Рекомендации ООН Казахстану по реализации права подростков на получение медуслуг
Комитет по правам ребенка при ООН рекомендовал Казахстану обеспечить включение предназначенных для подростков занятий, посвященных сексуальному и репродуктивному здоровью, в обязательную школьную программу с особым упором на предотвращение подростковой беременности и заболеваний, передающихся половым путем. Эти и другие замечания по четвертому периодическому докладу Казахстана озвучила сегодня во время круглого стола по вопросам доступа подростков к медицинским услугам рассказала эксперт международного фонда ООН Газиза Молдакулова, передает корреспондент Zakon.kz.
"Комитет обеспокоен устойчиво значительным количеством подростковых беременностей, что является нерешенной проблемой в государстве-участнике, а также большим количеством абортов среди девушек-подростков. Комитет с обеспокоенностью отмечает также ограниченность доступа к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья и соответствующей информации, особенно в сельской местности", - говорится в одном из замечаний.
Помимо этого, в свете своего замечания общего порядка № 4 "о здоровье и развитии подростков в контексте Конвенции о правах ребенка" Комитет рекомендовал государству-участнику принять на вооружение комплексную стратегию по охране сексуального и репродуктивного здоровья подростков и обеспечить включение предназначенных для подростков занятий, посвященных сексуальному и репродуктивному здоровью, в обязательную школьную программу с особым упором на предотвращение подростковой беременности и заболеваний, передающихся половым путем.
"Кроме того, он рекомендует государству-участнику создать сельские центры и клиники, куда дети могут обращаться на предмет конфиденциальных консультаций по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья", - процитировала Молдакулова.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам еще в 2010 году отметил отсутствие услуг по охране сексуального и репродуктивного здоровья, особенно подростков.
"Комитет далее с обеспокоенностью отмечает отсутствие в учебных планах национальных школ всеобъемлющей образовательной программы по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья для мальчиков и девочек, в рамках которой они получали бы объективную информацию в соответствии с медицинскими и учебными стандартами", - говорится в рекомендации.
Комитет рекомендовал включать в учебные планы школ образовательные программы по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и оказывать через систему первичной медико-санитарной помощи широкий спектр услуг по охране сексуального и репродуктивного здоровья.
В 2016 году во время пересмотра Конвенции по правам ребенка Комитет призывал государства пересмотреть или принять законодательство, признающее право подростков брать на себя большую ответственность за принятие решений, затрагивающих их жизнь. Была озвучена рекомендация - внедрять минимальные законные возрастные ограничения в соответствии с правом на защиту, принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка и уважением развивающихся способностей подростков. Например, возрастные ограничения должны признавать право принимать решения в отношении медицинских услуг или лечения, согласия на усыновление, изменения имени или заявлений в суды по семейным делам.
"Во всех случаях за любым ребенком моложе этого минимального возраста, который способен продемонстрировать достаточное понимание права дать согласие или отказать в нем, это право должно быть признано. Добровольное и осознанное согласие подростка должно быть получено, независимо от согласия одного из родителей или опекуна, для проведения любого медицинского лечения или процедуры. Следует также рассмотреть вопрос о введении правовой презумпции, на основании которой подростки вправе требовать и получать доступ к профилактическим или безотлагательным товарам и услугам, касающимся сексуального и репродуктивного здоровья", - процитировала она.
Комитет подчеркнул, что все подростки, независимо от возраста, имеют право, если они того пожелают, на доступ к конфиденциальной медицинской консультативной помощи без согласия родителей или опекунов. Это право отличается от права давать согласие на принятие тех или иных медицинских мер, и поэтому в отношении него не следует устанавливать каких-либо возрастных ограничений.
Татьяна Ковалева, Астана