Реструктуризация и банкротство юридических лиц.2016 (Марина Кахиани, Шаймерден Чиканаев. GRATA International)

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 16.08.2016 20:06 Zakon.kz

Реструктуризация и банкротство юридических лиц.2016 (Марина Кахиани, Шаймерден Чиканаев. GRATA International), фото - Новости Zakon.kz от 16.08.2016 20:06Марина Кахиани

 

 

 

Реструктуризация и банкротство юридических лиц.2016 (Марина Кахиани, Шаймерден Чиканаев. GRATA International), фото - Новости Zakon.kz от 16.08.2016 20:06Шаймерден Чиканаев

GRATA International

 

 

 

Реструктуризация и банкротство юридических лиц

2016

 

 

Вопросы

 

1. Общие сведения

 

1.1. Является ли Ваша юрисдикция более благоприятной для должника или кредитора?

Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» от 26 марта 2014 года № 176-V (далее - «Закон о банкротстве»), который был разработан при технической поддержке Всемирного Банка, направлен на дальнейшее сбалансированное усиление прав кредиторов и должников и, по-видимому, в настоящее время в Казахстане предусмотрена эффективная защита, как в отношении активов кредиторов, так и в отношении активов должников. Однако можно возразить, что действующее законодательство Республики Казахстан о банкротстве в целом до сих пор более благоприятно для должника, что выражается, например, в отсутствии взаимозачета при неплатежеспособности, неэффективность обеспечения в процедуре банкротства, а также возможности расторжения договора должником, а не его кредиторами.

1.2. Возможность договорной реструктуризации, а также предусмотренных законодательством процедур реструктуризации и банкротства в Казахстане

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, существует пять основных процедур, применяемых в случае неплатежеспособности компании:

1) Реструктуризация, согласованная в частном порядке между должником и кредитором без судебного вмешательства («договорная реструктуризация»). Казахстанское законодательство не предусматривает специального регулирования в отношении договорной реструктуризации, основанной исключительно на договоренности сторон.

2) Ускоренная реабилитационная процедура представляет собой процедуру, применяемую в отношении должника в судебном порядке в соответствии с планом реабилитации, согласованном с кредиторами во внесудебном порядке. Этот метод эквивалентен так называемым standstill agreements (соглашениям о моратории на взыскание долга). Срок ускоренной реабилитации не должен составлять более двух лет (с возможностью продления срока один раз на шесть месяцев).

3) Реабилитационная процедура представляет собой процедуру, вводимую в судебном порядке, в рамках которой к неплатежеспособному должнику применяются реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству Республики Казахстан меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации.

4) Процедура урегулирования неплатежеспособности представляет собой судебную процедуру, в рамках которой между должником и кредиторами заключается так называемое «соглашение об урегулировании неплатежеспособности». Как и в случае с ускоренной реабилитационной процедурой, процедура урегулирования неплатежеспособности также применяется судом на основании заявления самого должника. Однако процедура урегулирования неплатежеспособности затрагивает всех кредиторов неплатежеспособного должника, в отличие от ускоренной реабилитационной процедуры, при применении которой затрагиваются интересы только групп однородных кредиторов (кредиторов с аналогичными требованиями) (на основе утвержденного ими плана реабилитации), а не всех кредиторов должника. Процедура урегулирования неплатежеспособности более предпочтительна в тех случаях, когда у должника только один или ограниченное количество кредиторов, так как в этом случае вести с ними переговоры и согласовывать условия реструктуризации долга легче, чем в случае ускоренной реабилитационной процедуры, а также в случаях когда должник не может исполнить ни одно из своих обязательств и, соответственно, необходимо достичь соглашение по реструктуризации долга со всеми, а не только с группами определенных кредиторов. Должник может подать заявление в суд о применении процедуры урегулировании неплатежеспособности при условии, что ни должник, ни его кредиторы ранее не подавали в суд заявление о применении процедуры реабилитации или процедуры банкротства. В случае, если суд возбуждает процедуру урегулирования неплатежеспособности, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном соглашением об урегулировании неплатежеспособности (такое соглашение также подлежит утверждению судом).

5) Окончательная ликвидация (банкротство) должника осуществляется по решению суда, которое предусматривает приостановление исполнения по требованиям кредиторов, реализацию имущества должника, распределение полученного от реализации имущества должника дохода между кредиторами в порядке, установленном Законом о банкротстве, и ликвидацию должника - юридического лица.

 

Ускоренная реабилитационная процедура, реабилитационная процедура и процедура урегулирования неплатежеспособности предназначены для «спасения» должника. Окончательная ликвидация (т.е. банкротство) «убивает» должника.

 

Юридическим основанием для подачи должником заявления в суд о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности или ускоренной реабилитационной процедуры, и кредитором заявления в суд о применении реабилитационной процедуры или о признании должника банкротом является неплатежеспособность должника.

Кроме того, сам должник может подать заявление в суд: (i) о применении реабилитационной процедуры при условии неплатежеспособности или угрозы неплатежеспособности должника, когда должник не в состоянии исполнить денежные обязательства при наступлении срока их исполнения в ближайшие 12 месяцев и при наличии возможности восстановления платежеспособности (п. 3 ст. 5 Закона о банкротстве); либо (ii) о признании должника банкротом, при условии неплатежеспособности должника и отсутствия возможности восстановления его платежеспособности (п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве).

Должник является неплатежеспособным при наступлении одного и более условий: (a) обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, обязательства перед работниками, обязательства по социальным и пенсионным отчислениям, а также по вознаграждениям по авторским договорам не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее 100 месячных расчетных показателей (далее - «МРП») (приблизительно 634 доллара США); (b) обязательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет не исполнены в течение четырех месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее 150 МРП (приблизительно 950 долларов США); и (c) иные обязательства не исполнены должником - юридическим лицом в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения и в совокупности составляют сумму не менее 1 000 МРП (приблизительно 6 332 долларов США) (п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве). МРП это коэффициент который применяется, помимо прочего, для исчисления льгот и прочих социальных платежей, размер которого устанавливается ежегодно соответствующим законом Республики Казахстан. МРП в 2016 году равен 2 121 тенге.

Важно отметить, что Закон о банкротстве не распространяется на государственные предприятия и учреждения, пенсионные фонды, банки и страховые (перестраховочные) организации, в отношении которых применяются особые процедуры реструктуризации/банкротства.

 

2.Ключевые вопросы, требующие внимания в случае возникновения у компании финансовых затруднений

 

2.1. Обязанности и потенциальная ответственность директоров/руководителей компании, испытывающей финансовые затруднения. Обстоятельства, при которых компания обязана начать процедуру реструктуризации или банкротства

 

Преднамеренное банкротство означает умышленное создание или увеличение неплатежеспособности (см. выше определение термина «неплатежеспособность» в соответствии с казахстанским законодательством), совершенное в результате действий (бездействия) учредителя (участника), должностного лица, органов юридического лица, а равно индивидуального предпринимателя в личных интересах или в интересах иных лиц (п. 2) ст. 1 Закона о банкротстве).

Ложное банкротство означает заведомо ложное объявление в результате действий и (или) принятых решений учредителем (участником), должностным лицом, органами юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов (п. 13) ст. 1 Закона о банкротстве).

Как преднамеренное, так и ложное банкротство могут повлечь следующую ответственность для руководства/акционеров (участников) неплатежеспособной компании:

1)      Учредитель (участник) и (или) должностные лица должника несут субсидиарную ответственность перед кредиторами несостоятельного должника принадлежащим им имуществом за преднамеренное банкротство (п. 1 ст. 6 Закона о банкротстве).

2)      Должностное лицо банкрота возмещает убытки собственнику его имущества (т.е. самому юридическому лицу) за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности (п. 1 ст. 6 Закона о банкротстве).

3)      Если заявление о признании банкротом подано должником в суд с целью ложного банкротства, кредиторы вправе потребовать от должника возмещения причиненных убытков и обратиться в суд о привлечении лиц, принявших такое решение, к субсидиарной ответственности (п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве).

4)      Банкротный управляющий в случае выявления в ходе процедуры банкротства фактов преднамеренного банкротства обязан в месячный срок, а кредиторы вправе обратиться в суд с иском к такому лицу о взыскании сумм требований кредиторов, оставшихся неудовлетворенными за недостатком имущества банкрота по результатам процедуры банкротства (п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве).

5)      В месячный срок с момента обнаружения признаков преднамеренного или ложного банкротства, а также в случаях признания банкротом по заявлению прокурора на основании, предусмотренном пп. 1) п. 1 ст. 47 Закона о банкротстве, администратор обязан обратиться в правоохранительные органы для привлечения соответствующих лиц к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан (п. 4 ст. 6 Закона о банкротстве).

Следует также отметить, что неплатежеспособный должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в течение шести месяцев со дня, когда он узнал или должен был знать о наступлении неплатежеспособности (ст. 4 и пп. 3) п. 2 ст. 11 Закона о банкротстве). В случае, когда должник не обратился в суд с заявлением о признании его банкротом, его должностные лица солидарно несут субсидиарную ответственность. К должностным лицам относятся: члены совета директоров в случае, если должник является акционерным обществом; директор/заместитель директора компании-должника; члены исполнительного органа должника, наделенные постоянными или временными полномочиями по управлению юридическим лицом; а также главный бухгалтер и его/ее заместитель (п. 22) ст. 1 Закона о банкротстве).

2.2. Иные вовлеченные стороны, которые могут иметь влияние на ситуацию компании. Ограничения в отношении действий, которые они могут предпринять в отношении компании

К основным вовлеченным сторонам, которые могут влиять на ситуацию компании, относятся: суд, администратор (который назначается при реабилитационной процедуре и процедуре банкротства, см. раздел 3 ниже) и комитет кредиторов.

Роль каждой группы вовлеченных сторон определяется в подробном описании каждой из процедур (см. раздел 3 ниже).

Основным ограничением в отношении действий, которые кредиторы, как основные вовлеченные лица, могут предпринять в отношении должника, является запрет на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве со стороны: (i) кредиторов, включенных в план реабилитации в случае ускоренной реабилитационной процедуры (до прекращения ускоренной реабилитационной процедуры) (пп. 3) п. 1 ст. 36 Закона о банкротстве); либо (ii) любого кредитора в период заключения соглашения об урегулировании неплатежеспособности, а если суд утвердил такое соглашение, до прекращения такого соглашения, при условии соблюдения всех его условий должником (п. 2 ст. 28-2 и п. 9 ст. 28-4 Закона о банкротстве). Тем не менее, в течение реабилитационной процедуры кредиторы могут обращаться в суд с заявлением о прекращении реабилитационной процедуры и возбуждении процедуры банкротства при наличии оснований, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 82 Закона о банкротстве).

2.3. Обстоятельства, при которых сделки, заключенные компанией, испытывающей финансовые затруднения, могут быть оспорены. Доступные меры правовой защиты

В соответствии с казахстанским законодательством, сделки, заключенные компанией могут быть признаны недействительными по общим основаниям, установленным гражданским законодательством, а также по специальным основаниям, установленным Законом о банкротстве (ст. 7 Закона о банкротстве).

Как правило, сделки могут быть признаны судом недействительными, если они совершены в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве/реабилитации (п. 1 ст. 7 Закона о банкротстве).

К специальным основаниям для признания недействительными сделок, заключенных компанией, находящейся в процессе реабилитации/банкротства, относятся, помимо прочего, следующее:

·         цена и/или иные условия заключенной сделки существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и/или иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки, если последствия сделки привели к финансовым потерям;

·         сделка не соответствует деятельности должника, ограниченной законодательными актами Республики Казахстан, учредительными документами, либо совершена с нарушением компетенции, определенной уставом;

·         имущество передано (в том числе на временное пользование) безвозмездно либо по цене, существенно отличающейся в худшую для должника сторону от цены на идентичный или однородный товар при сопоставимых экономических условиях либо без наличия оснований в ущерб интересам кредиторов;

·         если сделка, заключенная в течение шести месяцев до возбуждения дела о банкротстве и (или) реабилитации, повлекла предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими; и

·         договоры дарения имущества должника, за исключением заключенных в рамках обычных коммерческих операций, если такая сделка существенно отличается от сделок, заключенных за год до возбуждения дела о реабилитации или банкротстве.

Реорганизация должника путем присоединения, разделения или выделения, совершенная в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве и приведшая к выводу активов должника также может быть оспорена администратором в судебном порядке (п. 9 ст. 7 Закона о банкротстве).

В случае выявления указанных выше сделок, администратор (сам или по требованию кредитора, выявившего сделку) обязан обратиться в суд с заявлением о признании таких сделок недействительными в течение срока, предусмотренного комитетом кредиторов, созданном при процедуре реабилитации/банкротства (п. 3 ст. 7 Закона о банкротстве).

При признании сделки недействительной ответчик обязан возвратить все полученное по сделке, при невозможности возврата в натуре, ответчик должен возместить стоимость подлежащего возврату имущества, выполненных работ или оказанных услуг. При этом ответчик приобретает право требования к должнику, которое подлежит удовлетворению в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве (п. 5 ст. 7 Закона о банкротстве).

Необходимо отметить, что вышеуказанные правила не распространяются на сделки проектного финансирования, секьюритизации и сделки, заключенные в торговой системе фондовой биржи методом открытых торгов (п. 8 ст. 7 Закона о банкротстве).

 

3.Варианты реструктуризации

 

3.1.Возможность договорной реструктуризации

См. раздел 1.2.

3.2Предусмотренные законодательством процедуры, доступные в отношении реструктуризации задолженности компаний, находящихся в сложном финансовом положении. Возможность зачета долговых обязательств против участия в капитале должника (debt-for-equity swap) и предварительная реализация имущества должника (pre-packaged sales)

Процедура урегулирования неплатежеспособности может быть применена судом на основании заявления должника в случае его неплатежеспособности (критерии неплатежеспособности указаны в разделе 1.2) при условии, что в отношении такого должника уже не было подано заявление о применении реабилитационной процедуры и/или заявление о признании его банкротом (п. 1 ст. 28-1 Закона о банкротстве).

Следует отметить, что процедура урегулирования неплатежеспособности затрагивает интересы всех кредиторов должника, а не определенной группы кредиторов, как, например, в случае с ускоренной реабилитацией, когда требования кредиторов, вовлеченных в процедуру ускоренной реабилитации, подлежат реструктуризации на основании плана реабилитации, тогда как требования всех остальных кредиторов удовлетворяются в ходе обычной деятельности.

С даты вступления в законную силу решения суда о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности: (i) прекращается начисление неустойки (пени, штрафов) по всем обязательствам должника; (ii) кредиторам запрещается обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом в период заключения соглашения об урегулировании неплатежеспособности, а если суд утвердит такое соглашение, до прекращения его действия, при условии соблюдения должником всех его условий; и (iii) должнику запрещается совершать какие-либо сделки по отчуждению имущества (ст. 28-2 Закона о банкротстве).

Целью процедуры урегулирования неплатежеспособности является заключение соглашения об урегулировании неплатежеспособности между должником и кредиторами. Соглашение об урегулировании неплатежеспособности заключается в течение двух месяцев с момента применения судом процедуры урегулирования неплатежеспособности на максимальный срок три года. Соглашение об урегулировании неплатежеспособности должно содержать условия и сроки исполнения обязательств должника перед кредиторами. Оно может быть заключено только при условии согласия всех кредиторов (ст. 28-3 Закона о банкротстве). Заключенное соглашение подлежит окончательному утверждению судом (ст. 28-4 Закона о банкротстве).

Со дня вступления в законную силу определения суда об утверждении соглашения об урегулировании неплатежеспособности: (i) прекращается начисление неустойки и вознаграждения (интереса) по всем обязательствам должника; (ii) автоматически снимаются все ограничения государственных органов по счетам должника; (iii) прекращается исполнение ранее принятых судебных и арбитражных решений (за исключением возмещения за причинение вреда жизни/здоровью, кроме возмещения морального вреда, срок уплаты которого наступил после заключения соглашения об урегулировании неплатежеспособности); и (iv) наложение новых арестов на имущество должника допускается только по искам о признании сделки недействительной и истребовании имущества из незаконного владения должника (ст. 28-5 Закона о банкротстве).

 

Ускоренная реабилитационная процедура может быть применена судом по заявлению должника, который является коммерческой организацией, при условии что: (a) в отношении должника не возбуждено дело о реабилитации или о банкротстве; и (b) должник является неплатежеспособным либо будет не способен исполнить денежные обязательства при наступлении срока их исполнения в ближайшие 12 месяцев (ст. 29 Закона о банкротстве).

 

К заявлению должника прилагается:

·         план реабилитации;

·         протокол собрания кредиторов и/или письменное подтверждение об одобрении плана реабилитации кредиторами, сумма требований которых составляет более 50 процентов от общей суммы требований соответствующей группы (групп) однородных кредиторов (определения термина «однородные кредиторы» см. ниже), включенных в план реабилитации (пп. 4) п. 4 ст. 33 Закона о банкротстве).

 

План реабилитации должен включать конкретные меры восстановления платежеспособности должника (реабилитационные меры) и график погашения задолженности перед кредиторами.

Важно отметить, что суд может отказать в возбуждении реабилитационной процедуры в случае, помимо прочего, когда должник не подтвердил свою неплатежеспособность в суде и/или отсутствует возможность погашения задолженности.

Ускоренная реабилитационная процедура затрагивает не всех кредиторов должника, а только группы так называемых «однородных кредиторов» (например, держатели облигаций, кредиторы по займам и т.д. за исключением требований о возмещении ущерба, причиненного жизни/здоровью, требований по оплате труда, по обязательным пенсионным взносам, по вознаграждению по авторским договорам и по налогам), которых должник решил включить в план реабилитации (п. 2 ст. 29 Закона о банкротстве) (далее - «Кредиторы, вовлеченные в ускоренную реабилитационную процедуру»).

Продолжительность ускоренной реабилитационной процедуры составляет до двух лет и может быть продлена еще на шесть месяцев по ходатайству должника и с согласия Кредиторов, вовлеченных в ускоренную реабилитационную процедуру (ст. 30 Закона о банкротстве).

С момента вынесения судом решения о применении ускоренной реабилитационной процедуры и утверждения плана реабилитации наступают следующие последствия: (i) должник не вправе использовать и реализовывать имущество, кроме как (а) в рамках обычных коммерческих операций, (b) предусмотренных планом реабилитации, или (c) с согласия Кредиторов, вовлеченных в ускоренную реабилитационную процедуру; (ii) приостановление исполнения ранее принятых решений судов и/или арбитражных судов по требованиям Кредиторов, вовлеченных в ускоренную реабилитационную процедуру; (iii) Кредиторы, вовлеченные в ускоренную реабилитационную процедуру, не могут требовать возбуждения процедуры банкротства в отношении должника; (iv) никто из кредиторов не может требовать возбуждения процедуры банкротства в отношении должника, если в отношении него применены меры государственной поддержки; и (v) не допускается взыскание денег с банковских счетов должника, а также обращение взыскания на имущество должника по требованиям Кредиторов, вовлеченных в ускоренную реабилитационную процедуру (п. 1 ст. 36 Закона о банкротстве).

Платежи Кредиторам, вовлеченным в ускоренную реабилитационную процедуру, осуществляются в соответствии с графиком, предусмотренным планом реабилитации. Платежи другим (т.е. не вовлеченным в ускоренную реабилитационную процедуру) кредиторам осуществляются в ходе обычных коммерческих операций должника (т.е. ни одно из вышеуказанных последствий не применимо) (п. 3 и п. 4 ст. 36 Закона о банкротстве). Любой кредитор, не вовлеченный в ускоренную реабилитационную процедуру, вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

Стоит отметить, что ускоренная реабилитационная процедура является хорошим способом для должника избежать ответственности перед кредиторами.

 

Реабилитационная процедура применяется судом по заявлению должника или кредитора (ов), за исключением кредитора по налогам и прочим обязательным платежам в бюджет при наличии оснований, предусмотренных ст. 5 Закона о банкротстве. Обязательным условием для применения реабилитации является способность должника улучшить свое финансовое положение.

Основанием для обращения кредитора в суд с заявлением о применении реабилитационной процедуры является неплатежеспособность должника.

Основанием для обращения должника с заявлением в суд о применении реабилитационной процедуры является его неплатежеспособность или угроза неплатежеспособности, когда должник будет не в состоянии исполнить денежные обязательства при наступлении срока их исполнения в ближайшие 12 месяцев, при наличии возможности восстановления платежеспособности (п. 3 ст. 5 Закона о банкротстве). Важным моментом является тот факт, что неплатежеспособный должник вправе в течение 10 дней со дня получения копии определения суда о возбуждении дела о банкротстве, направить в суд заявление о приостановлении производства по делу о банкротстве и применении реабилитационной процедуры (п. 1 ст. 38 Закона о банкротстве).

Суд отказывает в возбуждении реабилитационной процедуры, если в ходе судебного разбирательства должник не смог доказать свою неплатежеспособность или неспособность исполнить свои денежные обязательства при наступлении срока их исполнения в ближайшие 12 месяцев (ст. 5 Закона о банкротстве).

План реабилитации должен быть утвержден кредиторами в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения о применении реабилитационной процедуры (п. 2 ст. 73 Закона о банкротстве) в отличие от ускоренной реабилитации, когда план реабилитации должен быть утвержден до обращения в суд. Срок реабилитационной процедуры (который по общему правилу составляет до пяти лет) указывается в плане реабилитации и может быть продлен еще на шесть месяцев по ходатайству реабилитационного управляющего и с согласия кредиторов (ст. 64 Закона о банкротстве).

В отличие от ускоренной реабилитационной процедуры, в рамках реабилитационной процедуры кредиторы могут принять решение о смещении существующих участников/акционеров и передать управление должником специально назначенному реабилитационному управляющему (ст. 69 Закона о банкротстве).

При реабилитационной процедуре определенные последствия возникают (i) с момента обращения в суд с заявлением о возбуждении реабилитационной процедуры до вынесения решения суда о применении реабилитационной процедуры и (ii) с момента вынесения решения суда о применении реабилитационной процедуры до прекращения такой процедуры. Эти последствия, как правило, похожи, однако есть некоторые различия, как описано ниже.

С момента возбуждения производства по делу о реабилитации или банкротстве (ст. 50 Закона о банкротстве):

·         собственнику имущества должника (уполномоченному им органу), учредителям (участникам), всем органам юридического лица запрещаются использование и реализация имущества вне рамок обычных коммерческих операций без их согласования с временным управляющим;

·         исполнение ранее принятых решений судов, арбитражных решений, решений органов государственных доходов, а также собственников (учредителей, участников) или органов должника в отношении его имущества приостанавливается, за исключением выплат гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью без учета требований о возмещении морального вреда;

·         любые требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в пределах процедур реабилитации или банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве, за исключением требований по исполнению гарантий и поручительств третьими лицами, а также обращения взыскания на предмет залога в случаях, когда залогодателем выступают третьи лица;

·         не допускаются взыскание денег с банковских счетов должника по требованиям кредиторов, органа государственных доходов и иного уполномоченного государственного органа, осуществляющего исчисление и/или сбор других обязательных платежей в бюджет, в том числе подлежащим удовлетворению в бесспорном (безакцептном) порядке, а также обращение взыскания на имущество должника; и

·         запрещается отчуждение акций, долей в уставном капитале должника.

 

С момента вынесения судом решения о применении реабилитационной процедуры и до прекращения реабилитационной процедуры (ст. 68 Закона о банкротстве):

·         запрещается совершать сделки с имуществом вне рамок обычных коммерческих операций без их согласования с временным администратором;

·         прекращается начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности должника, а также вознаграждения по полученным кредитам;

·         приостанавливается исполнение принятых решений судов, арбитражных решений, решений органов государственных доходов, а также собственников имущества должника (уполномоченных им органов), учредителей (участников) в отношении его имущества, за исключением выплат гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью без учета требований о возмещении морального вреда, срок уплаты которых наступил после применения реабилитационной процедуры; и

·         уплачиваются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, исчисленные налогоплательщиком согласно налоговой отчетности, начисленные органом государственных доходов по результатам налоговых проверок за налоговые периоды, следующие за налоговым периодом, в котором применена реабилитационная процедура.

Следует отметить, что зачет долговых обязательств против участия в капитале должника (debt-for-equity swap) не допускается в случае, если должником является казахстанское товарищество с ограниченной ответственностью (п.1 ст. 59 Гражданского кодекса (Общая часть), но такая возможность доступна, если должником является казахстанское акционерное общество.

Под «предварительной реализацией» (pre-package sales) мы понимаем реализацию бизнеса или активов должника управляющим без необходимости получения санкции суда или кредиторов. Законом о банкротстве регулируются подобные договоренности в случае банкротства должника. В соответствии со статьей 99-1 Закона о банкротстве, банкротный управляющий может реализовать имущество банкрота путем прямой продажи (т.е. определенному покупателю, а не посредством торгов). Под банкротом понимается должник, несостоятельность которого установлена вступившим в законную силу решением суда, на основании которого он подлежит ликвидации (п. 5) ст. 1 и п. 6) ст. 1 Закона о банкротстве).

 

3.3 Основания применения каждой из процедур реструктуризации

См. раздел 1.2.

 

3.4 Управляющие в каждой из процедур реструктуризации. Роль суда

Процедура урегулирования неплатежеспособности. Управление процедурой урегулирования неплатежеспособности осуществляется самим должником, который прилагает все усилия для согласования условий и заключения соглашения об урегулировании неплатежеспособности со всеми своими кредиторами. Если должником надлежащим образом исполняются все обязательства по соглашению об урегулировании неплатежеспособности, кредиторы не вправе в течение периода действия такого соглашения обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 9 ст. 28-4 Закона о банкротстве).

Роль суда в процедуре урегулирования неплатежеспособности заключается в следующем: (i) применение процедуры урегулирования неплатежеспособности по заявлению должника (п. 3 ст. 28-1 Закона о банкротстве); (ii) окончательное утверждение соглашения об урегулировании неплатежеспособности, заключаемого между должником и его кредиторами (ст. 28-4 Закона о банкротстве); (iii) расторжение соглашения об урегулировании неплатежеспособности и признание должника банкротом по требованию кредиторов или третьих лиц, в случае нарушения должником условий такого соглашения (п. 7 ст. 28-4 и п. 8 ст. 28-4 Закона о банкротстве); (iv) признание должника банкротом на основании заявления кредиторов, если должник не заключил соглашение об урегулировании неплатежеспособности в установленный срок или если суд отказал в утверждении такого соглашения (п. 7 ст. 28-4 Закона о банкротстве).

Ускоренная реабилитационная процедура. Управление процессом ускоренной реабилитационной процедуры осуществляется самим должником (т.е. его органами управления) (п. 4 ст. 29 Закона о банкротстве).

Органам управления должника, однако, запрещается использование и реализация имущества вне рамок обычных коммерческих операций с момента возбуждения производства по делу об ускоренной реабилитационной процедуре и до принятия судом решения о прекращении ускоренной реабилитационной процедуры (пп. 1) п. 2 ст. 32, пп. 1) п. 1 ст. 36 и п. 2 ст. 37 Закона о банкротстве). Все прочие сделки с имуществом должника подлежат предварительному утверждению собранием кредиторов (если только такие сделки не предусмотрены планом ускоренной реабилитационной процедуры).

Роль суда в ускоренной реабилитационной процедуре заключается в следующем: (i) применение и прекращение ускоренной реабилитационной процедуры; (ii) утверждение плана ускоренной реабилитационной процедуры, а также изменений и дополнений к нему; (iii) урегулирование имущественных требований к должнику; (iv) разрешение споров между участниками ускоренной реабилитационной процедуры; и (v) утверждение заключительного отчета (п. 5 ст. 29 Закона о банкротстве).

Реабилитационная процедура. Управление реабилитационной процедурой осуществляется временным администратором до утверждения судом плана реабилитации, и реабилитационным управляющим после утверждения плана реабилитации. Временный администратор назначается судом из числа лиц, включенных в специальный перечень, который ведется соответствующим ведомством Министерства Финансов Республики Казахстан (далее - «Уполномоченный орган») в течение двух рабочих дней со дня вынесения определения о возбуждении дела (п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве). Временный администратор назначается, в частности, для составления реестра требований кредиторов и согласования сделок должника, осуществляемых вне рамок обычных коммерческих операций (п. 30) ст. 1 и пп. 1) п.1 ст. 68 Закона о банкротстве). Кроме того, функции временного администратора включают рассмотрение плана реабилитации, согласованного между должником и кредиторами, предоставление заключения об эффективности такого плана и направление заключения и плана реабилитации суду для окончательного утверждения (п. 7 ст. 73 Закона о банкротстве), а реабилитационного управляющего - подача заявления о возбуждении дела о банкротстве в случае, если реабилитационный управляющий посчитает, что достижение цели реабилитационной процедуры невозможно (ст. п. 2 ст. 38 Закона о банкротстве). Полномочия временного администратора прекращаются с момента утверждения судом плана реабилитации (п. 12 ст. 73 Закона о банкротстве).

Одновременно с прекращением полномочий временного администратора суд либо поручает Уполномоченному органу назначить реабилитационного управляющего из числа лиц, предложенных кредиторами, либо оставляет управление должником за его действующими органами управления. Кандидаты, предложенные кредиторами отбираются из числа лиц, включенных в перечень Уполномоченного органа (пп. 12) п.2 ст. 75 Закона о банкротстве). Реабилитационный управляющий осуществляет управление деятельностью должника, в том числе, помимо прочего, он вправе отказаться от исполнения должником определенных сделок (например, сделок с аффилированными лицами, сделок, которые могут иметь негативные последствия для кредиторов и т.п.) при условии, что такие сделки не были полностью исполнены (п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве). Полномочия реабилитационного управляющего прекращаются с момента прекращения реабилитационной процедуры по любой причине (п. 28) ст. 1 Закона о банкротстве).

Роль суда в реабилитационной процедуре заключается в следующем: (i) применение, приостановление и прекращение реабилитационной процедуры; (ii) назначение и отстранение временного администратора; (iii) утверждение плана реабилитации, а также изменений и дополнений к нему; (iv) урегулирование имущественных требований к должнику; (v) по решению собрания кредиторов суд либо оставляет управление деятельностью должника за его действующими органами управления, либо поручает Уполномоченному органу назначить еабилитационного управляющего; и (vi) разрешение споров между участниками реабилитационной процедуры (ст. 67 Закона о банкротстве).

 

3.5 Возможное влияние кредиторов и/или участников/акционеров на реструктуризацию. Ограничения в отношении действий, которые они могут предпринять (в том числе обращение взыскания на обеспечение). Могут ли они быть проигнорированы?

Процедура урегулирования неплатежеспособности. См. раздел 3.4.

Ускоренная реабилитационная процедура. В случае ускоренной реабилитационной процедуры участники/акционеры (уполномоченные ими органы) оставляют за собой управление деятельностью должника, таким образом, они могут оказывать влияние на процесс путем принятия всех необходимых действий для «спасения» должника. Однако они имеют ограниченные полномочия в отношении распоряжения имуществом должника. Так, с момента возбуждения производства по делу об ускоренной реабилитационной процедуре, участникам/акционерам (и соответствующим органам управления) юридического лица запрещено использование и распоряжение его имуществом вне рамок обычных коммерческих операций (пп. 1) п. 2 ст. 32 Закона о банкротстве). Исполнение решений участников/акционеров в отношении имущества должника приостанавливается до прекращения ускоренной реабилитационной процедуры (пп. 2) п. 2 ст. 32 Закона о банкротстве).

С момента вынесения судом решения о применении ускоренной реабилитационной процедуры и утверждения плана реабилитации участникам/акционерам (и уполномоченным ими органам управления) запрещено использование и реализация имущества должника вне рамок обычных коммерческих операций без предварительного согласования собрания кредиторов, за исключением сделок, предусмотренных планом реабилитации (пп. 1) п. 1 ст. 36 Закона о банкротстве).

Кредиторам принадлежит существенная роль во всех процедурах, в том числе в ускоренной реабилитационной процедуре. Общее собрание кредиторов созывается в течение одного месяца с момента применения ускоренной реабилитационной процедуры. Собрание кредиторов обладает исключительной компетенцией в отношении, помимо прочего, создания комитета кредиторов, который следит за ходом ускоренной реабилитационной процедуры и сообщает о нем собранию кредиторов; согласования изменений и дополнений в план реабилитации; согласования сделок, заключаемых должником вне рамок обычных коммерческих операций (за исключением тех, что предусмотрены планом реабилитации); дачи согласия на продление срока ускоренной реабилитационной процедуры и т.п. (ст. 34 Закона о банкротстве). Следует отметить, что кредиторы не вправе инициировать внесение каких-либо изменений в план реабилитации, которые могут потребоваться с целью обеспечения защиты интересов всех вовлеченных сторон.

Как указывалось выше, Кредиторы, вовлеченные в ускоренную реабилитационную процедуру, не вправе обращаться в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве (хотя процедура банкротства может быть инициирована судом на основании заявления кредиторов, не включенных в план реабилитации) (пп. 3) п. 1 ст. 36 Закона о банкротстве).

Возбуждение судом дела о банкротстве по заявлению любого кредитора не допускается в течение процедуры ускоренной реабилитации в случае применения к должнику мер государственной поддержки (пп. 4) п. 1 ст. 36 Закона о банкротстве).

Кредиторы, вовлеченные в ускоренную реабилитационную процедуру, не вправе требовать взыскания денег с банковских счетов должника, в том числе путем безакцептного списания, а также обращения взыскания на имущество должника (пп. 5) п. 1 ст. 36 Закона о банкротстве).

Реабилитационная процедура. По заявлению собственника имущества должника (или уполномоченного им органа) и участников/акционеров на основании решения собрания кредиторов, суд может оставить право управления имуществом и делами должника с момента утверждения плана реабилитации за собственником имущества должника, уполномоченным им органом или участниками/акционерами.

В случае принятия решения собранием кредиторов об отмене права собственника имущества должника, учредителей (участников) на управление имуществом и делами должника собрание кредиторов обязано представить свою кандидатуру реабилитационного управляющего из числа лиц, зарегистрированных в Уполномоченном органе (п. 1 ст. 69 Закона о банкротстве). В любом случае, однако, участники/акционеры имеют ограниченные полномочия в отношении распоряжения имуществом должника.

С момента вынесения судом решения о применении реабилитационной процедуры, участники/акционеры (и соответствующие органы управления) не вправе пользоваться или распоряжаться имуществом должника вне рамок обычных коммерческих операций без предварительного согласования с временным управляющим или, после утверждения судом плана реабилитации, без предварительного согласования с собранием кредиторов (пп. 1) п. 2 ст. 68 Закона о банкротстве), а исполнение решений участников/акционеров должника в отношении его имущества приостанавливается (пп. 1) п. 1 ст. 50 и пп. 2) п. 1 ст. 50 Закона о банкротстве). Кроме того, участники/акционеры юридического лица - должника не вправе продавать акции или доли участия в нем (пп. 5) п. 1 ст. 50 Закона о банкротстве).

С момента применения реабилитационной процедуры, кредиторы могут предъявлять должнику свои требования только в ее рамках (за исключением требований по исполнению гарантий и поручительств третьими лицами, а также обращения взыскания на предмет залога в случаях, когда залогодателем выступают третьи лица).

С момента применения реабилитационной процедуры, удовлетворению подлежат следующие требования: (i) требования по уплате удержанных из заработной платы и (или) иного дохода алиментов, а также требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за исключением требований о возмещении морального вреда; (ii) расчеты по выплате компенсаций и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, по уплате социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов, по выплате вознаграждений по авторским договорам, срок выплаты которых наступил после применения реабилитационной процедуры; и (iii) удовлетворяются требования кредиторов, возникшие из обязательств, в том числе из сделок, заключенных реабилитационным управляющим (должником), срок исполнения которых наступил в период осуществления реабилитационной процедуры (п. 1 ст. 77 Закона о банкротстве).

Все прочие требования подлежат удовлетворению после опубликования реестра требований кредиторов в соответствии с планом реабилитации с соблюдением очередности расчетов, установленной для процедуры банкротства (см. раздел 4.1) (п. 2 ст. 77 Закона о банкротстве).

Кредиторы могут обратиться в суд с заявлением о принятии таких мер по обеспечению требований кредиторов, как наложение ареста на имущество должника; запрет на совершение должником действий, которые могут повлечь уменьшение его имущества либо иным образом ущемить интересы кредиторов; приостановление взыскания по исполнительным или иным документам; а также иные действия по рекомендации временного управляющего, направленные на сохранность активов должника на период рассмотрения дела (ст. 51 Закона о банкротстве).

Кроме того, с момента применения реабилитационной процедуры, залоговый кредитор может обратиться в суд с требованием об обращении взыскания на имущество должника, являющееся предметом обеспечения исполнения обязательства перед ним, в случае: (i) нарушения должником Закона о банкротстве, представляющего угрозу законным интересам залогового кредитора; (ii) нарушения графика погашения задолженности перед залоговым кредитором; (iii) снижения стоимости имущества, являющегося предметом залога, влекущего ущемление интересов залогового кредитора; (iv) если залоговое имущество не требуется для продолжения деятельности должника или для реализации плана реабилитации (п. 4 ст. 77 Закона о банкротстве).

Первое собрание кредиторов проводится должником в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда о применении реабилитационной процедуры в законную силу и обладает следующей компетенцией: принятие решения о сохранении или отмене права управления юридическим лицом за ее действующим органами управления; создание комитета кредиторов; согласование плана реабилитации, а также изменений и дополнений к нему; дача согласия на продление срока реабилитационной процедуры; согласование сделок, совершаемых вне рамок обычных коммерческих операций, за исключением сделок, предусмотренных планом реабилитации; утверждение суммы дебиторской задолженности должника, невозможной к взысканию; выбор кандидатуры реабилитационного управляющего из числа лиц, включенных в перечень Уполномоченного органа; определение размера выплаты вознаграждения временному администратору и реабилитационному управляющему, а также членам органов управления должника в случаях, когда право управления имуществом и делами должника сохранено за его действующим органами управления; согласование заключительного отчета реабилитационного управляющего и т.п. (ст. 75 Закона о банкротстве).

Комитет кредиторов, созданный по решению собрания кредиторов, избирает одного из кредиторов для осуществления контроля за действиями реабилитационного управляющего; требует от реабилитационного управляющего предоставления информации о финансовом положении должника и ходе осуществления реабилитационной процедуры; обжалует в суде действия (бездействие) реабилитационного управляющего; принимает решение о зачете требований кредиторов и т.п. (ст. 76 Закона о банкротстве).

 

3.6 Влияние каждой из процедур реструктуризации на действующие договоры должника. Обязанность сторон исполнить невыполненные обязательства по договорам. Действительность положений договоров о досрочном прекращении договора (early termination) и зачете требований (set-off)

В случае применения процедуры урегулирования неплатежеспособности и ускоренной реабилитационной процедуры, все действующие договоры должника остаются в силе и подлежат исполнению сторонами. При реабилитационной процедуре, договоры остаются в силе и подлежат исполнению сторонами, если только они не обжалованы на основаниях, указанных в разделе 2.3.

Реабилитационный управляющий также может отказаться от исполнения действующих договоров (заключенных должником до возбуждения реабилитационной процедуры) в любом из следующих случаев:

·         договор заключен с аффилированным лицом;

·         договор содержит обременительные условия по сравнению с ранее заключенными аналогичными договорами;

·         договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года) либо рассчитан на получение результатов должником лишь на долгосрочную перспективу; и

·         имеются иные основания полагать, что исполнение договора должником повлечет неблагоприятные последствия для остальных кредиторов (п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве).

Досрочное прекращение действия договора. Закон о банкротстве предусматривает, что возбуждение дела о банкротстве не может являться основанием для досрочного прекращения действия договора или одностороннего отказа от договора, и любое соглашение между сторонами о таком прекращении действия/одностороннем отказе признается недействительным (п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве).

Однако этот вопрос никак не урегулирован Законом о банкротстве в отношении реабилитационной процедуры. Согласно нашему толкованию законодательства, положения о досрочном прекращении договора в случае применения реабилитационной процедуры также будут признаны недействительными по аналогии закона.

Зачет требований. Закон о банкротстве предусматривает, что неплатежеспособный должник и его кредиторы не могут производить зачет требований по своему усмотрению при возбуждении дела о реабилитации/банкротстве (п. 4 ст. 8 Закона о банкротстве). Тем не менее, зачет требований осуществляется реабилитационным/банкротным управляющим, если такой зачет: (i) не нарушает очередность удовлетворения требований других кредиторов; (ii) является прямым; (iii) является взаимным; (iv) не привлекает иных лиц; и (v) касается только денежных требований (п. 2 ст. 101 Закона о банкротстве).

 

3.7 Финансирование процедур реструктуризации

Каждая из описанных процедур реструктуризации осуществляется за счет должника (ст. 13, п. 4 ст. 31, п. 3 ст. 34 и п. 2 ст. 50 Закона о банкротстве).

 

4.Процедура банкротства

 

4.1.Процедуры, предусматривающие ликвидацию юридического лица

В соответствии с казахстанским законодательством, юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно (в случае наличия активов, достаточных для удовлетворения требований кредиторов) или принудительно (в случае если существующих активов не достаточно для удовлетворения требований кредиторов при возбуждении дела о банкротстве).

Для осуществления принудительной ликвидации юридического лица, суд принимает решение о признании должника банкротом и о его ликвидации.

Основанием для обращения кредитора в суд с заявлением о признании должника банкротом является неплатежеспособность должника. Основанием для признания должника банкротом в судебном порядке является его несостоятельность (не путать с неплатежеспособностью).

Несостоятельность означает установленную судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты с лицами, работающими по трудовому договору, обеспечить уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов (п. 12) ст. 1 Закона о банкротстве).

Процедура банкротства осуществляется в целях удовлетворения требований кредиторов за счет имущества юридического лица - банкрота (п. 7) ст. 1 Закона о банкротстве).

Процедура банкротства может быть возбуждена в судебном порядке на основании заявления, поданного самим должником, кредиторами, прокурором, реабилитационным управляющим (если в ходе процедуры реабилитации окажется, что достижение цели реабилитационной процедуры невозможно), органом государственных доходов и иным уполномоченным государственным органом в отношении налогов и других обязательных платежей в бюджет (п. 2 ст. 38 и п. 3 ст. 38 Закона о банкротстве).

Срок проведения процедуры банкротства не может превышать девять месяцев и может быть продлен не более чем на три месяца по ходатайству банкротного управляющего с согласия собрания кредиторов (п. 1 ст. 84 Закона о банкротстве).

Решение суда о признании должника банкротом приводит к следующим правовым последствиям: (i) должник не вправе использовать и распоряжаться имуществом, а также осуществлять погашение задолженности вне рамок обычных коммерческих операций; (ii) сроки всех долговых обязательств должника считаются истекшими; (iii) прекращается начисление неустойки и вознаграждения (интереса) по всем видам задолженности должника; (iv) все судебные споры имущественного характера в отношении должника прекращаются; (v) все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках процедуры банкротства (за исключением требований, по которым гарантами и залогодателями выступают третьи лица); (vi) на основании заявления администратора снимаются все ограничения и обременения на имущество банкрота; (vii) наложение новых арестов на имущество должника допускается только по искам о признании сделки недействительной и истребовании имущества из чужого незаконного владения, предъявленным к должнику (ст. 87 Закона о банкротстве).

После вынесения судом решения о признании должника банкротом, банкротный управляющий реализует имущество должника путем публичных торгов и удовлетворяет требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, в указанной ниже очередности. Административные и судебные расходы покрываются до распределения конкурсной массы в первоочередном порядке.

Предусмотрена следующая очередность распределения конкурсной массы:

(i)      требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, по выплатам работникам, по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, а также обязательным пенсионным взносам и выплате вознаграждений по авторским договорам;

(ii)     требования залоговых кредиторов;

(iii)   требования по погашению задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

(iv)   требования по расчетам с необеспеченными кредиторами по гражданско - правовым обязательствам; и

(v)    требования по возмещению убытков и взысканию неустоек.

Оставшееся имущество, при наличии, распределяется между участниками/акционерами банкрота (ст. 100 Закона о банкротстве).

Следует отметить, что с согласия собрания кредиторов залоговые кредиторы вправе непосредственно принять залоговое обеспечение в свою собственность в натуре (ст. 104 Закона о банкротстве).

В 2015 году в законодательство был введен новый механизм, в соответствии с которым должник и его кредиторы могут прекратить процедуру банкротства на любом этапе путем заключения мирового соглашения при условии удовлетворения требований кредиторов первой очереди (см. выше). Такое мировое соглашение подлежит утверждению судом (п. 8-1) ст. 1 Закона о банкротстве).

 

4.2.Основания для применения процедуры банкротства

Основания для подачи заявления о признании должника банкротом самим должником или его кредиторами указаны в разделе 1.2.

Кроме того, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено судом на основании заявления прокурора в случае обнаружения признаков преднамеренного банкротства и/или в интересах государственного органа Республики Казахстан в качестве кредитора (ст. 47 Закона о банкротстве) или реабилитационного управляющего в случае невозможности достижения цели реабилитационной процедуры (п. 2 ст. 38 и ст. 82 Закона о банкротстве).

Следует отметить, что в соответствии со ст. 45 Закона о банкротстве, к заявлению кредитора о признании должника банкротом прилагаются документы, подтверждающие, помимо прочего, обоснованность требований кредитора (исполнительные документы, решение суда или письменное признание должником требования кредитора).

Таким образом, на практике, для подачи заявления о признании должника банкротом одного лишь судебного решения, вступившего в силу, не достаточно. В этом случае также необходимо возбуждение исполнительного производства; и только в случае подтверждения безуспешности исполнительного производства (например, отсутствие средств на счете должника), кредитор вправе подать в суд заявление о признании должника банкротом.

Это говорит о том что, в действительности, начать процедуру банкротства на практике не так уж и просто, потому что даже вступившее в силу решение суда не дает кредитору прав обратиться в суд, если не было возбуждено исполнительное производство.

 

4.3.Управляющие процедурой банкротства. Роль суда

Управление процедурой банкротства осуществляется временным управляющим с момента возбуждения производства по делу о банкротстве и до назначения Уполномоченным органом банкротного управляющего.

Временный управляющий назначается судом. Временный управляющий публикует объявление о возбуждении дела о банкротстве, собирает требования кредиторов и формирует реестр требований кредиторов. В случае возбуждения процедуры банкротства на основании заявления кредитора(ов)/прокурора, временный управляющий собирает сведения о финансовом состоянии должника и предоставляет суду соответствующее заключение (п. 4 ст. 48 Закона о банкротстве).

С момента вынесения судом решения о признании должника банкротом, управление имуществом и делами должника переходит к временному управляющему (пп. 3) п. 2 ст. 56 Закона о банкротстве). Временный управляющий вправе, помимо прочего, выявлять и оспаривать сделки, совершенные должником до признания его банкротом, на основаниях, установленных законом (см. раздел 2.3), согласовывать сделки, заключаемые должником вне рамок обычных коммерческих операций и т.д. (ст. 88 Закона о банкротстве).

Следует отметить, что в соответствии с пп. 2) п. 4 ст. 48 Закона о банкротстве в случае возбуждения процедуры банкротства по заявления кредитора(ов)/прокурора, определение суда о назначении временного управляющего должно содержать указание о том, что временный управляющий в срок, не превышающий одного месяца со дня его назначения, должен собрать сведения о финансовом состоянии должника и предоставить суду соответствующий отчет по форме, установленной Уполномоченным органом.

Как показывает практика, сбор сведений о финансовом состоянии должника занимает много времени, и временные управляющие не успевают завершить сбор сведений в срок, установленный законом; таким образом, отчеты о финансовом состоянии должника являются поверхностными, а выводы в них часто поспешны и неправильны.

Банкротный управляющий назначается Уполномоченным органом из числа кандидатов, утвержденных собранием кредиторов. Основной функцией банкротного управляющего является разработка и реализация плана продажи имущества должника, удовлетворение требований всех кредиторов, а затем предоставление заключительного отчета о процедуре банкротства.

В процедуре банкротства суд, в частности: (i) возбуждает, продлевает и прекращает процедуру банкротства; (ii) назначает и отстраняет временного управляющего; (iii) урегулирует имущественные требования к должнику; (iv) разрешает споры между участниками процедуры банкротства (ст. 86 Закона о банкротстве).

 

4.4.Возможное влияние кредиторов и/или участников/акционеров на процедуру банкротства. Ограничения в отношении действий, которые они могут предпринять (в том числе обращение взыскания на обеспечение)

С момента возбуждения процедуры банкротства, участники/акционеры (и соответствующие органы управления) не вправе пользоваться или распоряжаться имуществом должника вне рамок обычных коммерческих операций без предварительного согласования с временным управляющим (пп. 1) п. 1 ст. 50 Закона о банкротстве), а исполнение решений участников/акционеров в отношении имущества должника приостанавливается (пп. 2 п. 1 ст. 50 Закона о банкротстве). Кроме того, участники/акционеры не вправе продавать акции или доли участия в нем (пп. 5) п. 1 ст. 50 Закона о банкротстве).

С момента возбуждения процедуры банкротства, кредиторы могут предъявлять должнику свои требования только в рамках процедуры банкротства (за исключением требований по исполнению гарантий или поручительств третьими лицами, или требований об обращении взыскания на залоговое имущество, предоставленное третьими лицами) (пп. 3 п. 1 ст. 50 Закона о банкротстве).

Кредиторы вправе ходатайствовать в суде о применении обеспечительных мер в отношении должника и его активов, как описано выше (см. раздел 3.5).

В течение процедуры банкротства интересы всех кредиторов представляются собранием кредиторов.

Кредитор вправе обжаловать решение суда, действие администратора в ходе проведения реабилитационной процедуры или процедуры банкротства, если данные решения или действия ущемляют его законные интересы (п. 3 ст. 22 Закона о банкротстве).

Компетенция собрания кредиторов при процедуре банкротства включает, в частности: (i) принятие решения о проведении оценки залогового имущества и принятие решения о передаче залогового имущества залоговым кредиторам; (ii) выбор кандидатуры банкротного управляющего из перечня Уполномоченного органа; (iii) создание комитета кредиторов; (iv) утверждение плана продажи имущества должника; (v) дача согласия на продление срока проведения процедуры банкротства; (vi) согласования заключительного отчета и т.п. (ст. 93 Закона о банкротстве).

Компетенция комитета кредиторов, включает, помимо прочего, оперативный контроль за проведением процедуры банкротства и деятельностью банкротного управляющего; утверждение плана мероприятий по проведению процедуры банкротства; принятие решения о взаимном зачете требований между должником и кредиторами (ст. 94 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов может принимать решение о передаче залогового имущества залоговым кредиторам в целях удовлетворения их требований на основании оценки залогового имущества, предоставленной банкротным управляющим (п. 2 ст. 104 Закона о банкротстве). В целях получения залогового имущества до реализации всех активов должника посредством аукциона, залоговый кредитор должен удовлетворить требования кредиторов первой очереди и оплатить административные расходы, понесенные в связи с хранением и содержанием залогового имущества (п. 4 ст. 104 Закона о банкротстве).

 

4.5.Влияние процедуры банкротства на действующие договоры должника. Обязанность сторон исполнить невыполненные обязательства по договорам. Действительность положений договоров о досрочном прекращении договора (early termination) и зачете требований (set-off)

См. раздел 3.6.

 

4.6.Очередность требований в процедуре банкротства, включая расходы на проведение процедуры

См. раздел 4.1.

 

4.7.Возможность восстановления юридического лица в будущем

В соответствии с казахстанским законодательством, юридическое лицо не может быть восстановлено после его ликвидации.

 

5.Налоги

 

5.1.Налоговые обязательства, связанные с процедурой реструктуризации или процедурой банкротства

Ни процедура реструктуризации, ни процедура банкротства сами по себе не влекут никаких налоговых обязательств.

 

6.Трудовые отношения

 

6.1.Влияние процедур реструктуризации и банкротства на правовое положение работников компании

Процедуры реструктуризации, как правило, не оказывают какого-либо влияния на правовое положение работников.

Процедура банкротства, очевидно, влечет увольнение работников. С момента вынесения судом решения о признании должника банкротом, временный управляющий уведомляет сотрудников должника о предстоящем расторжении трудовых договоров (пп. 3) п.3 ст. 88 Закона о банкротстве).

Представитель кредиторов с требованиями к должнику по оплате труда в обязательном порядке входит в состав комитета кредиторов (п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве). Указанный представитель избирается работниками-кредиторами тайным голосованием и отчитывается перед избравшими его кредиторами по результатам утверждения требований по оплате труда в реестре требований кредиторов и результатам их рассмотрения (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве).

 

7.Трансграничные вопросы

 

7.1.Возможность реструктуризации или банкротства иностранных юридических лиц в Казахстане

Обязательства юридических лиц, учрежденных и зарегистрированных в иных юрисдикциях, не могут быть реструктурированы и в отношении таких юридических лиц не может быть возбуждено производство по делу о банкротстве в Казахстане.

7.2.Признание в Казахстане реструктуризации или банкротства, инициированных в иностранных юрисдикциях

Юридические лица, зарегистрированные в Казахстане, не могут возбуждать процедуру банкротства в других юрисдикциях, а процедура банкротства, возбужденная в иной юрисдикции в отношении казахстанской компании, не признается в Казахстане. Отметим, однако, что любые соглашения о реструктуризации, заключаемые с иностранными кредиторами казахстанским должником, как правило, могут регулироваться иностранным правом, поскольку соответствующие гражданско-правовые отношения содержат иностранный элемент (ст. 1084 и ст. 1112 Гражданского кодекса (Особенная часть).

7.3.Признание реструктуризации или банкротства казахстанских компаний в иностранных юрисдикциях. Практические примеры

Существуют прецеденты, когда казахстанские дела о банкротстве были признаны в иностранных юрисдикциях. Например, согласно информации от АО «БТА Банк», решение специализированного финансового суда города Алматы от 16 октября 2009 года о реструктуризации банка было признано законным в Украине (указанное решение основано на положениях Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», подписанной 7 октября 2002 года в Кишиневе, Молдова между 10 странами - участниками СНГ), а также в США и Великобритании (суд США и Высокий суд Англии и Уэльса признали процедуру реструктуризации законной) на основании Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности от 30 мая 1997 года, принятого в Великобритании и США.

 

8.Группы компаний

 

8.1.Положение группы компаний в случае банкротства одного или более членов группы. Возможность сотрудничества между компаниями группы в случае банкротства

Казахстанское законодательство не предусматривает специального регулирования в отношении банкротства групп компаний.

Следует отметить, что, если банкротство дочерней компании было вызвано действиями материнской компании, то материнская компания несет субсидиарную ответственность перед кредиторами дочерней компании (ст. 44 и 94 Гражданского кодекса (Общая часть).

 

9.Изменения в законодательство

 

9.1.Предложения о внесении изменений в законодательство о реабилитации и банкротстве юридических лиц

С 1 января 2017 года в Казахстане вводится обязательное медицинское страхование. Соответственные поправки будут внесены в Закон о банкротстве путем отнесения требований по выплатам по обязательному медицинскому страхованию к требованиям первой очереди в случае процедуры банкротства.

Кроме того, любые ссылки на выплаты в отношении оплаты труда/социальных/пенсионных отчислений в Законе о банкротстве должны быть дополнены ссылкой на выплаты по обязательному медицинскому страхованию (т.е. эти выплаты попадают под один режим при осуществлении всех процедур, предусмотренных Законом о банкротстве) (см. закон Республики Казахстан № 406-V от 16 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования»).

Мы не осведомлены о каких-либо других предполагаемых изменениях в законодательство Казахстана о реабилитации и банкротстве юридических лиц.

 

Авторы:

Шаймерден Чиканаев

Партнер, GRATA International, Алматы

Т.: +7 701 787 80 20

Е.: schikanayev@gratanet.com

 

Марина Кахиани

Партнер, GRATA International, Алматы

Т.: +7 707 725 12 69

E.: mkahiani@gratanet.com

 

 

 

 

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: