Коронавирусная атака: как пандемия изменила работу сайтов и интернета
pixabay.com
COVID-19 внес свои корректировки практически во все сферы жизни человечества. Из-за вспышки болезни во всем мире многим сотрудникам пришлось работать дистанционно, школьникам и студентам обучаться из дома. Государственные органы, банки, частный бизнес на время карантина тоже перешли в онлайн-режим. Это поспособствовало резкому увеличению пользователей сети. Какую нагрузку испытали интернет и часто посещаемые сайты во время режима ЧП, а также как сейчас ситуация обстоит в мире и в Казахстане – рассмотрим в данной статье.
Самоизоляция и рост интернет-трафика
2020 год начался с вести о том, что в китайской провинции Хубэй была обнаружена пневмония неизвестного происхождения. Позднее стало известно, что это за вирус и как он распространяется. Первыми на карантин закрыли города Китая. Но рост числа зараженных привел к тому, что во многих городах ввели карантин. Самоизоляция высвободила огромное количество времени даже у тех, кому приходится работать или учиться из дома. Однако потратить его представлялось возможным только в пределах квартиры. Оказалось, что большая часть дел и развлечений в таких условиях, так или иначе связана с интернетом.
Одним из первых городов США, столкнувшихся с пандемией коронавируса, был Сиэтл. Там за несколько дней рост интернет-трафика увеличился на 40%. Так, объемы ночного трафика приблизительно стали равным дневным показателям. За время ЧП интернет-трафик в Казахстане также побил все рекорды. По данным "Казахтелекома", с начала карантина он увеличился на 20%. Причем, более активными стали как ныне существующие абоненты, так и увеличился рост подключений новых пользователей.
Куда "уходил" трафик
Нагрузка на сети в разгар пандемии была действительно беспрецедентная, но операторы страны быстро сориентировались – а потому глобальных проблем не возникло.
Если говорить о рабочих моментах, карантин существенно изменил подход к ним. Встречи, которые раньше проводились в кабинетах, во время режима самоизоляции превратились в конференции по видеосвязи. В Казахстане, к примеру, все важные для государства мероприятия в период ЧП проводились посредством видео-конференц-связи, даже работа в мажилисе проходила через ВКС.
В Китае постоянные проблемы возникали в работе сервисов DingTalk и WeChat Work именно по утрам, когда десятки миллионов трудящихся пытались провести рабочие совещания. Из открытых источников стало известно, что наладить работу так и не удалось – слишком большой поток людей одновременно был на этих площадках. Перебои в работе были замечены у китайского образовательного приложения Xuexitong. Когда туда одновременно зашли больше 12 миллионов человек, платформа не выдержала. За пару дней проблему удалось устранить. Это коснулось многих странах, ведь школьники и студенты тоже перешли на удаленку. Вопросы, связанные с обучением везде решают по-своему: кто-то общается со студентами по видеосвязи, кто-то в групповых чатах или на различных платформах. Учителя записывают видеолекции для детей, используют видеоконференции и GoogleDocs для дистанционного обучения. В Казахстане основная нагрузка приходится на систему Kundelik.kz. Из-за большого количества учеников, преподавателей и родителей в начале апреля сайт начал "зависать". Всего за два дня проблему удалось устранить, Kundelik.kz заработал без перебоев даже при высоких нагрузках.
Цифровизация затронула и те сферы жизни, где до этого уверенно лидировал оффлайн-формат. Из-за большого количества одновременных подключений дали сбои порталы для получения госуслуг в различных странах.
В Казахстане огромное количество людей одновременно оказались на портале электронного правительства. Необходимо отметить тот факт, что сайт eGov.kz уже насчитывал в своем ассортименте 80% всех существующих госуслуг на момент обьявления карантина в стране. При этом, в самый пик перехода всех людей в виртуальность, как выразились представители ответственного ведомства, наш портал "лихорадило, но он работал". Такая же ситация наблюдалась и на многих других мировых площадках, предназначенных для одновременных действий. Из открытых источников, известно, что в обычном режиме на портал eGov.kz поступало 600 тысяч обращений в час, а период ЧП пиковая нагрузка дошла до 15 миллионов обращений в час. По подсчетам данных, всего было получено более 8,2 млн. госуслуг. Самыми популярными в это время стали оформление ЭЦП в режиме онлайн и подача заявления на получение соцвыплаты в размере 42500 тенге.
Как известно, штатную работу портала удалось восстановить спустя несколько дней – а это считаются кратчайшие сроки в таких нестандартных условиях. Кроме того, получилось предотвратить хакерские атаки, которые также активизировались во всем мире.
Изоляция закончится, а цифровизация останется
Режим ЧП в Казахстане закончился, но карантин в крупных городах страны власти не сняли. Поэтому на сегодняшний день многие люди, в том числе школьники и студенты все еще продолжают использовать интернет "по полной".
Согласитесь, коронавирус немного "встряхнул" и перевернул весь мир? В том числе и в этой сфере. Такой нагрузки никто не ожидал, и, соответственно, ее своевременно не рассчитали. То, что произошло, совершенно естественно в условиях пандемии. Понятно, что у нас пропускная способность по каналам связи не везде хорошая. Проблема также могла быть в недостаточной производительности серверов. Но данная ситуация всех нас многому научила. И если однажды произойдет подобная нагрузка на сайты и интернет, в Казахстане это уже не будет неожиданностью. Ведь самое главное, что в такой ситуации удалось быстро сориентироваться и стабилизировать ее в кратчайшие сроки. Заказчики оперативно привлекали разработчиков для устранения возникших пиковых нагрузок. Поэтому, я считаю, что пандемия - это барьер, который мы преодолели достойно и он, безусловно, сделал нас сильнее, - выразил свое мнение по этому поводу президент ОЮЛ "Ассоциация IT-компаний РК" Нурлан Исин.
Нурлан Исин призвал всегда учитывать опыт и ошибки других стран. Он подчеркнул, что нынешняя самоизоляция также позволяет наладить дистанционную работу, общение, обучение, устранить все недочеты и сделать цифровые сервисы еще лучше и сильнее. IT-гиганты смогут трансформировать опыт, полученный за время карантина в полезные новшества, способные улучшить будущее. Поэтому, несмотря на негативное влияние коронавируса на мировую экономику, он придал стимул развивать цифровизацию в стране еще активнее.