Олимпийское молчание. Почему бывшие спортсмены покрывают лидера ОПГ "Четыре брата"
Актобе Таймс
Вот уже на протяжении 5 месяцев Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Актюбинской области рассматривает громкое дело в отношении членов ОПГ «Четыре брата» во главе с ее лидером Еркином Избасар. Напомним, что они обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а именно в незаконном обороте нефти и нефтепродуктов, вымогательствах у предпринимателей и рейдерских захватах коммерческих структур.
По версии следствия, прикованный к инвалидному креслу 52-летний лидер группировки Еркин Избасар сумел весьма успешно контролировать процесс кражи и сбыта нефти в западном регионе страны. В кругах «спортивной элиты» Избасар известен как крупный меценат, чьи деньги шли на развитие спорта. Однако никто из конечных бенефициаров не задавался вопросом о происхождении спонсорской помощи.
Меценатство как прикрытие
Полковник КНБ в отставке Арат Нарманбетов считает, что меценатство - прикрытие для таких преступников. Они создают вокруг себя образ «хорошего мальчика».
«Эта группировка - ровесник нашей Независимости. Около 25 лет существует ОПГ «Четыре брата». Сейчас, многие нашумевшие в 90-х члены группировок стали бизнесменами, а также прикрываются спортом», - говорит он.
Кстати сказать, заняться меценатством и общественной деятельностью для прикрытия своих преступных умыслов – вполне распространенная практика. Например, «пивной король» Тохтар Тулешов, спонсировавший земельные митинги, незадолго до всех событий активно вкладывал деньги в благотворительность и даже был руководителем нескольких общественных объединений. На благотворительных мероприятиях можно было встретить и небезызвестных супругов Джамилю и Муратхана Токмади. Последний несколько месяцев назад признался в заказном убийстве банкира Ержана Татишева.
Преступная архитектура
Из показаний свидетелей, допрошенных в зале суда, стало известно, что «главные архитекторы» преступного сообщества Еркин Избасар и Аухат Калиев собрали вокруг себя лиц, из числа молодых спортсменов, которых подготавливали к совершению разных преступлений, в том числе по выбиванию долгов с бизнесменов, участию в разборках за раздел сфер влияния.
Наверное, теперь становится понятно, что Еркин Избасар, выделяя большие инвестиции в учебно-тренировочные сборы, возможно, попросту создает постоянную основу для своей «кузницы кадров», взращивая все новых «рекрутов». Естественно, молодые ребята, чувствуя определенную ответственность перед бизнесменов, начали примыкать к рядам его ОПГ. Другими словами, многие считали, что должны отблагодарить «наставника» за экипировку и поездки на соревнования. Многих пьянили мысли о преступной романтике.
По ходатайству защиты Еркина Избасар в суде допросили олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе Юрия Мельниченко и старшего тренера по вольной борьбе Республики Дагестан Тимура Гадисова, которые охарактеризовали Еркина Избасара как человека, вкладывающего большие финансовые средства в развитие вольной и греко-римской борьбы. Примечательно, что этот факт никто никогда и не оспаривал, однако к рассмотрению настоящего дела данная информация никого отношения не имеет.
Естественно, что никто из них не задался вопросом, откуда инвалид-колясочник 1 группы Еркин Избасар находит значительные финансовые средства для развития спорта? Так, на вопрос судьи, на какие средства Еркин Избасар спонсирует спорт, Мельниченко и Гадисов ответили, что никогда не интересовались происхождением денег, так как «в их кругах задавать такие вопросы не принято».
Можно легко предположить, что источником финансовых вливаний в спорт как раз являлись вымогательства в отношении предпринимателей и рейдерские захваты, в том числе и ТОО «ТазаДалаКом», о котором нам стало известно в процессе судебного разбирательства.