Доклад министра финансов Республики Казахстан Б.Т. Султанова на отчетной встрече перед населением (г. Астана, 27 июня 2017 года)
Доклад
министра финансов Республики Казахстан Б.Т. Султанова на отчетной встрече перед
населением
(г. Астана, 27 июня 2017 года)
Уважаемые друзья, уважаемые члены Общественного совета, уважаемые депутаты и гости
Я рад видеть Вас на очередной ежегодной отчетной встрече.
Знаменательно, что наша с вами встреча проходит в период проведения в Казахстане EXPO 2017.
Это первая международная выставка такого масштаба, которая проводится на территории СНГ и стран Центральной Азии.
В ней принимают участие 115 стран и 22 международные организации.
Выставка проходит успешно.
За две недели выставку посетили 300 тысяч человек и зарегистрировано более 2 миллионов посещений.
На открытии выставки приняли участие 17 глав государств и правительств, среди них руководители России, Китая, Индии и других государств.
Проведение EXPO послужит дополнительным стимулом для экономического и инфраструктурного развития страны.
***
Сегодня каждый гражданин может принять участие в решениях принимаемых государством и внести свои рекомендации по улучшению финансово-экономического климата в стране.
В прошлом году мы с вами впервые встречались в формате открытого диалога и обсуждали широкий круг вопросов, волнующих население.
По её результатам на мое имя, помимо прямых озвученных вопросов, поступило более 120 обращений, из которых по всем были даны необходимые разъяснения и приняты соответствующие меры.
Эти вопросы касались, как текущей деятельности министерства, так и вопросов реформирования и развития государственной политики в сферах курируемых Министерством.
23 июня т.г. Министерство финансов доложилось о своей деятельности перед Общественным советом, осуществляющим общественный контроль над нашим ведомством, в состав которого входят представители НПП «Атамекен», бизнеса, других общественных организаций, а также представители научных кругов.
Сегодня, я отчитаюсь перед Вами о работе Министерства в 2016 году.
Приоритеты деятельности Министерства исходили из реализации Плана Нации «100 конкретных шагов», поручений Главы государства и стратегических планов развития страны.
В целом, их выполнение направлено на решение широкого спектра задач.
Работу Министерства можно сгруппировать на 4 больших блока:
1) доходная часть бюджета;
2) планирование расходной части бюджета;
3) исполнение бюджета, в т.ч., казначейское сопровождение, госзакупки и госаудит;
4) управление госактивами, в т.ч. приватизация;
Первое - по доходной части бюджета
Доходы госбюджета исполнены на 101,1% и составили 9,3 трлн. тенге. Это на 1,7 трлн. тенге или 22% больше 2015 года.
План по доходам республиканского бюджета (без учета трансфертов) исполнен на 109,1% и составил 4,6 трлн. тенге.
Перевыполнение обеспечено за счет роста налоговых поступлений.
В прошлом году в бюджет поступило на 358 млрд. тенге больше, чем ожидалось. Поэтому мы меньше выбрали средств из Нацфонда на 369 млрд. тенге.
Собственные доходы местных бюджетов (без трансфертов) исполнены в сумме 1,9 трлн. тенге, или 105,6% к плану. Сверх плана поступило чуть более 100 млрд. тенге.
Что отрадно наблюдается рост доходов от ненефтяного сектора экономики и это говорит о том, что усилия, приложенные, государством по ее диверсификации, начали приносить реальный результат.
При сборе налогов важно обеспечить баланс между необходимым уровнем контроля и созданием благоприятных условий бизнесу для добровольного исполнения обязательств перед государством.
Мы переходим на партнерские отношения с бизнесом, когда налоговый инспектор дает консультации и разъяснения с тем, чтобы налогоплательщик правильно и своевременно уплатил все причитающиеся суммы налогов.
В целях смещения акцента с налоговой проверки на камеральный контроль внедряются подходы горизонтального мониторинга, основанные на принципах доверия и взаимовыгодного сотрудничества.
Мы уже видим, что многие предприятия максимально открываются и сотрудничают с налоговыми органами.
Во первых: За четыре года с 95% до 98,5% вырос коэффициент добровольности уплаты налогов и других обязательных платежей. Т.е. все большее количество налогоплательщиков уплачивает налоги без государственного принуждения и взыскания.
Во-вторых: За последние четыре года количество налогоплательщиков с высоким (красным) уровнем риска снижено с 22% до 13%.
В-третьих: На 10% вырос уровень удовлетворенности общества качеством предоставления услуг органами государственных доходов. Так, по результатам прошлого года 81% бизнеса положительно оценил деятельность структур КГД, тогда как в 2014 году этот индекс был равен 71%.
Кроме того, предпринятые меры позволят нам без ущерба для сбора налогов сократить в этом году на 37,5% число контрольных мероприятий, а это почти 29 тысяч.
В следующем году мы еще больше их сократим.
Кроме того, внедрен механизм аутсорсинга при проведении ликвидационных проверок. В результате чего упрощена процедура ликвидации, сокращены количество и сроки проведения проверок.
Налогоплательщикам предоставлена возможность самостоятельного устранения ошибок без применения штрафных санкций.
***
Большая работа проводится по информатизации сбора налогов и других платежей в бюджет.
По итогам 2016 года доля налоговой отчетности, представленной в электронном формате, выросла до 95%, что снизило бюрократическую нагрузку на налогоплательщиков.
В 42 крупных центрах приема и обработки отчетности установлены электронные системы управления очередями и контроля качества.
Также в 2016 году для удобства налогоплательщиков запущен механизм онлайн - передачи банками второго уровня информации об уплате налоговых и таможенных платежей через платежный шлюз «Электронного правительства».
Такое взаимодействие позволило сократить передачу информации о произведенных платежах в информационные системы органов госдоходов с двух рабочих дней до нескольких минут.
Кроме того, налажено информационное взаимодействие в части направления и отзыва инкассовых распоряжений; получения сведений о движении денег по банковским счетам.
С апреля 2016 года в целях оптимизации и упрощения процедур получения госуслуг в трех областях (Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской) проводится пилотный проект по внедрению экстерриториального принципа.
Данный принцип предусматривает возможность получения услуг в любом территориальном органе госдоходов без привязки налогоплательщика к месту регистрационного учета.
В этом году мы планируем распространить этот положительный опыт на весь Казахстан.
Совместно с Министерством информации и коммуникаций на базе Call-центра «1434» запущен пилотный проект по предоставлению консультаций в сфере налогового и таможенного администрирования в круглосуточном режиме.
Для стимулирования добросовестного бизнеса и приоритетных отраслей в таможенном контроле внедрен «зеленый коридор» для отдельных категорий предпринимателей, таким как: крупные налогоплательщики и товаропроизводители, инвесторы и уполномоченные экономические операторы, иные субъекты, добросовестно соблюдающие законодательство.
Также, мы готовы предоставить отсрочку по уплате таможенных пошлин и налогов при импорте товаров.
Если у декларанта в силу различных обстоятельств нет возможности сразу либо в полном объеме оплатить причитающиеся суммы пошлин и налогов, ему предоставляется право воспользоваться отсрочкой на 1 месяц и товар выпускается без уплаты платежей.
Мы реформировали Систему управления таможенными и налоговыми рисками (СУР), которая является основой для планирования и проведения контроля. Повышение качества аналитики и использование данных объединенных служб позволило более точно отбирать субъекты для контроля. В результате уже сегодня эффективность таможенного контроля выросла в 2 раза.
Ведется работа по оптимизации бизнес-процессов таможенных процедур.
Мы первые из государственных органов, осуществляющие моделирование бизнес-процессов с использованием программы ARIS.
Например, смоделирован один из трудозатратных и критикуемых процессов - таможенное оформление при импорте товаров.
После проведенного анализа 900 операций процесса сокращены до 400.
В совокупности мы сократили время таможенного оформления с 6 часов в среднем до 1,5 часа (Экспорт 39 минут, Импорт - 2 часа 35 минут).
Вводятся и другие упрощения в части налогового и таможенного администрирования.
Хочу отметить, что работа по улучшению администрирования, снижению бюрократической нагрузки являются одними из главных приоритетов в деятельности нашего Министерства.
Следующий блок вопросов - это планирование расходной части бюджета
Расходы госбюджета составили 10,1 трлн. тенге, что больше на 1,5 трлн. тенге чем в 2015 году.
Процент исполнения расходов РБ составил 98,3% или 8,5 трлн. тенге.
При этом, расходы утвержденного бюджета в результате двух уточнений выросли на 980 млрд. тенге.
Кроме того, во исполнение поручений Главы государства были пересмотрены все расходы бюджета на предмет их эффективности.
Неэффективные расходы были перераспределены и направлены прежде всего на выполнение социальных обязательств государства.
Это дало возможность увеличить затраты на значительную часть социальной сферы.
Половина расходной части бюджета, то есть 4 трлн. тенге имеет социальный характер.
Как вы помните в 2016 году они были направлены на финансирование
Например, для увеличения размера пенсий на 9% из бюджета выделено 1 353 млрд. тенге;
- на введение новой модели системы оплаты труда гражданских служащих выделено - 291 млрд. тенге;
- для выплаты пособия на рождение ребенка 438 тыс. получателям направлено - 33 млрд. тенге.
Следующий блок, исполнение бюджета
По казначейскому сопровождению
Необходимо не только собрать доходы и эффективно распланировать расходы.
Система должна работать бесперебойно «здесь и сейчас»: то есть постоянно поступают доходы, производятся расходы и не должно быть разрыва кассы.
Необходимо также контролировать долги, кредиты, ценные бумаги и т.д. Это ежедневная огромная работа, которую не видно снаружи.
За 2016 год в процессе казначейского обслуживания госучреждений и субъектов квазигоссектора через платежную систему КЦМР НацБанка было проведено 4 млн. 665 тыс. электронных платежей.
О государственных закупках и госаудите
Большая работа Минфином проводится по контролю за расходованием бюджетных средств.
Для лучшего исполнения бюджета был инициирован ряд законодательных, организационных и процедурных мер.
С 1 января 2016 года начали работать Законы «О государственных закупках» и «О государственном аудите и финансовом контроле» в новых редакциях.
Это позволило комплексно подойти к решению вопросов по рациональному использованию бюджетных средств и недопущению нарушений.
Запущена новая платформа веб-портала закупок.
Все государственные закупки и их процедуры, начиная от планирования, заканчивая оплатой, переведены на электронный формат. Это повысило прозрачность и защиту интересов бизнеса.
В итоге, среднее количество участников на один конкурс увеличилось в 4 раза, с 1-2 до 4 участников. Условная экономия увеличилась почти в 3 раза, с 43 млрд. тенге до 127 млрд. тенге.
Внедрена практика превентивности.
Электронный формат закупок позволил проводить такой контроль дистанционно на каждом этапе проведения закупок с целью своевременно выявлять и устранять нарушения.
То есть мы резко снизили очные проверки, но гораздо шире охватили объекты камеральным контролем. Охват составил почти 100%.
Благодаря камеральному контролю устранены нарушения на общую сумму 455 млрд. тенге путем пересмотра и отмены итогов конурсов.
Мы предупредили нарушения почти по 40 тысячам конкурсов, то есть документация была приведена в соответствие до наступления ответственности.
Хочу сказать, что более 10 тыс. должностных лиц смогли заранее устранить допущенные нарушения, тем самым не были привлечены к административной и прочей ответственности.
В соответствии с поручением Главы государства мы продолжаем работу по централизации и автоматизации закупок.
В этом году мы готовим законопроект, предусматривающий объединение в единый портал всех закупок, осуществляемых госорганами, квазигосударственным сектором, естественными монополистами и недропользователями.
Решение данной задачи позволит не только обеспечить прозрачность и справедливость процессов закупок, но и даст возможность бизнесу знать что, где и в каких объемах закупается.
Бизнес получит информацию какие производства надо развивать и какие товары востребованы.
Теперь о управлении госактивами
В соответствии с поручениями Главы государства Правительством ведется работа по снижению доли участия государства в экономике. В этих целях был ранее разработан Комплексный план приватизации. Начиная с 2014 года, продано 447 объектов на общую сумму 125 млрд. тенге.
В 2016 году реализовано еще 147 объектов, подлежащих к продаже согласно Комплексному плану приватизации на общую сумму 31 млрд. тенге. Кроме того, 103 подведомственные организации, выявленные по итогам проведенной инвентаризации, дополнительно включаются в график продаж 2017 года.
География продаж представлена широко. Покупатели есть во всех регионах.
В 2016 году началась предпродажная подготовка крупных объектов с балансовой стоимостью более 5 млрд. тенге, так называемых топовых.
Их общее количество в Комплексном плане приватизации на 2016 - 2020 годы составляет 68 организаций, в том числе 14 объектов республиканской собственности.
Мы будем следить чтобы новые владельцы привлекали инвестиции и новые технологии, то есть обеспечили развитие приобретенных объектов.
При этом, важно обеспечит чтобы ни вкоем случае не ущемлялись права работников.
В 2017 году запланирована продажа 493 объектов, в 2018 - 102 объектов.
Реализация 17 крупнейших компаний Фонда «Самрук-Казына», в т.ч. 14 топовых объектов планируется в 2019 - 2020 годах, из них 8 - в рамках IPO и частичного публичного размещения.
Каждый желающий на портале «Госреестр», действующего по принципу «единого окна» может посмотреть, что это за объекты, какая их цена. Приняты единые правила продажи (на privatization.gosreestr.kz).
База данных объектов продавцами регулярно актуализируется.
Там же проходят все торги.
Для обеспечения мониторинга реализации объектов на каждом этапе в режиме on - line внедрена электронная система мониторинга.
Коротко об аренде госсобственности
С 2016 года передача объектов госсобственности в аренду сто процентно осуществляется в электронном формате, то есть начиная от подачи заявки на участие в конкурсе, до определения победителя конкурса.
Еще одно большое направление нашей работы - это проект «Единый балансодержатель»
Цели данного проекта:
- сокращение расходов бюджета;
- освобождение государственных служащих от выполнения несвойственных функций;
- поддержка частного сектора путем передачи в аутсорсинг функций по обслуживанию зданий.
В 2016 году в рамках проекта на балансы терподразделений Комитета госимущества от ведомств Минфина переданы 642 здания, 210 единиц автотранспорта, более 1200 внештатных работника и расходы на их содержание более 2,3 млрд. тенге.
Сэкономленные расходы направлены на улучшение условий труда наших работников и содержание зданий.
В целом по каждому направлению деятельности Министерства ведется активная работа с населением и бизнесом.
Данное направление является приоритетом Пяти институциональных реформ, предложенных Главой государства. И включает в себя качественное оказание услуг и создание благоприятных условий для бизнеса.
В рамках закрепленных за Минфином функций в 2016 году оказано 17,1 млн. государственных услуг.
Проведена работа по сокращению 3 разрешительных процедур и переведены на уведомительный порядок 4 процедуры.
На сегодня Министерством оказывается 55 видов госуслуг. При этом 38 видов услуг или 69% оказываются в электронной форме, 28 из которых доступны на альтернативной основе через корпорацию «Правительство для граждан», то есть ЦОНы.
Хотел бы отдельно остановиться на вопросе противодействия коррупции.
Министерством на постоянной основе ведется эта работа.
Так, например, реформирование системы управления таможенными и налоговыми рисками привело к существенному сужению круга лиц, подпадающих под таможенный контроль. По международным стандартам обычно только 5-7% торгового потока должны попадать под контроль таможни.
Тем самым мы ограничиваем контакт наших работников с их клиентами.
Вместе с этим, широко внедряются различные формы народного контроля. Граждане своими активными действиями и прямым участием вносят вклад в сокращение размеров теневой экономики. Стимулируют добросовестную конкуренцию среди предпринимателей.
В 2016 году совместно с бизнес - сообществом проведена широкомасштабная акция «Требуй чек - выиграй приз!», направленная на воспитание правовой культуры граждан в вопросах защиты собственных интересов, как потребителей товаров, работ и услуг.
По итогам акции поставлены на налоговый учет более 9 тыс. ИП, работавших нелегально, зарегистрировано почти 8 тыс. ККМ. 23 декабря 2016 года по акции «Требуй чек - выиграй приз!» проведен розыгрыш главного - приза автомобиля марки «Шевроле», выигрышным оказался чек жителя г. Петропавловск на сумму 596 тенге.
Уважаемые участники встречи разрешите рассказать о работе, проводимой нами в текущем году и задачах на будущее.
В настоящий момент Казахстан успешно прошел
2 этапа модернизации, в рамках которых были заложены основные рыночные и законодательные предпосылки для экономического роста.
Чтобы успешно продолжить наше развитие, как поручил Глава государства в Послании «Третья модернизация», перед Министерством поставлены следующие цели:
Первое - повышение собираемости налогов с нынешных 16,6% до 25% к ВВП к 2025 году.
Будут выработаны предложения для новых Таможенного и Налогового Кодексов в части кардинального упрощения администрирования, отмены неэффективных налоговых льгот и преференций.
Для снижения предпринимательских издержек будут приняты облегчающие меры в налогово-таможенной сфере, в части регистрации, уплаты, декларирования, предоставления отчетности и проверок.
Второе - мы продолжим работу по сбалансированности бюджета, также внесем поправки в законодательство по внедрению контроля долга квазигоссектора, что позволит не нарушать лимит расширенного долга в 60% к ВВП.
Третье - оптимизация расходов и эффективное управление госсобственностью.
В этих целях пилотный проект Министерства «Единый балансодержатель», показавший положительные результаты, будет растиражирован на все другие госорганы, кроме правоохранительного блока.
Четвертое - это цифровизация финансов.
Будет проведена работа по переводу в цифровой формат всех процедур, осуществляемым в сфере управления государственными финансами и активами.
Министерство финансов и его системы - это мощный ресурс для применения новейших технологий, особенно в сфере информатизации. Поэтому мы выступим в качестве драйвера для формирования цифровой экономики в стране с применением лучших практик.
Пятое - Антикоррупционная детельность
Противодействие коррупции является нашим приоритетом.
Я уже выше говорил о новых методах администрирования, которые не только повышают эффективность, но и позволяют значительно снизить влияние человеческого фактора.
То есть мы ограничиваем контакт наших инспекторов с бизнесом и населением.
Большое внимание мы уделяем превентивным мерам, т.е. заранее корректируем деятельность работников и соответственно не даем им ошибиться.
Кроме того, проводится большая разъяснительная и профилактическая работа по принципу нулевая терпимость к коррупции.
Құрметті қауым!
Ағымдағы жылы Министрлік Мемлекет басшысының және Үкіметтің мемлекеттік қаржыны тиімді пайдалану және оны нығайту бағытында айқындаған барлық міндеттерін орындауды жалғастыратын болады.
Бюджеттік көрсеткіштердің тұрақты қалыптасқан жағдайын алдағы кезеңде де сақтауға барлық күш жігерімізді жұмсайтын боламыз.
Назарларыңызға рахмет!