При отчуждении земельных участков (А. Смаилов, судья СМЭС г. Астаны)
При отчуждении земельных участков
А. Смаилов,
судья СМЭС г. Астаны
Анализ рассмотренных гражданских дел по принудительному изъятию земельных участков для государственных нужд показывает, что количество обращений в суд об изъятии земельных участков для государственных нужд с выплатой компенсации имеет тенденцию к значительному росту.
В частности, за 2014 год в СМЭС г. Астаны поступило 24 заявления, в 2015 году - 79, за первый квартал 2016 года - 11 заявлений.
В 2014 году из принятых исковых заявлений рассмотрено с вынесением решения 18 гражданских дел, прекращено два, оставлено без рассмотрения четыре. В 2015 году рассмотрено с вынесением решения 34 гражданских дела, оставлено без рассмотрения 35. В первом квартале 2016 года из принятых исковых заявлений рассмотрено с вынесением решения десять гражданских дел.
При рассмотрении дел данной категории суды руководствуются Конституцией РК, нормативным постановлением Верховного Суда РК «О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд», Законом РК «О государственном имуществе», Гражданским, Гражданским процессуальным кодексами РК, иными законодательными актами, регулирующими право на жилище.
Акимат г. Астаны в лице ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны» обратился в суд с исковыми требованиями к ТОО «DiCOLDi Partners» о принудительном отчуждении земельного участка, расположенного по адресу: г. Астана, с/т «Снабженец», участок № 98, кадастровый номер 21-318-093-477, площадью 0,0600 га, с выплатой компенсации 1 980 000 тенге, мотивируя свои требования тем, что согласно постановлению акимата г. Астаны № 197-1065 земельные участки общей площадью 1,8942 га, расположенные по ул. Ж. Нәжімеденова, на участке от проспекта Тәуелсіздік до улицы № А571 подлежат принудительному отчуждению для государственных нужд. В границах изымаемых земельных участков подлежит изъятию земельный участок, принадлежащий ответчику на основании договора купли-продажи от 14 мая 2013 г.
Исковые требования акимата г. Астаны к ТОО «DiCOLDi Partners» о принудительном отчуждении земельного участка с выплатой компенсации 1 980 000 тенге судом удовлетворены.
Из представленных суду документов следовало, что ответчик являлся собственником указанного земельного участка, у последнего имелись надлежаще оформленные правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, которые зарегистрированы в установленном законом порядке. Уполномоченным органом в лице акимата г. Астана произведено принудительное отчуждение указанного земельного участка, о чем было вынесено соответствующее постановление. Судом установлено, что изъятие земельных участков производилось для государственных нужд, строительство объектов коммерческого назначения на изымаемых земельных участках не предполагается. Однако с собственником в досудебном порядке не достигнуто соглашение о размере компенсации за отчуждаемый земельный участок, в связи с чем местным исполнительным органом в соответствии со ст. 67 Закона РК «О государственном имуществе», ст. 88 Земельного кодекса РК правомерно предъявлен настоящий иск о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд, и вопрос о сумме компенсации поставлен на разрешение суда.
Суд счел, что исковые требования акимата г. Астаны о принудительном отчуждении указанного земельного участка являлись обоснованными и подлежали удовлетворению.
Обсуждая исковые требования истца о выплате ответчику денежной компенсации в связи с изъятием земельного участка для госнужд, суд посчитал, что в данном случае подлежали применению нормы Закона РК «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года, поскольку постановление о принудительном отчуждении земельного участка вынесено в 2015 году.
Согласно п. 2 ст. 67 Закона РК «О государственном имуществе» стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке, определяется в размере стоимости земельного участка, указанной в гражданско-правовом договоре, но не превышающей рыночную стоимость. В случае если в гражданско-правовом договоре цена на земельный участок не указана, стоимость земельного участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости; согласно п. 3 ст. 67 Закона РК «О государственном имуществе» стоимость недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, определяется в размере, не превышающем его рыночную стоимость. Рыночная стоимость недвижимого имущества, отчуждаемого в связи с изъятием земельного участка, определяется независимым оценщиком в соответствии со ст. 208 Закона РК «О государственном имуществе» на момент получения собственником уведомления о предстоящем принудительном отчуждении земельного участка для госнужд.
В соответствии с требованиями п. 13 нормативного постановления Верховного Суда РК от 25 декабря 2006 года № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд» судами при разрешении споров об определении размера денежной компенсации решаются все вопросы возмещения собственнику убытков, причиненных прекращением права собственности в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных нужд, при этом имущество оценивается, исходя из его рыночной цены.
Таким образом, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований о принудительном отчуждении земельного участка с выплатой компенсации в размере, указанном в гражданско-правовом договоре, но не превышающем рыночную стоимость.
При изучении практики по определению убытков, причиняемых собственнику изымаемого земельного участка или землепользователю, установлено, что имеет место тенденция отказа судом в удовлетворении требований о выплате убытков, которые возникнут и возникли вследствие изъятия земельного участка, поскольку расчеты этих убытков являются вероятными и предполагаемыми, которые фактически на момент рассмотрения дела ответчиками не были понесены и доказательств их причинения в соответствии со ст.ст. 72, 73 ГПК РК, предоставлено не было.
Обобщение показало, что судом в основном правильно применяется земельное законодательство при отчуждении земельных участков для государственных нужд и определяется размер подлежащей выплате ответчику денежной компенсации за изымаемый земельный участок.