Лента новостей
0

Проблемы правового регулирования сервисов интернет-такси (Айтбаев С.М., адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов)

Проблемы правового регулирования сервисов интернет-такси

 

В Казахстане работают или только начали работать сервисы интернет-такси, такие как inDriver, Uber, Aparu, Rutaxi и другие аналогичные компании.

Данные сервисы представляют собой мобильные приложения для поиска и заказа такси, которые связывают водителей такси и их потенциальных клиентов в единую автоматическую систему. Особенность мобильных приложений заключается в отсутствии человеческого фактора в виде живого диспетчера. Программа сама определяет в режиме реального времени передвижения водителей такси, местоположение, профиль, оценку пользователей и другие параметры.

В Казахстане многие считают, что мобильные сервисы интернет-такси являются информационно-диспетчерской службой и подпадают под регулирование законов о деятельности такси.

На своей личной странице в социальной сети Facebook уже экс-министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев заявил, что «Indriver, Uber, Аparu могут работать в Казахстане при условий соблюдения законодательства. Приказом министра по инвестициям и развитию утверждены Правила перевозок пассажиров. Там есть требования в части наличия медицинского освидетельствования водителей и техосмотра транспорта. Все это сделано в интересах пассажиров».

Предлагаю рассмотреть данный вопрос более подробно.

На сегодняшний день деятельность информационно-диспетчерской служб такси регулируется следующими основными нормативными правовыми актами:

1. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте»;

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года № 1061 «Об утверждении Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в столице» (далее - Правила перевозок в столице);

3. Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года №349 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом» (далее - Правила перевозок);

4. Стандарт СТ РК 2272-2012 «Услуги автотранспортные по пассажирским перевозкам такси. Общие требования».

Законодательство Республики Казахстан в части регулирования деятельности информационно-диспетчерских служб имеет определенные недостатки и противоречия.

Во первых, имеются разные определения термина диспетчерской службы.

Так, согласно п. 9-1) ст. 1 Закона РК «Об автомобильном транспорте» информационно-диспетчерская служба такси - служба, создаваемая перевозчиком или иным лицом для обработки заказов клиентов и их передачи водителю такси, в том числе с применением аппаратно-программного комплекса.

В соответствии с пп. 4 пункта 3 Правил перевозок это уже диспетчерская система, т.е. система, позволяющая непрерывно получать информацию в режиме реального времени о движении автотранспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по согласованным маршрутам. При этом в самом тексте Правил перевозок также используются и другие термины - «диспетчерское руководство» и «диспетчерская служба».

В Стандарте СТ РК 2272-2012 также используется термин диспетчерская система, под которым понимается система, позволяющая непрерывно получать информацию в режиме реального времени о движении автотранспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа.

Согласно ст. 21 Закона РК от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» национальные стандарты являются обязательными в случае, если нормативные правовые акты Республики Казахстан содержат указания об этом. В Законе Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте» указания о национальном стандарте содержаться в статьях 13, 19-6, 21-1, 22 и 26. Поэтому Стандарт СТ РК 2272-2012 будет учитываться в данной статье.

Во-вторых, по функциональным обязанностям диспетчерских служб также имеются различия в терминологии.

По Правилам перевозок основными функциями информационно-диспетчерской службы такси, создаваемой перевозчиком такси, являются:

1) прием заказов на услуги такси физических и юридических лиц по доступным средствам связи и распределение заказов между водителями такси;

2) сообщение пассажиру, заказавшему такси, номера направляемого автомобиля, стоимости заказа и времени подачи;

3) отслеживание за отправлением и своевременным прибытием такси по заказам.

По Правилам перевозок в столице, диспетчерские службы в г. Астане должны:

1) обеспечить качественную многоканальную и оперативную радиофицированную и иную связь по приему заказов от пассажиров и передаче их водителю такси;

2) осуществлять контроль за своевременным исполнением заказов и подачей такси;

3) вести журнал регистрации поступивших от пассажиров заказов;

4) при опоздании такси или невозможности исполнить заказ немедленно предупредить лицо, оформившее заказ на такси, о его задержке или заменить другим такси в кратчайшие сроки по согласованию с пассажиром.

Согласно п. 8.7 Стандарта СТ РК 2272-2012 основными функциями диспетчерской службы являются:

1) прием заказов на услуги такси физических и юридических лиц по доступным средствам связи и распределение заказов между водителями такси;

2) сообщение пассажиру, заказавшему такси, номера направляемого автомобиля стоимости заказа и время подачи;

3) отслеживание за отправлением и своевременным прибытием такси по заказам;

4) информирование пассажиров об осложнениях проезда по маршруту, в том числе ограничениях или запрещениях движения, связанных с погодно-климатическими или другими условиями на дороге;

5) инструктирование водителей об особенностях движения на маршруте, в том числе связанных с погодно-климатическими или другими условиями, имеющимися на дороге;

6) принятие мер по доставке пассажиров при ограничениях или запрещениях движения по маршруту, связанных с погодно-климатическими или другими условиями, имеющимися на дороге;

7) оформление путевой документации и ведение диспетчерского журнала.

8) осуществление контроля водителей на предмет прохождения предрейсового (предсменного) медицинского осмотра и технического осмотра автомобиля-такси;

9) осуществление контроля за соблюдением установленного режима труда и отдыха водителями такси.

В Правилах перевозок помимо понятия «диспетчерская служба» есть и другой термин.

Это оператор диспетчерской системы, под которым понимаются физические или юридические лица, обеспечивающие организацию и функционирование диспетчерской системы.

Более подробно понятие оператора диспетчерской системы раскрыто в Стандарте СТ РК 2272-2012.

Так, оператор диспетчерской службы должен:

- иметь помещение с необходимым оборудованием и средствами связи, соответствующими действующему законодательству;

- иметь специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области связи (в случае использования радиочастотного спектра и технических средств с радиоизлучением вне диапазонов, разрешенных для свободного пользования);

- иметь персонал, осуществляющий прием заказов и передачу их водителям автомобилей-такси;

- назначить лицо, ответственное за организацию диспетчерского управления автомобилями-такси;

- заключить с оператором электросвязи договор на использование телефонного номера для приема и передачи заказов на перевозку пассажиров;

- обеспечить устойчивую связь с водителями автомобилей-такси, позволяющую как принимать, так и передавать необходимую для работы информацию;

- обеспечить контроль фактического наличия автомобилей-такси, принятых на обслуживание, на линии по часам суток;

- вести учет и в течение 6 мес. хранить информацию о полученных и выполненных заказах на перевозку пассажиров автомобилями-такси (дата и время принятия заказа, место и время подачи автомобиля-такси, дата и время передачи заказа водителю автомобиля-такси);

- иметь книгу замечаний и предложений.

Персонал, осуществляющий прием заказов и передачу их водителям автомобилей-такси (далее - диспетчер), должен иметь среднее или высшее образование. Лицом, ответственным за организацию диспетчерского управления автомобилями-такси, может быть руководитель или назначенный им работник оператора диспетчерской службы.

Диспетчер такси должен завести на каждый автомобиль-такси индивидуальную карту, которая должна содержать следующую информацию:

- данные водителя (фамилия, имя, отчество);

- данные автомобиля-такси (марка автомобиля, регистрационный знак, тип кузова).

Диспетчер такси должен передавать заказы водителям автомобилей-такси, работающим на линии в соответствии с графиками выезда автомобилей-такси на линию, по которым имеется информация от автомобильного перевозчика о том, что водитель прошел медицинское обследование, а автомобиль-такси - контроль технического состояния перед выездом на линию.

Для управления движением автомобилей-такси диспетчер такси должен иметь:

- план населенного пункта;

- информацию о местонахождении каждого обслуживаемого автомобиля-такси.

Диспетчер такси, приняв заказ, должен сообщить потенциальному пассажиру о времени прибытия, марке и регистрационном знаке автомобиля-такси. При отсутствии свободных автомобилей-такси на линии диспетчер такси должен сообщить потенциальному пассажиру о том, что его заказ не может быть выполнен в заявленный срок, сообщив при этом о времени, к которому может быть подан автомобиль-такси.

Как всем известно, мобильное приложение — это компонент, устанавливаемый на мобильное устройство (телефон, смартфон, планшет и т.п.) под конкретную мобильную платформу (Android, iOS, Windows Mobile и т.п.), подключающийся к мобильному серверу и управляющий пользовательским интерфейсом и бизнес-логикой устройства.

Поэтому мобильные сервисы интернет-такси, как было указано выше лишены человеческого фактора и не могут информировать пассажиров об осложнениях проезда по маршруту, водителей об особенностях движения на маршруте, оформлять путевую документации, осуществлять контроль водителей на предмет прохождения предрейсового (предсменного) медицинского осмотра и технического осмотра автомобиля-такси и т.д. Кроме того, организацию и функционирование диспетчерской системы должны обеспечивать оператор диспетчерской службы или диспетчер такси. Мобильное приложение по своей сути не может быть оператором диспетчерской службы исходя из возложенных на оператора функций.

Также многие специалисты считают, что владельцы мобильных сервисов интернет-такси вправе заключать договора только с лицами, включёнными Реестр перевозчиков такси, который ведут местные исполнительные органы.

В обоснование своих доводов они ссылаются на пункт 401 Правил перевозок, согласно которого информационно-диспетчерская служба такси, создаваемая иным лицом, заключает договор по информационно-диспетчерскому обслуживанию с перевозчиками такси, включенными в реестр перевозчиков такси, и оказывает свои услуги при условии выполнения перевозчиком такси требований пунктов 340-343 и подпунктов 1), 3) и 5) пункта 214 этих Правил.

Однако помимо Правил перевозок имеется Приложение Г «Требования к организации и осуществлению диспетчерского управления перевозками пассажиров автомобилями-такси» к Стандарту СТ РК 2272-2012.

В соответствии с данным Приложением Г организация и осуществление диспетчерского управления автомобилями-такси выполняется на основании договора, заключенного между автомобильным перевозчиком и оператором диспетчерской службы, к которому должна быть приложена копия свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования.

Автомобильный перевозчик должен предоставить оператору диспетчерской службы, с которым заключен договор, следующие документы:

- список водителей;

- список автомобилей-такси с указанием регистрационных знаков;

- график выезда автомобилей-такси на линию;

- копии свидетельств о регистрации транспортного средства (технических паспортов).

Диспетчер такси должен завести на каждый автомобиль-такси индивидуальную карту, которая должна содержать следующую информацию:

- данные водителя (фамилия, имя, отчество);

- данные автомобиля-такси (марка автомобиля, регистрационный знак, тип кузова).

Обратите внимание, что по Стандарту СТ РК 2272-2012 договор должен быть заключен с оператором диспетчерской службы, а не с самой диспетчерской службой.

В данном случае имеются некоторые противоречия и взаимные дополнения между Правилами перевозок и Стандартом. Но даже в случае заключения договоров с перевозчиками, не включенными в реестр перевозчиков такси, то кроме последствий недействительности заключенных договоров никаких санкций или мер принуждения для владельцев диспетчерской службы в законодательстве РК не предусмотрено.

Также невозможно привлечь владельцев диспетчерских служб к административной ответственности по ст. 463 КР об АП или уголовной ответственности по ст. 214 УК РК, поскольку они не обязаны получать разрешения или направлять уведомления о начале своей деятельности.

Другие юристы говорят о необходимости включения диспетчерской службы в Реестр перевозчиков такси. Действительно, согласно п. 4.2. Стандарта СТ РК 2272-2012 и п. 114 Правилах перевозок в столице оператор диспетчерской службы и сама диспетчерская служба должна быть включена в Реестр перевозчиков такси, который ведут местные исполнительные органы.

Считаю данные требования не соответствуют нормам Закона РК «О разрешениях и уведомлениях».

Согласно пункта 6 статьи 17 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему Закону предусматриваются исчерпывающие перечни разрешений и уведомлений.

В соответствии с Приложением 3 к Закону РК «О разрешениях и уведомлениях» уведомление о начале или прекращении деятельности необходимо только при осуществлении деятельности в качестве перевозчика такси. Поэтому, полагаю, диспетчерские службы такси, а также операторы, не подлежат регистрации в реестре перевозчиков такси.

В связи с изложенным, полагаю мобильные сервисы-приложения интернет-такси не являются полноценной информационно-диспетчерской службой такси или оператором диспетчерской службы.

Но поскольку деятельность по перевозке такси создает потенциальные риски угрозе жизни и здоровью граждан, то необходимо на законодательном уровне внести изменения в Правила перевозки и Национальный стандарт и более четко определить ответственность диспетчеров такси, а также владельцев мобильных приложений, оказывающих аналогичные услуги. Также нужно принять меры по отмене постановления Правительства Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года № 1061 «Об утверждении Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в столице» ввиду его несоответствия действующим правовым актам Республики Казахстан.

 

 

Айтбаев С.М.,

адвокат Алматинской

городской коллегии адвокатов

8-707-835-33-11

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: