисных регионах планеты и очевидно выработал свое видение этих вопросов. Тем не менее, очевидно, что по ряду направлений работы предвидятся существенные изменения.
Время возможностей
Общий фон состояния глобальной безопасности и ситуация неопределенности по ряду направлений предстоящей работы ООН, серьезно осложняют будущее членство Казахстана в Совете Безопасности. С другой стороны, если наше внешнеполитическое ведомство сможет проявить себя в качестве эффективного члена команды и добиться решения проблем в том числе и региональной повестки, это будет очень ценным достижением. Даже более ценным, чем если бы такие результаты были получены в период стабильности и экономического благоденствия.
Если говорить о том, какие возможности имеет смысл использовать Казахстану, и в чем его главные преимущества в предстоящие два года, то стоит обратить внимание на следующее:
Во-первых, это прочные и очень конструктивные отношения практически со всеми постоянными членами СБ ООН. В первую очередь, это относится к непосредственным соседям РК. У Астаны, помимо очевидных дружественных связей с Россией, сегодня сложились достигшие очень высокого уровня доверия отношения с КНР. Также традиционно хорошие доброжелательные отношения у Казахстана и с США, Францией и Великобританией.
С учетом таких конструктивных и доверительных отношений, Казахстан может активно использовать свой авторитет и посреднические возможности в процессе выработки совместных и взаимовыгодных решений в СБ ООН. Как показывает опыт последних лет, с этой функцией казахстанская дипломатия справляется блестяще.
Во-вторых, Казахстан, как авторитетный член международных и региональных организаций способен продвинуть сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и этими структурами. Представители ООН не раз говорили о том, что в решении региональных конфликтов сотрудничество с региональными структурами является крайне важным. Казахстан, как член таких структур как ШОС, СНГ, ОДКБ, может использовать этот шанс и вывести сотрудничество на новый уровень.
В-третьих, очень важным моментом является работа Казахстана в качестве представителя всего региона Центральной Азии. В настоящее время здесь сложилась крайне благоприятная ситуация для координации интересов всех стран региона, включая Афганистан, именно в сфере безопасности. Хотя существенный момент неопределенности сохраняется и тут.
Став первой страной региона, вошедшей в число членов СБ ООН, Казахстан уже сейчас проводит серьезную подготовительную работу по представлению в ООН таких интересов региона, как борьба с терроризмом и экстремизмом, продвижение афганского вопроса, решение водных и энергетических проблем, борьба с наркотрафиком. Кроме того, Казахстан уже заявлял о своей позиции в борьбе против предвзятого отношения к мусульманам, проявляемым в некоторых странах. Если посмотреть статистику заседаний СБ ООН в 2015 году, то первоочередными проблемами являются ситуация на Ближнем Востоке, военные и гуманитарные проблемы в африканских странах, общие проблемы терроризма. Проблемы безопасности в Центральной Азии практически не обсуждаются, внимание уделялось лишь афганской тематике и то достаточно небольшое. В этих условиях Казахстану крайне важно найти возможности по консолидации работы в региональном формате и, в дальнейшем, суметь включить центральноазиатскую повестку в работу СБ ООН.
В-четвертых, Казахстан обладает большим опытом и выработанной позицией по ряду наиболее актуальных на сегодняшний день проблем. Это, в первую очередь, вопросы ядерного разоружения и сейчас Казахстан, являющийся с июня этого года председателем Гаагского кодекса поведения против распространения баллистических ракет (ГКП), уже проводит активную работу. В частности разработанная Казахстаном резолюция в поддержку ГКП была принята абсолютным большинством голосов государств-членов ООН.
Помимо того, что работа в СБ ООН для такого молодого государства, как Казахстан, сама по себе является довольно сложной задачей и своеобразным вызовом, выполнять эту работу придется в очень непростых условиях.
Здесь хотелось бы отметить, что предстоящая огромная работа – это труд не только казахстанских дипломатов, которые традиционно демонстрируют высокий уровень профессионализма по самым сложным международным проблемам. В ближайшие два года возможность МИДа показать себя на высоте в Совете Безопасности зависит не только от кропотливой подготовки проектов на уровне комитетов или искусства переговорщиков, но и от работы всех причастных ведомств Казахстана. Это касается и Министерства внутренних дел, и Министерства обороны, и Министерства юстиции и т.д. Для того, чтобы эффективно действовать в составе СБ ООН нам важно постоянно укреплять свою правовую базу, повышать эффективность работы правоохранительных органов в сфере решения ключевых проблем безопасности, активизировать взаимодействие в сфере безопасности с другими странами, избегать необдуманных решений, иначе авторитет арбитра в решении вопросов безопасности будет поставлен под сомнение.
Хочется верить, что общая заинтересованность не только в укреплении авторитета страны на международной арене, но и в решении важнейших проблем региональной и глобальной безопасности позволят Казахстану успешно использовать имеющиеся возможности и пройти период неопределенности без каких-либо потерь.
Автор: Татьяна Каукенова
Фото Politikus.ru
Поделитесь новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript