Усилить правозащитный механизм (А. Балмуханов, председатель Хромтауского районного суда Актюбинской области)
Усилить правозащитный механизм
А. Балмуханов,
председатель Хромтауского
районного суда
Актюбинской области
Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года пересмотрено с целью создания оптимальной модели судопроизводства. Концепцией предусмотрено введение новых институтов, направленных на дальнейшее последовательное развитие основополагающих принципов защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.
В целях практического исполнения Плана нации, инициированного Главой государства, проводится работа по реформированию уголовного процесса и совершенствованию иных аспектов правоохранительной деятельности.
Применение с 1 января 2015 года новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов подтвердило правильность начатых реформ. Реформа нацелена на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.
На основе норм международного права создаются новые институты, заимствуются оправдавшие себя институты зарубежных стран, оптимизируются уже имеющиеся организационные структуры. Предварительно рабочей группой был изучен опыт ФРГ, Эстонии, Великобритании и Грузии.
По вопросам модернизации уголовного процесса и иных аспектов правоохранительной деятельности реформирование проведено по следующим направлениям.
Основываясь на опыте европейских стран, срок задержания лица за совершение преступления без санкции суда сокращен с 72 до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних до 24 часов. Срок задержания лица без санкции суда может составить 72 часа. К таким случаям, в частности, отнесены задержание лица по подозрению в совершении особо тяжкого преступления, террористического или экстремистского преступления, в составе преступной группы, в ходе массовых беспорядков, задержании по подозрению в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленного преступления, повлекшего смерть человека, невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.
В ст. 42-1 УПК «Формат уголовного судопроизводства» предусмотрено введение уголовного судопроизводства в электронном формате. Электронное уголовное дело - это информационная система, предназначенная для хранения цифровой информации - материалов уголовного дела, полностью заменяющая собой бумажный вариант, с высоким уровнем безопасности.
Новый Уголовно-процессуальный кодекс РК, помимо иных новшеств, ввел в уголовный процесс институт следственного судьи, осуществляющий оперативный судебный контроль в ходе досудебного производства. Нововведение было поддержано и воспринято юридической общественностью и обществом в целом с одобрением. Европейской конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод, Международным пактом о защите гражданских и политических прав закрепляются постулаты о том, что государство может вмешиваться в частную жизнь человека только на основании законной процедуры, чем является судебный контроль. По рекомендации международных институций и в соответствии с общепринятыми стандартами ряд стран постсоветского пространства еще 10-15 лет назад выразил принципиальную позицию по вопросу расширения судебно-контрольных полномочий на стадии досудебного производства по уголовным делам.
Судебный контроль, прежде всего в форме санкционирования процессуальных действий, включая негласные следственные действия. От прокуратуры переданы судам санкционирование проведения негласных следственных действий, продление сроков проведения негласных следственных действий, уведомление лица о проведенных в отношении него негласных следственных действий, данные поправки вступили в законную силу с 1 марта 2018 года. В том числе от прокуратуры суду переданы функции по санкционированию применения залога, принудительного освидетельствования, получения образцов.
Необходимо отметить, что предусмотрено право лица, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Это можно сделать в течение 15 дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действиях. При принятии законодателем поправок, напрямую в суд может обратиться орган, ведущий уголовное расследование, с ходатайством о санкционировании эксгумации и запрета на приближение. Срок рассмотрения судами таких ходатайств сокращен с трех суток до 24 часов.
Особое внимание уделено повышению уровня защиты прав граждан. Исключается практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события. Доказывание сможет производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК. В случае выявления нового факта он должен быть зарегистрирован в Едином реестре досудебных расследований как новое правонарушение и только после этого он может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее. Это позволит искоренить случаи дополнительного сбора улик по любым другим, относящимся к данному лицу действиям, при отсутствии доказательств по расследуемому событию.
Что касается повышения состязательности процесса. Адвокаты будут наделены полномочиями по обращению к следственному судье с ходатайством, помимо назначения экспертизы и по производству иных следственных действий (кроме негласных следственных действий). Предусмотрено сокращение до двух суток сроков предоставления защитнику государственными органами и общественными объединениями справок, характеристик и иных документов при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей подзащитного. Определен механизм приобщения опроса, проведенного адвокатом к материалам дела, и приобретения им статуса доказательства после исследования органом, ведущим уголовный процесс.
По окончании ознакомления подозреваемого и защитника с материалами уголовного дела они могут представить дополнительные доказательства и иную информацию, которые в обязательном порядке приобщаются к уголовному делу. Непредставление в полном объеме имеющихся на тот момент доказательств и иных материалов влечет признание их недопустимыми в качестве доказательств в суде.
Есть что перенять у европейских и других стран и в плане обеспечения полноты состязательности. У них сторона защиты в правах, за исключением отдельных ограничений, практически приравнена к стороне обвинения.
Упрощается производство по уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства с 1 января 2018 года.
Необходимо отметить, что принимаемые меры по дальнейшему реформированию уголовного процесса и совершенствованию правосудия позволят повысить прозрачность и усилить правозащитный механизм в уголовном судопроизводстве. За счет этого в Казахстане будет сформирована своя уникальная казахстанская модель уголовного процесса, основанная на высоких правозащитных стандартах.