Доклад министра финансов РК на заседании Правительства «О вопросах госзакупок и закупок квазигоссектора» (г. Астана, 22 января 2019 года)
Фото: zakon.kz
Доклад
министра финансов РК на заседании Правительства «О вопросах госзакупок и
закупок квазигоссектора»
(г. Астана, 22 января 2019 года)
Общий объем государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора в 2018 году составил 9,2 трлн. тенге. Из них: госзакупки - 3,6 трлн., Фонд «Самрук-Казына»- около 5 трлн. и другие национальные компании (Байтерек, КазАгро и др.) - около 600 млрд. тенге.
Таким образом, объемы госзакупок и закупок квазигоссектора в 2018 года, в отличие от 2017 года, больше на 3,4%.
26 декабря 2018 года Главой государства подписан Закон по вопросам госзакупок и закупок квазигоссектора.
Закон вступил в действие с 1 января 2019 года.
В реализацию закона приказом Минфина от 29 декабря 2018 года внесены изменения в Правила осуществления госзакупок.
Изменения в Правила введены в действие одновременно с Законом с 1 января 2019 года.
В соответствии с поправками в Закон «О государственных закупках» и новыми изменениями в Правила осуществления госзакупок доработан веб-портал госзакупок.
Таким образом, с 1 января 2019 года все государственные закупки осуществляются на веб-портале в соответствии с новыми поправками в законодательство о госзакупках.
В целом, нововведения закона можно условно разделить на 3 блока:
Первое - это поправки, направленные на упрощение процедур государственных закупок;
Второе - это нормы, направленные на повышение квалификации потенциальных поставщиков;
Третье - поправки, направленные на снижение доли закупок из одного источника.
I. К нормам, направленным на упрощение процедур, относятся следующие положения закона.
Первое - увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника по работам и услугам со 100 МРП до 500 МРП (с 252 500 тг. до 1 262 500тг.).
Это существенно упрощает закупки по малозначительным работам и услугам.
В основном, эта норма коснётся заказчиков с небольшими бюджетами (детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых).
В рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличен до 3-х тыс. МРП (7 575 000 тг.).
При этом, согласно закону, данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок.
Второе - в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 000 МРП или до 2,5 млн.) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров.
Это позволит закупать более качественные товары.
II. К поправкам, направленным на повышение квалификации потенциальных поставщиков, относятся следующие нормы.
Первое - устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика.
Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда.
Данная информация будет извлекаться автоматически из информационных систем Комитета государственных доходов.
Это также позволит повысить поступление налогов.
Второе - закон направлен на широкое применение закупок способом конкурса с использованием предварительного квалификационного отбора.
Для этого введена компетенция Минфина по определению способа закупок.
Это позволит осуществлять закупки в сфере строительства только способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
Такой подход ускорит и повысит качество строительства, так как в закупках будут участвовать только квалифицированные и зарекомендовавшие себя поставщики.
Третье - вводится обязательное внесение обеспечения заявки и исполнение договора по закупкам способом запроса ценовых предложений.
Ранее запрос ценовых предложений осуществлялся без каких-либо финансовых обязательств.
Это привело к уклонению от заключения договора ввиду несостоятельности потенциальных поставщиков.
Четвертое - в целях сокращения фактов необоснованного обжалования закупок законом устанавливаются следующие нормы:
1) потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение заявки, устанавливается запрет на просмотр документов других участников;
2) не подлежат рассмотрению жалобы потенциальных поставщиков на требования конкурсной документации, не принимавших участие в его предварительном обсуждении;
3) жалобы третьих лиц, не принимавших участие в закупках, не приостанавливают срок заключения договора.
Пятое - дается четкое понятие «демпинговая цена» и ее недопущение.
В реализацию указанной нормы закона в Правилах осуществления государственных закупок установлены следующие пороговые значения, ниже которых снижение цены не допускается:
- по строительно-монтажным работам порог установлен в размере 10%;
- по проектированию ТЭО, ПСД в размере 15%;
- по услугам тех.надзора в размере 15%.
В условиях установления порогов, ниже которых снижение цены не допускается, все участники закупок в целях победы на конкурсах будут снижать цены до допустимых порогов.
Это приведет к равенству ценовых предложений с учетом применения условных скидок.
В этой связи Правилами установлено, что при равенстве условных цен приоритет будет отдаваться компаниям, имеющим больший опыт работы и больший показатель по сумме уплаченных налогов.
При этом следует отметить, что критерий по выбору поставщика по сумме уплаченных налогов вводится впервые.
Полагаем, что такой критерий выбора поставщика при равенстве условных цен является справедливым и будет стимулироватьпредпринимателей добросовестно платить налоги.
Также это не позволит выигрывать конкурса компаниям, которые передают все объемы на субподряд. Тем самым не платят налоги, не развивают и не оснащают свою материально-техническую базу.
Ранее при равенстве условных цен победителем признавался потенциальный поставщик, заявка которого поступала ранее заявок других участников закупок.
Между тем такой подход выбора поставщика был подвержен коррупционным проявлениям, имел риски сговора между заказчиком и потенциальным поставщиком.
III. К поправкам, направленным на снижение доли закупок из одного источника, относятся следующие нормы.
Первое - из 53 оснований закупок из одного источника исключаются 5 случаев.
Второе - в целях сокращения закупок из одного источника устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся.
Это позволит сократить закупки из одного источника.
Третье - устанавливается запрет на привлечение субподрядчиков предприятиями «Енбек» уголовно-исполнительной системы в рамках закупок из одного источника.
Это обусловлено тем, что предприятия «Енбек», получая напрямую госзаказ, вместо трудоустройства осужденных передавали все объемы на субподряд.
Кроме того, законом предусматриваются нормы по поддержке отечественных товаропроизводителей в соответствии с международной практикой.
Первое - по аналогии с Российской Федерацией законодательно устанавливается перечень случаев, при которых Правительство Республики Казахстан вправе установить изъятия из национального режима.
Второе - закрепляется компетенция Министерства финансов по установлению дополнительных требований к потенциальным поставщикам.
Например, будут установлены такие требования, как наличие производственной базы в районе проведения работ, местных трудовых ресурсови т.д.
По закупкам квазигоссектора законом предусмотрены следующие нормы:
Первое - устанавливается административная ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок;
Второе - закупки квазигоссектора должны проводиться в электронном формате;
Третье - введена компетенция Минфина по утверждению единых правил закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда «Самрук-Казына».
При этом Правила «Самрук-Казына» будут утверждаться решением Совета директоров Фонда по согласованию с Министерством финансов.
Следует отметить, что указанные нормы Закона по вопросам закупок квазигоссектора вводятся в действие с 1 января 2020 года.
Это обусловлено с сжатостью сроков принятия закона, а также необходимостью разработки подзаконных актов и их технической реализации (создание и интеграция информсистем и т.д.)
Хотел бы отдельно остановиться на нормах, направленных на централизацию государственных закупок.
Для Единых организаторов закупок на республиканском, областном и районном уровнях Минфином утверждены соответствующие Перечни товаров, работ и услуг.
Приказ Минфина об утверждении Перечней вводится в действие с 1 марта 2019 года.
Это обусловлено необходимостью принятия местными исполнительными органами организационных мер по созданию на районном уровне Единых организаторов.
При этом некоторые акиматы областей указывают на неготовность районных Единых организаторов к проведению централизованных закупок ввиду их неопытности и недостаточной квалификации.
В этой связи Минфином совместно с акиматами будет дополнительно проработан Перечень закупок, проводимых Едиными организаторами на районном уровне.
Законом предусмотрен ряд других норм, направленных на совершенствование законодательства о государственных закупках.
В связи с принятием закона Минфином проводится большая информационно-разъяснительная работа.
С участием СМИ проводятся брифинги, семинары, даются разъяснения посредством республиканских телеканалов, газет и интернет-ресурсов.
В городах Астана и Алматы для центральных и южных областей проведены кустовые совещания, в котором приняли участие представители госорганов, бизнес-сообщества и общественности.
25 января и 1 февраля соответственно аналогичные кустовые совещания запланированы в городах Уральск и Усть-Каменогорск (для западного и восточного региона).
Учитывая существенные изменения в сфере государственных закупок, работа по разъяснению нововведений будет продолжена.
В заключение хотелось бы отметить, что принятым законом акцент сделан на качество, которое, в первую очередь, зависит от квалификации участников закупок, поэтому основная часть поправок направлена на повышение их квалификации путем усиления требований к ним.
Полагаю, что принятый Закон улучшит ситуацию в сфере госзакупок и позволит снизить коррупционные риски.