Устранить жалобы и повысить доверие (Бахтияр Тохтахунов)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 11.06.2019 02:55 Фото: zakon.kz

Устранить жалобы и повысить доверие

 

Бахтияр Тохтахунов

 

Проблема повышения доверия общества к судам остается очень значимой и актуальной в нашей стране, поскольку порождает множество конфликтных ситуаций между гражданами и судейским сообществом. При этом компетентность, независимость и беспристрастность судебных органов имеет большое значение в вопросах зашиты прав человека, а их осуществление целиком зависит от надлежащего отправления правосудия.

В Наурызбайском районном суде г. Алматы состоялся «круглый стол» на тему: «Выявление причин обращений жалоб физических и юридических лиц на действия (бездействие) судей и работников судов и выработка мер их устранения», в котором выступили председатели районных судов города, юристы, адвокаты, а также судьи в отставке.

В дискуссионной площадке приняли участие председатель коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда Бахытжан Караманов, судья Алматинского городского суда, руководитель проекта Светлана Яковлева, председатель районного суда № 2 Алмалинского района Серик Толегенов, председатель Алмалинского районного суда Куаныш Арипов, председатель Турксибского районного суда Жомарт Мұхамбетжан, а также судья Верховного Суда РК в отставке, д.ю.н., профессор Жумагельды Елюбаев, адвокаты Алматинской городской коллегии адвокатов Сергей Ватаев и Саулет Рахимжанова.

В своем вступительном слове председатель коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда Бахытжан Караманов отметил, что актуальность настоящего исследования, прежде всего, определяется значением, которое государство придает формированию судейского корпуса из числа лиц, способных отправлять правосудие на высоком уровне.

- Создание данной дискуссионной площадки было инициировано председателем Алматинского горсуда Н. Абдикановым, и мы надеемся, что в будущем она станет общественной площадкой, где будут проводиться дискуссии между юристами и другими различными сообществами. Мы решили проанализировать нашу работу в контексте поступающих жалоб физических и юридических лиц, которые в последнее время стали адресоваться судьям, работникам судов. Для этого были приглашены председатели районных судов г. Алматы, представители авторитетных юридических сообществ, адвокаты, - сказал Б. Караманов.

Судья Алматинского городского суда, а также руководитель проекта Светлана Яковлева, выступая с докладом на тему: «Путь доверия общества к судебной системе», рассказала о достижениях рабочего проекта по выявлению причин обращений жалоб физических и юридических лиц на действия (бездействие) судей, работников судов и выработке мер по их устранению.

- Доверие общества к судебной системе, а также к авторитету судебной власти в вопросах морали, компетентности, независимости и беспристрастности судебных органов - это ключевой фактор данного проекта. Суды в первую очередь должны формировать в обществе четкие и адекватные представления о судебной объективности и беспристрастности. Это будет способствовать безусловному и надежному обеспечению верховенства закона, - отметила С. Яковлева.

По ее словам, права физических и юридических лиц защищать свои права предусмотрены в Конституции РК, в том числе и право подачи жалоб на действия судей, работников судов при отправлении правосудия и его обеспечения.

- Несомненно, что обращения граждан - это эффективный путь информирования об имеющихся в работе судов недостатках, устранения причин, порождающих жалобы физических и юридических лиц. То есть когда гражданин или юридическое лицо жалуются, они дают нам шанс продолжить отношения с ними и повод усовершенствовать работу. Если претензия урегулирована и обратившийся удовлетворен, то его доверие к судам повышается. Самое главное в этом процессе - увидеть причины, которые привели к данным жалобам, и попытаться устранить не только следствие этого нарушения при отправлении правосудия, но и его причины. С одной стороны

- это неспособность отправлять правосудие на высоком уровне со стороны судебного корпуса, с другой

- злоупотребление процессуальными правами участниками судопроизводства, осуществление защиты прав и законных интересов методами и средствами, запрещенными в законодательстве, некорректным поведением по отношению к суду, проявление недостаточной квалификации профессиональными представителями, - сказала С. Яковлева.

Судья также рассказала и о шагах по реализации данного проекта. Так, для физических и юридических лиц были созданы порталы для их обращений и жалоб, через которые они доводили информацию обо всех нарушениях при отправлении правосудия и его обеспечении. Например, во исполнение поставленных задач в Алматинском городском суде была создана постоянно действующая группа по рассмотрению обращений граждан на действия судей, состоящих из судей Алматинского горсуда. Работа этой группы осуществляется в следующем порядке: в случае если доводы находят подтверждение о выявленных правонарушениях, составляются справки, которые направляются председателю Алматинского городского суда для рассмотрения и обсуждения. По иным обращениям, по которым не установлены факты нарушения, в адрес заявителя направляется письменное разъяснение. С начала года группой рассмотрено 500 жалоб. С целью оперативного реагирования на жалобы сторон при разрешении судебных дел председателями судов г. Алматы ведется личный прием граждан.

Председатель районного суда № 2 Алмалинского района Серик Толегенов рассказал об имеющихся в работе судов недостатках, устранении причин, порождающих жалобы физических и юридических лиц. Он отметил, что важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования судебной системы является наличие гражданского общества. Одним из видов коммуникации общества с судом являются жалобы физических и юридических лиц на действия судей. Многие обращения граждан поступают в районные суды. Так, например, в 2017 году было 28 обращений, при этом жалобы не нашли своего подтверждения, о чем было составлено письменное разъяснение заявителям. В 2018 году было уже 137 обращений за счет внедрения IT-правосудия. В текущем году числится уже 46 обращений, но они не подтверждены.

- Ко мне практически ежедневно заходят на прием граждане, которых я принимаю с 9 ч. до 18.30. Мы сразу стараемся разобраться с обращениями по мере возможности. Когда разъяснишь все правильно, тогда жалоб не бывает. Но есть категория людей, которые не успокаиваются и все равно продолжают доказывать свое. На мой взгляд, цель обращений граждан и юридических лиц очевидна: всеми возможными способами добиться изменения решений, вынесенных судебными инстанциями по конкретному делу. Налицо непонимание либо попытки воздействовать на суды. Мы эти ситуации чувствуем особенно, когда могут заявляться по нескольку раз отводы, ходатайства, просят истребовать исполнительное производство, но судья ведь тоже понимает, что если истребуется производство, то, соответственно, приостанавливается и само производство. Думаю, что нужно установить обратную связь между лицами, участвующими в орбите гражданского судопроизводства, и судебной властью, - сказал С. Толегенов.

Председатель Алмалинского районного суда Куаныш Арипов выступил с докладом на тему: «Поведение участников процесса в суде - злоупотребление ими правами и свободами в суде»:

- Согласно главам 9 и 10 УПК РК к участникам процесса относятся подсудимый, адвокат, гособвинитель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец и ответчик. Все участники главного судебного разбирательства, а равно присутствующие в зале судебного заседания должны подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка судебного заседания. Однако не во всех случаях участники разбирательств придерживаются порядка и подчиняются распоряжениям судей. Я думаю, это связано с эмоциями и переживаниями. В таких ситуациях со стороны суда принимаются действенные меры. Судья в интересах правосудия и равенства сторон руководит разбирательством и создает условия участникам для реализации своих прав и свобод, - подчеркнул К. Арипов.

По его мнению, адвокаты часто злоупотребляют своими правами, принося необоснованные и беспочвенные жалобы на действия председательствующего судьи по делу.

- Я думаю, адвокаты, защитники через подсудимого или родственников, чтобы оказать давление на председательствующего, организовывают составление подобных жалоб. Это неприятно и влечет проверку со стороны городского и Верховного судов, приходится писать объяснительные, поднимать все аудио- и видеоматериалы, чтобы доказать, что председательствующий по делу не нарушал никаких требований и норм УПК и вел судебное заседание в соответствии с регламентом. Все это мешает нормальной деятельности судьи, он отвлекается, пишет объяснительные. Нередко участники процесса прибегают к давлению на суд посредством СМИ и интернет-ресурсов. Участники процесса такими действиями до вынесения решения по делу пытаются создать в правосознании общества определенное мнение по делу. Это мнение не всегда правильно. Все это негативно сказывается на авторитете судебной власти и может привести к необратимым последствиям - взрыву в обществе. Аудитория СМИ и интернет-ресурсов - это не всегда грамотные и образованные люди, поскольку большинство из них «диванные эксперты». Их ошибочное мнение порождает множество протестных настроений и необоснованное недоверие к судейскому сообществу, - сказал К. Арипов.

Председатель Турксибского районного суда Жомарт Мұхамбетжан выступил с докладом на тему: «Укрепление взаимодействия с обществом», отметив, что сегодняшние реалии требуют больших перемен в судебной системе. Верховным Судом РК проведены необходимые мероприятия по освещению деятельности судебной системы республики и формированию доверительного отношения сообщества к судам.

- Суд - это не просто сфера нашей с вами профессиональной деятельности, это, прежде всего, государственный институт, работа которого непосредственно касается граждан. Определяя работу с обращениями жалоб и обращений физических и юридических лиц на действия (бездействие) судей и работников судов в числе важнейших направлений, хотел бы представить вам пути решения некоторых проблем путем внесения изменений в законодательство РК. Они состоят из трех основных направлений и нескольких подкатегорий. Зачастую качественное отправление правосудия и доверительное отношение к суду зависит от внешних факторов. Мы сами хорошо осознаем наши недостатки. Не секрет, что со стороны общества, а особенно со стороны СМИ, часто слышатся упреки и нарекания, что при рассмотрении, например, уголовных дел, судьи бездействуют или ведут дело с обвинительным уклоном, хотя суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения, а также не может выйти за пределы обвинений. В связи с этим необходимо развить механизмы, которые способствовали бы соблюдению одного из основных принципов уголовного судопроизводства - это осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты. Хочу отметить, что по данному направлению Верховным Судом РК уже ведется определенная работа, - сказал Ж. Мұхамбетжан.

По его словам, необходимо пересмотреть сроки изготовления судебных актов по гражданским делам.

- От того что в отношении судей иногда принимаются меры дисциплинарного характера, учитывая сложную ситуацию и нагрузку, считаю, что основная проблема не решается и ее необходимо решить на уровне законодательства. Анализ поступающих жалоб и обращений со стороны физических и юридических лиц показал, что их львиная доля приходится на несвоевременное изготовление судебных актов. В связи с этим я предлагаю ч. 4 ст. 223 ГПК РК изложить в следующей редакции: решение по делам упрощенного и особенного производства в окончательной форме должны быть изготовлены в срок не позднее трех рабочих дней после оглашения резолютивной части решения, а по делам особого искового производства в зависимости от сложности дела - до 10 рабочих дней, - сказал Ж. Мұхамбетжан.

Председатель Турксибского районного суда также отметил, что в целях укрепления взаимодействия судов с обществом, обеспечения населения качественными юридическими услугами и предоставления возможности урегулирования деятельности представителей граждан и юридических лиц с июля 2019 года представитель по поручению судьи должен предоставить документ, подтверждающий его членство в специальных организациях, предоставляющих юридические услуги, т.е. палатах.

- Мы надеемся, что в ближайшем будущем юридические палаты выступят гарантами по предоставлению населению более квалифицированной юридической помощи, чем та, которая имеется в настоящее время. Поскольку представители в судах, не в полной мере чувствуя свою ответственность, злоупотребляют не только своими правами, но и доверием юридически неграмотных граждан, внушая им, что во всем виноват суд. Порой с неправильной подачи журналистами той или иной информации в обществе может сформироваться иное мнение по некоторым делам. Надеюсь, что освещение подобных ситуаций журналистами происходит без злого умысла. В связи с чем грамотное освещение резонансных дел СМИ просто необходимо. Цензурные методы - это пережиток прошлого, поэтому я предлагаю иметь журналистов в штате судов при освещении судебных дел, а также обучить журналистов базам и основам юриспруденции. В настоящее время в судах имеется много технических средств н способов донести свои жалобы на действие (бездействие) судов и работников судов. Нам важно формировать позитивный имидж судов, укрепить взаимодействие с обществом, тем самым способствуя развитию судебной системы, потому что именно судебная система является самым надежным и эффективным механизмом защиты прав и свобод человека, - заключил Ж. Мұхамбетжан.

Судья Верховного Суда РК в отставке Жумагельды Елюбаев рассказал присутствующим о том, что каждый представитель государственных структур вне зависимости от своего статуса и положения должен всегда руководствоваться буквой закона и всегда критически относиться к самому себе.

- Есть такое выражение: «театр начинается с вешалки». Все сидящие в этом зале юристы вне зависимости от того, судья он, прокурор или практикующий юрист, мы все служим закону, справедливости и гуманизму. Если мы все будем помнить об этом вне зависимости от наших костюмов и мундиров, то все будет хорошо. Наше общество сегодня намного активнее по сравнению с советским прошлым. Есть объективные жалобы, а есть и необъективные. Мы должны всегда критически относиться к себе. У нас должно быть достаточно высокое академическое образование, для того чтобы мы занимались правоприменением. У нас должны быть четкие этические правила, мы должны быть честными людьми, твердыми и независимыми в своих убеждениях. Конечно, нужна еще и практика. Я к судейскому корпусу отношусь положительно, потому что знаю изнутри все проблемы судов, знаю, насколько это тяжелый и ответственный труд с учетом внешних факторов влияния. Те люди, которые плохо работают: адвокат, нарушающий этические нормы, юрист, который идет на поводу у своих клиентов и представляет фальшивые, лживые документы, даже судья, который чувствует, что не тянет по академическим показателям, прокурор либо же чиновник - должны написать заявление и уйти. Вот тогда наши ряды очистятся сами по себе, - отметил Ж. Елюбаев.

Адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Сергей Ватаев, выступая с докладом на тему: «Механизм взаимодействия между профессиональными организациями и судейским корпусом», отметил, что причина жалоб и конфликтного взаимодействия юридических лиц и судов заключается в сложившемся менталитете судейского сообщества, очень строгих этических обязанностях, которые возлагаются законом на судей.

- Судья общается с общественностью через судебные процессы и донести свои мысли просто-напросто не может. Запрет на непроцессуальные контакты осложняет наше взаимодействие. Я замечал, что судьи достаточно скромно ведут себя на конференциях, потому что опасаются, что их могут обвинить в предвзятости. Высказав свою мысль, судья рискует оказаться объектом критики. Нужно отметить, что антагонистический настрой по отношению к государственным институтам, в частности, к судебной власти очень распространен. Граждане часто воспринимают государство как враждебный механизм, и судебную систему, к сожалению, такое отношение тоже не минует, - сказал С. Ватаев.

По его словам, нынешние реформы, которые проводятся в данном направлении Верховным Судом, являются мостами, по которым в дальнейшем будет налаживаться коммуникация между гражданами, юридическими лицами и судейским сообществом. При этом очень важно, чтобы этот мост был с двусторонним движением и происходил взаимный обмен информацией.

Адвокат Алматинской коллегии адвокатов, член комиссии по адвокатской этике Саулет Рахимжанова отметила, что задачей судейского корпуса является отправление правосудия, а задачей адвокатов - защита прав и интересов физических и юридических лиц.

- Даже если мы создадим совершенный суд и в стране будут совершенные лицензированные адвокаты, количество жалоб не уменьшится, поскольку они исходят не от профессионального сообщества, а от граждан, которые сегодня имеют доступ к информации. Если мы говорим об ограничении количества жалоб со стороны граждан, то нужно усовершенствовать и другие моменты. «Судебный кабинет» - замечательная вещь, но достаточно часто подвисает. Бывает такое, когда обращаешься посредством поисковых сайтов, материал то появляется, то исчезает, видимо, это проблема разработчиков. Если у граждан и юридических лиц имеются претензии по поводу неуважения к суду, я считаю, что данные таких претензий должны сообщаться, поскольку мы должны об этом знать и обобщать их, - сказала С. Рахимжанова.

В завершение мероприятия представители судебного корпуса, юристы и адвокаты обсудили вопросы повышения доверия общества к судам, а также и авторитета судебной системы в вопросах морали, компетентности, независимости и беспристрастности. Обозначили приоритетные задачи, включающие выявление и устранение причин, порождающих жалобы физических и юридических лиц, формирования позитивного имиджа судов, укрепления взаимодействия с обществом и создания надежных и эффективных методов и форм по приему обращений, жалоб и принципов работы с ними.

 

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: