Конкурентное ценообразование: к чему надо быть готовым казахстанским предпринимателям в 2017 году
Zakon.kz
С 1 января 2017 года Казахстан отменяет государственное ценовое регулирование на отдельных рынках.
С 1 января 2017 года Казахстан отменяет государственное ценовое регулирование на отдельных рынках. Как предпринимателям установить адекватную цену и избежать проблем с антимонопольными органами? Рекомендации специалиста в сфере антимонопольного регулирования.
Речь идет о рынках электро- и теплоэнергетики, железнодорожного транспорта, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, а также газа.
В условиях рыночной экономики государственное регулирование тарифов должно осуществляться в исключительных случаях. Как показывает практика, предприятия, тарифы на основные услуги которых устанавливаются государством, имеют низкие либо недостаточные показатели развития. При этом наличие госрегулирования цен является одним из основных факторов низкой инвестиционной привлекательности всей отрасли.
Предстоящие изменения в Казахстане
В Казахстане в 2017 году на ряд услуг монополистов и доминантов отменяется государственное регулирование тарифов и цен. В целом, по сравнению с предыдущими годами количество сфер экономики, где цены устанавливаются государством, заметно сокращается.
Вследствие данных изменений в 2017 году многие предприятия будут самостоятельно пересматривать свою ценовую политику, основываясь на принципах конкурентного ценообразования.
Безусловно, конкурентное ценообразование, формируемое на основе себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов, должно обеспечить нормальное функционирование и развитие предприятия.
Однако необходимо учитывать, что отмена государственного регулирования тарифов не отменяет антимонопольный контроль за установлением монопольно высоких (низких) цен или монопсонически низких цен, равно как и за применением разных цен и т.д.
Если данные правонарушения могут быть инкриминированы только в отношении субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, то в случае с применением согласованных цен объектами правонарушения могут признаваться и мелкие компании.
Как строить процесс ценообразования
Таким образом, субъектам рынка при определении своей ценовой политики необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, которые принципиально отличаются от требований, установленных на регулируемых рынках.
В частности, в отношении ценовой политики, антимонопольное законодательство допускает рыночный подход в отличие от государственного регулирования, которое основывается на затратном методе.
Например, для выявления монопольно высоких цен антимонопольный орган проводит мониторинг рыночных цен. Факт превышения цен на услуги и товары объекта правонарушения, уровня цен его конкурентов будет являться основным признаком установления монопольно высоких цен.
При этом в отдельных случаях может проводиться экспертиза финансово хозяйственной деятельности субъектов рынка, включая сравнение уровня доходов и расходов с показателями других аналогичных по производственным мощностям и другим критериям субъектов рынка.
При экспертизе определяется обоснованный уровень цены, в случае несоответствия которого к фактический применяемым ценам определяется монопольный доход.
Динамическое ценообразование
Отдельно следует остановится на такой форме ценообразования, как «динамическое ценообразование», которое в настоящее время активно применяется крупными и мелкими компаниями.
Как известно, динамическое ценообразование — это динамическое регулирование цен для потребителей в зависимости от ценности, которую эти клиенты приписывают товару или услуге.
С точки зрения бизнеса, динамическое ценообразование обоснованно, так как позволяет оперативно реагировать на рыночные процессы.
Вместе с тем, данный подход имеет также определённые риски со стороны антимонопольного законодательства, так как подпунктом 2) статьи 174 Предпринимательского кодекса РК применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка или потребителями без объективно оправданных на то причин является фактом злоупотребления доминирующим или монопольным положением.
Следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции и государственной поддержки жилищного строительства» от 28 декабря 2016 года, в данный пункт внесены дополнения, согласно которым применение разных цен может быть обусловлено разными затратами на производство, реализацию и доставку товара, недискриминационным применением системы скидок, учитывающей объемы продаж, условия оплаты, сроки действия контракта.
В основном динамическое ценообразование применяется авиаперевозчиками и компаниями, осуществляющими экспресс-перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, суть которых – мотивация пассажиров к приобретению билетов заранее.
Однако, как показывает практика, применяемая авиакомпаниями система динамического ценообразования, предлагая пассажирам относительно дешевые билеты заранее, может допускать установление цены билетов намного выше ее базовой стоимости в день вылета, что в свою очередь антимонопольными органами расценивалось как факт применения монопольно высоких цен.
Основные риски
Следует отметить, что применение одинаковых цен субъектами одного и того же товарного рынка, за исключением отдельных случаев и рынков, всегда имеет риски на возбуждение антимонопольного расследования по факту установления согласованных цен.
В этой связи, субъектам рынка при расчете цены необходимо руководствоваться собственной калькуляцией, что будет являться подтверждением неучастия в сговоре. Цены, рассчитанные исходя из собственной калькуляции, будут отличаться от цен конкурентов.
В целом, для исключения вышеперечисленных и иных рисков со стороны антимонопольного законодательства предпринимателям необходима разработка и внедрение ценовой политики, прошедшей соответствующую антимонопольную экспертизу. Данную работу можно провести в рамках антимонопольного комплаенса компании, принципы и порядок действия которого вводятся упомянутым выше Законом с 1 января 2017 года. Антимонопольным комплаенсом является система мер по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.
Как уже было отмечено, данная мера особенно актуальна в отношении ценовых политик компаний, занимающих доминирующее или монопольное положение на своих рынках, включая находившихся ранее в Реестре доминантов. Игнорирование требований антимонопольного законодательства при ценообразовании может привести к административному штрафу, соразмерному 5% годовой выручки с конфискацией монопольного дохода.
Куаныш Холтурсунов, эксперт в сфере антимонопольного регулирования,
вице – президент АО «Центр развития и защиты конкурентной политики»,
член совета ОО «Альянс антимонопольных экспертов»,
член Рабочей группы по вопросам конкуренции Правления Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК.
Поделитесь новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript