Санкционировать следственные действия (А. Махашев, ведущий специалист СМУС Карагандинской области)
Санкционировать следственные действия
Али Махашев,
ведущий специалист СМУС
Карагандинской области
Новый УПК вобрал в себя наиболее приемлемый для Казахстана опыт уголовного процессуального законодательства стран романо-германской системы права, позволил создать новые процессуальные гарантии соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в процессуальной деятельности органов уголовного преследования. В число таких гарантий вошел вновь образованный институт следственного судьи.
Еще в советские годы д.ю.н. В. Коган задавался вопросом: «Почему бы не быть следственному судье?», объясняя необходимость его введения в уголовное производство многочисленными фактами нарушений законности в процессе расследования преступлений. Он утверждал, что «введение следственного судьи позволит защите пользоваться возможностями прокурора, следователя и органов дознания для сбора и проверки информации не посредством обращения к другой стороне, как это было раньше, а посредством обращения к следственному судье, указания которого будут обязательными для сторон».
Институт следственного судьи получил развитие еще при Наполеоне Бонапарте с принятием в 1810 году Уголовного кодекса Франции, где такие судьи являлись следователями при суде, наделенными всеми полномочиями по самостоятельному ведению предварительного следствия. По аналогии с французской моделью должности судебных следователей в XIX веке появлялись и в ряде других западных стран, а также появились и в Российской империи, где судебный следователь сам расследовал преступления.
Впервые должность следственного судьи среди стран СНГ введена в Украине. Следственный судья осуществляет судебный контроль за соблюдением прав, свобод каждого лица, которое привлекается к следственным действиям в досудебных процедурах уголовного процесса.
В прибалтийских странах судебно-контрольные функции на досудебной стадии уголовного процесса осуществляют специализированные судьи, которым предоставлен широкий круг полномочий для реальной защиты конституционных прав и свобод граждан.
В Казахстане реформирование уголовно-процессуального законодательства, иных отраслей права предусмотрено Концепцией правовой политики РК на период с 2010 по 2020 годы.
Следственный судья - это судья суда первой инстанции, в котором рассматриваются с соблюдением правил подсудности уголовные дела.
Следственный судья обладает статусом судьи в соответствии с Конституцией и Конституционным законом о судебной системе и статусе судей РК. Следственный судья приобретает указанный статус на основании распоряжения председателя районного и приравненного к нему суда, к подведомственности которого отнесено рассмотрение уголовных дел. Указанный статус не является постоянным применительно к конкретному судье, а носит временный характер. В качестве следственного судьи может быть назначен и любой другой судья названного суда первой инстанции.
Следственный судья является носителем судебной власти, а принятые им процессуальные решения в пределах полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами, которых эти решения касаются.
Новым УПК, помимо введения института следственного судьи, предусмотрены и другие новеллы, к которым можно отнести:
- ликвидацию доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлениях;
- учреждение института сообщения лицу о подозрении;
- отказ от института возвращения судом дел на дополнительное расследование;
- введение института соглашений;
- введение понятия «разумный срок»;
- введение института «депонирования показаний».
Полномочия следственного судьи можно подразделить на несколько категорий:
- санкционирование следственных действий, при совершении которых могут нарушаться конституционные права и свободы участников уголовного процесса;
- рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;
- обеспечение исследования в досудебном производстве доказательств, представляемых стороной защиты;
- совершения иных процессуальных действий, необходимость совершения которых предусмотрена Кодексом.