Лента новостей
0

Транзитно-транспортный хаб изменит положение Евразии в мире (М. Елемесов)

Транзитно-транспортный хаб изменит положение Евразии в мире

 

Марат Елемесов

 

Во время недавнего саммита ШОС в Ташкенте Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой сформировать Евразийский транзитно-транспортный хаб, который объединит государства-члены и страны-наблюдатели ШОС. Также он предложил сконцентрировать усилия государств - членов организации на ряде направлений, включая сопряжение ЕАЭС и китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути».

 Эксперты считают, что если подобного рода хаб будет создан, он может кардинальным образом изменить положение Евразии в современном мире.

Рассказывая о своей инициативе, Глава государства напомнил, что Казахстан уже приступил к реализации программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол», которая гармонично дополняет «Экономический пояс Шелкового пути».

«Представляется своевременным активно задействовать потенциал созданного нами международного финансового центра «Астана». Он призван стать региональным финансово-инвестиционным хабом с независимой юридической системой и льготным налоговым режимом. Важно использовать возможности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций для стимулирования макроэкономического развития региона. Углубление торгово-экономического и финансово-инвестиционного сотрудничества обеспечит необходимые условия для создания в перспективе зоны свободной торговли в рамках ШОС», - рассказал Нурсултан Назарбаев.

Эксперты считают, что в современных условиях любые проекты, направленные на улучшение логистических связей, будут иметь огромное значение для экономик тех стран, которые в них участвуют.

 

Экономическая закономерность

Политолог Султанбек Султангалиев отметил, что предложение о создании Евразийского транзитно-транспортного хаба отвечает интересам страны, если учитывать казахстанский экспортный потенциал и возможности выхода на огромный китайско-российский рынок. По его словам, нет ничего страшного в доминировании Китая в экономической жизни центральноазиатских государств, так как это экономическая закономерность, странам нужны инвестиции. К тому же Казахстан - естественный географический коридор между Китаем и ЕАЭС, поэтому реакции других стран, в первую очередь Узбекистана и Кыргызстана, не столь важны.

Эксперт отметил, что в любом случае единое евразийское экономическое пространство будет создано, потому что к этому ведут объективные законы рыночной экономики. По словам Султанбека Султангалиева, то, какую роль в этой цепи займет Казахстан, зависит от состоятельности казахстанского производства: либо создаются свои товары и экспортируются за рубеж, либо республика остается в незавидной роли поставщика всевозможных видов энергии и рынка сбыта иностранных товаров.

Эксперт по внешней политике Института мировой экономики и политики при Президенте РК Жумабек Сарабеков сказал, что идея создания Евразийского транзитно-транспортного хаба в рамках ШОС отвечает интересам стратегического развития казахстанской экономики. Налаживание логистических и транзитных путей через территорию республики может выступить драйвером устойчивого и долгосрочного экономического роста Казахстана. Последние изменения вокруг цен на энергоносители показали, что рост, основанный на экспорте углеводородов, достаточно уязвим и подвержен геополитическим рискам. В свою очередь развитие трансрегиональных инфраструктурных связей способствует снижению таковых, считает он. К тому же речь идет о реализации огромного транзитного потенциала РК. По словам эксперта, казахстанская сторона исходит из того, что все проекты регионального сотрудничества в Центральной Азии могут носить комплиментарный характер, органично дополняя друг друга.

«Астана всегда выступала за интеграционные процессы в регионе, и данная инициатива отражает последовательность внешнеполитического курса. К сожалению, камнем преткновения в вопросе реализации озвученных казахстанским руководством идей могут выступить геополитические интересы стран-участниц и наблюдателей ШОС. В качестве серьезного фактора, способствующего реализации проекта Евразийского транзитно-транспортного хаба, следует отметить интеграцию логистической инфраструктуры в рамках Евразийского экономического союза. На сегодняшний день в ЕАЭС уже создана объединенная транспортно-логистическая компания», - заметил Жумабек Сарабеков.

 

Придать импульс ШОС

Директор по международным программам Института национальной стратегии РФ Юрий Солозобов заметил, что предложение Президента Нурсултана Назарбаева о создании Евразийского транзитно-транспортного хаба в рамках ШОС более чем своевременно, так как организация, успешно стартовавшая в начале 2000-х годов, в последнее время явно отстает от реальных потребностей развития Центрально-Азиатского региона. Поэтому такие проекты могут придать ей импульс. Практика консенсусного принятия решений в ШОС тормозит превращение организации в полноценную «евразийскую ООН». Но этот базовый принцип может быть полезен в двух важных сферах взаимодействия - при строительстве стратегических инфраструктурных проектов и при формировании «евразрегионов», то есть приграничных регионов совместного развития в Евразии, сказал он.

По словам эксперта, успешная переговорная площадка ШОС и установившийся режим доверия между участниками организации и наблюдателями будут крайне полезными. Создание новых транспортных коридоров, пунктов пропуска, специальных экономических зон в России, Белоруссии, Кыргызстане и Таджикистане улучшит сотрудничество этих стран с Китаем. Это послужит дальнейшему укреплению ШОС, наполнению организации реальным содержанием.

По словам политолога, инфраструктура в новых евразийских проектах, инициированных Китаем в рамках стратегии OBOR, понимается довольно широко. Это не только автомобильные и железные дороги, сопутствующие мосты, тоннели и трубопроводы, но и логистическая сеть, технопарки, связь. По сути, проложенная новая трасса на ближайшие полвека станет инфраструктурным коридором развития в Евразии. По мнению эксперта, неосвоенные территории станут главным источником дохода в ближайшем будущем. Регионы, задействованные в таких инфраструктурных проектах, получают шанс в ближайшие полвека стать успешными участниками мирового рынка, прочих ждет забвение - гаражная и криминальная экономика, собирательство и охота, считает он Аналогичная ситуация была в Российской империи во второй половине XIX века во время бума железнодорожных концессий. Еще одного шанса на развитие территорий просто не будет.

«В качестве практического примера приведу строительство российского участка автодороги Западная Европа - Западный Китай. Трасса идет от границы с Казахстаном в Оренбурге по степной зоне России через Саратов-Тамбов-Орел-Брянск в Белоруссию и далее в Польшу. Строительство этой автомагистрали может начаться уже в 2017 году. Создание такой трассы позволит доставлять грузы из Центрального Китая в Западную Европу всего за 11 дней, в то время как сейчас морской путь занимает до трех месяцев. Однако сложилась странная ситуация: строительство выгодного всем автобана Западный Китай - Западная Европа практически закончено на территории Казахстана, но его прокладка буксует на российской территории. Причина такой нестыковки в отсутствии общей структуры контроля и генподрядчика. Для эффективной реализации инфраструктурных проектов нужен единый план действий в рамках Евразийского транзитно-транспортного хаба. И разумеется, единая евразийская корпорация развития, отвечающая за практическую реализацию. Такую корпорацию вполне бы мог возглавить представитель Казахстана», - сказал Юрий Солозобов.

 

Наполнить реальным содержанием

Координатор проектов по внешней политике Института мировой экономики и политики Аскар Нурша сказал, что идею сопряжения между ЕАЭС и ШОС на уровне интеграционных структур еще предстоит наполнить реальным содержанием. Инициатива Казахстана, который уже реализует идею сопряжения с ЭПШП на двустороннем уровне, представляет собой предложение о сотрудничестве в регионе по конкретным направлениям, которые могут быть интересны всем сторонам. По словам эксперта, транспортно-инфраструктурная составляющая наряду с энергетикой остается на данный момент ключевой в проектах, которые реализуются в данный момент в Евразии под эгидой различных региональных и международных экономических и финансовых организаций. Ей также отводится важная роль в вопросе сопряжения. Поэтому предложение о создании Евразийского транзитно-транспортного хаба вполне вписывается в ту экономическую парадигму, которая в настоящее время выстраивается на пространстве от Москвы до Пекина.

«Все необходимые условия и предпосылки для этого существуют. В том или ином виде предложение о транспортном хабе уже не раз высказывалось казахстанской стороной. И здесь пример Казахстана - не единичный случай. Усилия по открытию подобных хабов на различных транспортных направлениях предпринимают многие страны региона, стремящиеся обрести важную роль в формирующейся сети транспортных коридоров, проходящих через Центральную Азию. В финансовой сфере условия более жесткие. Перспективы регионального финансово-инвестиционного хаба зависят, с одной стороны, от степени поддержки данного проекта со стороны крупных финансовых игроков, а с другой - от состояния экономической и деловой активности в регионе и самом Казахстане», - подчеркнул Аскар Нурша.

 

Прорывная инициатива

Политолог, эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук отметил, что Казахстан является естественным звеном в центре Евразии, поэтому его инициативы воспринимаются всеми как должное. Было бы намного хуже, если бы у Казахстана были собственные взгляды на евразийские процессы, которые бы тормозили, а не подталкивали, как сейчас, континентальную интеграцию. В этом плане Астана регулярно вносит свои дополнения и к сопряжению ЕАЭС-ЭПШП, и к транспортным проектам ШОС, и к другим прорывным инициативам, сказал эксперт.

Создание центральных, по сути, коммуникационных узлов на собственной территории выгодно Казахстану, как и его партнерам. Однако эта выгода должна быть явной и очевидной для каждого гражданина страны, как и соседних стран тоже, считает Григорий Трофимчук. В противном случае всегда найдутся желающие заявить о том, что Казахстан просто используют.

«ЕАЭС, ШОС, ЭПШП, Северный морской путь и ряд аналогичных евразийских проектов, как планируется, позволит увязать весь континент в единый транспортный конвейер, состоящий из нескольких лент, дополняющих одна другую. В результате и появится та самая единая Евразия, о которой так много говорят. А пока этого нет, есть отдельная Азия и отдельная Европа. Не думаю, что кто-то из евразийских партнеров может косо взглянуть на Казахстан, предполагая, что он намеренно и откровенно претендует на роль «центра Евразии». По крайней мере, гарантией того, что это не так, является вся политическая деятельность, как и личность, Президента Нурсултана Назарбаева. Кстати, как это заметно со стороны, в том числе на ПМЭФ-2016, он достаточно четко разделяет свою роль в появлении евразийского чисто экономического партнерства и якобы попытках создания «квазисоветской модели». Никакая другая страна, в том числе и Монголия, к сожалению или к счастью, не может заменить Казахстан ни географически, ни политически. В целом на данный момент создаются все предпосылки к тому, чтобы в недалекой перспективе, если не будет войны в евразийском периметре или непосредственно на его границах, появилось единое хозяйственное пространство. Которое станет практическим ответом на разного рода торговые «океанские» союзы, направленные на разрыв и экономическое расчленение Евразии», - подчеркнул Григорий Трофимчук.

 

Инфраструктурный локомотив

Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде считает, что инициатива Президента Нурсултана Назарбаева по реализации идеи Евразийского транзитно-транспортного хаба органично вписывается в реализуемые программы социально-экономического развития республики. Одновременно речь идет о превращении Казахстана в естественного коммуникатора стран региона. Он заметил, что инициатива должна согласовываться с действиями и интересами других стран, прежде всего соседей Казахстана. Именно поэтому, говоря о том, что реализуемая Астаной программа инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» гармонично дополняет «Экономический пояс Шелкового пути», казахстанский лидер указал на необходимость согласованных шагов, соотносящихся с приоритетами развития каждой из стран для эффективной реализации идей евразийской экономической интеграции теперь уже в более обширной географии.

«К слову сказать, идея заложить в повестку обсуждения на саммите развитие транспортно-транзитного потенциала стран-участниц принадлежала стране-хозяйке Узбекистану. В этом смысле можно говорить о том, что предложение Нурсултана Назарбаева учитывало настрой соседей Казахстана, которые самостоятельно реализуют масштабные транспортные проекты. Что касается возможностей использования ресурсов Азиатского банка инфраструктурных инвестиций для стимулирования макроэкономического развития региона, то эта тема соответствует задачам опоры на собственные азиатские кредитно-финансовые структуры. Это позволяет говорить о некой самодостаточности формирующегося нового мирового полюса экономического роста, в котором международный финансовый центр «Астана» может сыграть роль одной из ведущих финансовых столиц», - сказал Ильгар Велизаде.

Юрий Солозобов отметил, что выбор Казахстана в качестве локомотива инфраструктурных проектов также не случаен. Во-первых, Президент Нурсултан Назарбаев является признанным автором и реализатором евразийской идеи интеграции. Его опыт верховного арбитража крайне важен для воплощения Евразийского транзитно-транспортного хаба. И во-вторых, Казахстан географически является важнейшей узловой точкой евразийского транзита. Именно по территории республики проходят все важнейшие перспективные трассы из Китая, а также интермодальный коридор Север -Юг, открывающий дорогу на Иран и к водам Персидского залива. Поэтому без Казахстана реализовать масштабные инфраструктурные проекты в Евразии просто немыслимо, заключил он.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: