Базарбек Бакытжан: «статья 50 Земельного кодекса несет риск, нужно ее менять»

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 21.08.2017 09:33 Zakon.kz
По мнению юриста, многие нормы земельного законодательства несправедливы в отношении простых обывателей, которые из-за ограниченности финансовых возможностей не могут позволить себе купить земельный участок.
«Почему обычный простолюдин стоит десятилетиями за заветными 10 сотками, а денежные мешки выкупают тысячи и тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий, в обход Земельного кодекса?!!!!» - задается вопросом известный юрист Бакытжан Базарбек.

По мнению юриста, многие нормы земельного законодательства несправедливы в отношении простых обывателей, которые из-за ограниченности финансовых возможностей не могут позволить себе купить земельный участок. В частности, вызывает вопросы пункт 4 статьи 50 Земельного кодекса, который предусматривает предельные (максимальные) размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц.

«Вообще, логика предельных максимальных размеров, которые могут находиться в руках физ.лиц и юр.лиц заключается в недопущении чрезмерного сосредоточения земли в одних руках, предупреждения монополии на землю,» – говорит юрист. «Так ли это на самом деле? Я сомневаюсь, что эта статья создает защиту от этих явлений», – утверждает юрист!

Юрист делится своими опасения, что если не изменить редакцию статьи 50 Земельного кодекса и не принять ограничительные нормы, то это повлечет существенные риски для безопасности страны.

Юрист также опасается, что изъяны статьи 50 Земельного кодекса могут сыграть на руку многим спекулянтам, финансово-промышленным группам и авантюристам в авральной скупке земли. Они могут сосредоточить в одних руках земли одного района, а при возможности половину области!!!! По мнению юриста, авантюра в скупке земли, используя изъяны закона, может быть осуществлена 2 способами.

Первый способ. Согласно пункту 3 статьи 50 Земельного кодекса Правительство Республики Казахстан определяет предельные размеры сельскохозяйственных участков, предоставляемых в частную собственность. Однако, предельные размеры земельных участков, предоставляемых негосударственным юридическим лицам и его аффилированным лицам на праве временного возмездного землепользования, Земельным кодексом не прописаны.

Другими словами, предельные (максимальные) размеры земель, предоставляемых в частную собственность, могут устанавливаться для физ.лиц (для крестьянских (фермерских) хозяйств) и юр.лиц (для товарного сельхозпроизводства). А земли, предоставляемые негосударственным юридическим лицам во временное возмездное землепользование для сельскохозяйственного товарного производства, в эти предельные максимальные размеры не входят. Так что же получается, можно оформлять в землепользование столько земель, сколько душа пожелает? Если юридическое лицо приобрело тысячи гектаров в землепользование, то законом применяются те же нормы, которые применимы к частной собственности. Полагаю, это может создать неблагоприятную ситуацию, когда юридические лица для видимости оформляют в частную собственность небольшой участок земли, который по размерам «укладывается» в предельные нормы, а все остальные участки оформляют во временное возмездное землепользование. Так, они могут образовать «монополию» на землю и влиять на цены и земельный рынок.

Таким образом, отсутствие предельных и максимальных норм на земельные участки, находящиеся во временном землепользовании, дает возможность физическим и юридическим лицам сосредотачивать огромные участки земли в одних руках.

Второй способ. Предельные размеры сельскохозяйственных участков, предоставляемых в частную собственность на земли сельскохозяйственного назначения, предусматриваются как на граждан для ведения КФХ, так и на негосударственные юридические лица и его аффилированных лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства. При этом, аффилированное лицо Земельным кодексом предусмотрена как организация, являющаяся дочерней по отношению к негосударственному юридическому лицу или признающаяся зависимым акционерным обществом. Другими словами, нет абсолютно никакой разницы, владеет землей ТОО или его аффилированное лицо, в любом случае, это принадлежит одному человеку, учредителю ТОО. Закон при этом не поясняет, сколько аффилированных лиц вы можете создать, не прописаны положения как проверяется аффилированность, нет четкой регламентации пределов для материнской и дочерней организации в совокупности. Нет четкости, будут ли проверять аффилированность посредством учредительных документов, либо проверяется по регистрационным сведениям в органах юстиции, либо информацию запрашивает земельная инспекция.

Отсутствие четкости, конкретности в статье 50 Земельного кодекса и одноименном Постановлении Правительства создает почву для незаконного обогащения земельными ресурсами, чрезмерного сосредоточения земель в одних руках.

Юрист предлагает предельные максимальные размеры для юридического лица и его аффилированных лиц вне зависимости от доли участия материнской компаний в уставном капитале его дочерней организации, рассматривать как одно лицо и на него устанавливать самостоятельный предел. Это предупредит попытки авантюристов, обойти нормы Земельного кодекса и сосредоточить земли у себя, в одних руках. Вместе с тем, по мнению Базарбек Бакытжана, необходимо внести поправку в пункт 4 статьи 50 Земельного кодекса и внести в максимальные пределы право временного возмездного землепользования, которое предоставляется негосударственным юридическим лицам для сельскохозяйственного товарного производства.

Помимо этого, в Казахстане в рамках мониторинга земель и государственного контроля с использованием потенциала АИС ГЗК необходимо провести инвентаризацию земель, предоставленных на временное возмездное землепользование участков для последующего анализа на предмет аффилированности землепользователей и определения эффективности государственного контроля в области охраны и использования земель.
Базарбек Бакытжан убедительно просит законодателей страны обратить должное внимание на эти недостатки и со своей стороны готов оказать экспертную поддержку в подготовке правового заключения и проектов поправок в законодательные акты.
Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: