Важный шаг судебной реформы (Амангельды Хамзин, председатель Совета по взаимодействию с судами Павлодарского областного суда, судья в отставке)
Важный шаг судебной реформы
Амангельды Хамзин,
председатель Совета по взаимодействию
с судами Павлодарского областного суда,
судья в отставке
Президент РК Н. Назарбаев в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» заложил механизм реформирования судебной системы, повышения доверия граждан к суду. В качестве одного из параметров достижения поставленных задач определяется усиление подотчетности судей, разработка нового Этического кодекса, на основе которого граждане смогут обжаловать действия судей в специально созданном Судебном жюри при Верховном Суде страны.
Кодекс призван стать ориентиром общества для оценки профессиональной работы судьи, его поведения в быту и семье, установкой для всего судебного корпуса для соотнесения и формирования этических устоев профессии. Предполагается, что нормы кодекса станут правовой основой для обоснования жалоб граждан в специальный орган профессионального сообщества - Судебное жюри.
Проект нового Этического кодекса разработан Верховным Судом РК, он сохранил преемственность по отношению к действующему Кодексу и должен быть принят на внеочередном VII Съезде судей.
Следует отметить, что дискуссионным является название кодекса. Для обсуждения предложено два варианта: Этический кодекс принципов и правил поведения судей или Этический кодекс судей (принципы и правила поведения судей). Полагаю, что в данном аспекте следует опираться на действующую редакцию Конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в соответствии с которой судья обязан при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики; оценкой профессиональной деятельности судьи признаются оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при отправлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым Конституционным законом и Кодексом судейской этики и др. (ст. 28, 30-1). Таким образом, категория «Кодекс судейской этики» - принятая дефиниция законодательства о судебной системе, отражающая его современное состояние и практику применения. Полагаю, что детерминация законодательного процесса в данном аспекте, которая неизбежно стартует при выборе любого из двух предлагаемых названий Кодекса его разработчиками, неоправдана и затратна, изменение название кодекса не будет способствовать лучшему пониманию, усвоению или толкованию его норм. Цель реализации этического профессионального кодекса судей - укрепление судебной власти, формирование независимого, нравственно безупречного судейского корпуса. Кодекс априори состоит из профессиональных этических правил, применяемых непосредственно как к порядку осуществления правосудия, так и к личности судьи. По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но не правовыми актами, поскольку принимаются органами профессиональных сообществ, а не государственными законотворческими органами. Судейское сообщество, состоящее не только из действующих судей, но и судей в отставке, добровольно берет на себя определенные моральные обязательства, соответствующие статусу судебной власти, носителями которой они являются, фигуре судьи в том или ином обществе, государстве, при этом стремясь к выполнению лучших универсальных стандартов. Данные параметры включают в себя принципы и правила поведения, структурированные и упорядоченные в форме этического кодекса судей или кодекса судейской этики, второе название видится предпочтительней вследствие отражения в нем не только принципов поведения судьи, но и правил отправления правосудия.
Эволюция нравов и норм, применяемых в отношении поведения судьи, отразилась во многих изменениях и дополнениях, внесенных в новый кодекс. Например, внедрен обоснованный запрет для судьи как представителя судебной ветви власти на занятие религиозной деятельностью, демонстрацию своих религиозных убеждений и взглядов, он не должен заниматься пропагандой религиозных знаний, консультировать членов религиозных объединений по вопросам, которые могут быть предметом судебного спора. Расширены и значительно дополнены этические правила поведения судьи в семье и в быту, впервые введены нормы о том, что о факте совершения преступлений членами семьи, близкими родственниками судья должен незамедлительно сообщить председателю суда, в орган судейского сообщества.
Судейское сообщество предлагает закрепить правило о том, что кандидаты на судейские должности не должны участвовать в конкурсе в регионе, где работают судьями члены их семьи либо близкие родственники. Судья должен избегать обвинений в семейственности.
С точки зрения соблюдения этических норм найти черту, отделяющую служебную и внесудебную деятельность, весьма сложно. В основе этого условного разделения заложены требования нравственного характера, указывающие на недопустимость для судьи в угоду личным интересам или интересам других лиц причинять ущерб престижу своей профессии. В связи с чем большое значение придается поддержанию высокой репутации судьи.
Судья должен поддерживать здоровый образ жизни. Совершение аморальных поступков, злоупотребление спиртными напитками, увлечение азартными играми несовместимы со статусом служителя Фемиды. Судья должен избегать посещения публичных мест (ресторанов, ночных клубов, игорных заведений, баров и т.д.), если это может нанести урон его имиджу.
Наряду с безусловными достижениями проекта нового Этического кодекса, прогрессом в развитии, а также нормативном закреплении принципов и правил поведения судей, отправления правосудия, проект, на мой взгляд, нуждается в дополнении и более детальной регламентации аспектов осуществления судебной власти. Поскольку предмет регулирования проекта Кодекса составляют не только отношения, связанные с соблюдением судьями принципов и правил поведения в обществе и быту, но и прежде всего отношения, связанные с профессиональной деятельностью по отправлению правосудия, является востребованным приведение содержания проекта в соответствие с предметом регулирования. Отношения по соблюдению судьями принципов и правил поведения в профессиональной деятельности должны в себя включать, на мой взгляд, отношения судей и средств массовой информации, то есть нормы, определяющие правила поведения при отношениях с представителями СМИ, в особенности в сфере уголовного судопроизводства.
Является необходимым закрепление правил этического поведения судьи при проведении судебных процессов, осуществлении судейских полномочий, поведения судьи в ходе судебного разбирательства, способствующего поддержанию уверенности общества и участников процесса в объективности и беспристрастности судьи и органов судебной власти. Следует закрепить этические требования по обеспечению принципа равенства ко всем лицам, участвующим в деле, поддержке баланса между сторонами, обеспечивая каждой из них равные возможности, проявляя объективность и беспристрастность. Более глубокого подхода заслуживает нормативное определение этических обязанностей судей по добросовестному исполнению своих обязанностей, принятию всех мер для своевременного и квалифицированного рассмотрения дела, а также содействию примирению сторон, мирному урегулированию спора. Требуют особого внимания и обсуждения этические принципы осуществления судьями организационно-распорядительных полномочий, нуждаются в закреплении этические параметры их административной работы, с учетом принципа приоритета осуществления судебных функций по отношению к другим видам деятельности.
Принятие Кодекса находится в исключительной компетенции Съезда Союза судей. Проект Кодекса обстоятельно и взвешенно обсуждается, на сайте Верховного Суда любой желающий может принять участие в дискуссии, высказать свое мнение. Окончательный вариант Кодекса дорабатывается с учетом мнения государственных органов, неправительственных организаций, юристов и широкой общественности.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что, с одной стороны, рамочный характер норм проекта Кодекса, наличие оценочных категорий допускают большое усмотрение правоприменителя, вызывают необходимость четких и взвешенных рекомендаций в их толковании. Только такой подход обеспечит понимание судьями критериев возможного и должного поведения судьи. С другой стороны, любой документ об этических нормах, регулирующих поведение судей, и соответствующие стандарты поведения должны содержать общие этические принципы, поскольку невозможно предусмотреть все конкретные ситуации, с которыми столкнется судья при осуществлении профессиональной деятельности и, соответственно, все возможные варианты поведения судьи в данных ситуациях. Закрепленные в Кодексе этические требования и нормы не являются неким исчерпывающим сводом правил, согласно которому судьям разрешено все то, что не запрещено Кодексом. Являясь вполне обтекаемой правовой формой, Этический кодекс должен служить судье универсальным механизмом саморегулирования, позволяя ориентироваться в любой ситуации.