Столичные школьники моют полы второй год подряд
До сих пор не утихают споры вокруг идеи столичного Управления образования. Выяснилось, что с прошлого года в некоторых школах дети моют полы. Главный педагог города назвал уборку помощью техперсоналу и сам взялся за швабру, передает Zakon.kz со ссылкой на AstanaTV.
Молодой чиновник в розовых перчатках почистил свой кабинет. Сами учащиеся 80-й гимназии признаются, что сначала были против, а потом уже привыкли. Родители учеников считают, что дети должны получать знания, а не заниматься уборкой. На самом деле это мировая практика. В той же Японии не нанимают техничек, с детства приучают трудиться. Дети убирают школу самостоятельно: моют полы и даже чистят туалеты.
Гульшат Сыбамбаева, учитель школы-гимназии № 80 г. Нур-Султана:
- Ответственность у них вырабатывается. Поэтому, когда ребенок воспитал в себе эти качества, то в будущем этот ребенок будет самым трудолюбивым, востребованным.
Учащиеся признаются, идею приняли не сразу. Но помочь своей школе не против.
Жамила Хамза, ученица школы-гимназии №80 г. Нур-Султана:
- Поначалу были немножко в шоке, а потом поняли, что это все-таки помощь техничкам и самой школе.
Для кого-то такая трудотерапия оказалась в новинку. Восьмиклассник Али Алимжан, к примеру, впервые взял швабру в руки именно в школе.
80-ая школа-гимназия Нур-Султана обрела популярность после визита сотрудников Департамента добропорядочности антикоррупционной службы. Они предложили внедрить опыт во всех учебных заведениях города. Но это вызвало бурную реакцию в обществе.
После всей этой шумихи свою позицию решили обозначить чиновники. Глава столичного Управления образования, оставив бумаги и ручку, на собственном примере показал – ничего зазорного в этом нет. В конце рабочего дня Ануар Жангозин вымыл свой кабинет в розовых перчатках.
Ануар Жангозин, руководитель Управления образования г. Нур-Султана:
- Ведро, тряпку – оборудование предоставила. Перчатки дала. Удивилась сначала. Пока я мыл, мы с ней разговаривали, общались.
А вот министр образования челлендж не поддержал. Но признался, что когда-то тоже брал в руки школьную тряпку.
Асхат Аймагамбетов говорит, что в бюджетах школ предусмотрены средства и штат на техперсонал. Мытье полов учениками – вопрос добровольный. Никаких распоряжений в министерстве не давали. Но такая позиция чиновников устраивает не всех. Юристы уже выступили против запрета непопулярной идеи. В случае отказа правозащитники намерены обратиться в суд.
Станислав Лопатин, юрист:
- Иск мы будем подавать после того, как получим ответ от Министерства образования. Мы просим четко обозначить позицию. Закрепить ее на уровне приказа, нормативного акта. На самом деле, это жуткий простор для коррупционных схем. Когда технички есть, по факту их нет. Возлагается все на учителей, учеников. Таких фактов валом в наших школах.
В 80-ой школе заявили, что у техперсонала работу никто не отбирает. Их нагрузка осталась прежней. Как и заработная плата.
Гульмира Жарменова, директор школы-гимназии № 80 г. Нур-Султана:
- Все равно утром рано и вечером техперсонал генеральную уборку делает. Т.к. детям же нельзя дезинфицирующие таблетки класть в воду. Может быть аллергия. Они просто чистой водой моют. После них вечером технички выполняют свою работу.
Хоть уборку учащиеся и проводят без применения химии, она все равно представляет угрозу для здоровья, утверждает главный санитарный врач столицы Садвакас Байгабулов. Ведь именно на поверхности школьной мебели оседают бактерии. А в процессе наведения чистоты ребенок может подхватить целый букет инфекций.
Садвакас Байгабулов, руководитель Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг г. Нур-Султана:
- Если задействуют школьников, даже если они убираются в классе, должны быть в соответствующей спецодежде. А это сколько учеников? 1500. Столько и комплектов должно быть по логике. Есть определенные инфекционные заболевания, при которых не допускаются к уборке учащиеся. У нас сезон начинается кори, менингита серозного, далее подъем заболевания гриппа.
Воспитание или бессмысленное занятие? Спор вокруг школьного труда на минувшей неделе отвел внимание от других, более важных проблем в образовании. Казахстан до сих пор не может избавиться от трехсменных и аварийных школ, сельские учебные заведения сильно отстали от городских, а педагоги все не дождутся утверждения своего статуса в обществе.