Конституция – основа для трансформации государства и общества (К.Мами, председатель Конституционного совета РК)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 28.08.2019 20:42 Фото: zakon.kz

КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВА ДЛЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

 

Кайрат Мами, председатель Конституционного совета Республики Казахстан

 

 

Инициированная Первым Президентом Республики - Елбасы Нурсултаном Назарбаевым и принятая народом Казахстана на республиканском референдуме Конституция заложила правовую основу для всестороннего и последовательного утверждения Республики Казахстан в качестве демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

 

За почти четверть века в соответствии с долгосрочными программными документами проделана огромная работа по раскрытию потенциала Конституции во всех сферах жизнедеятельности, которые реформированы и развиваются с учетом современных трендов. Изменились государство, общество, каждый из нас.

В новейшей истории эволюции казахстанской государственности можно выделить несколько этапов, обозначенных с принятием стратегических решений, давших мощный толчок дальнейшему движению по восходящей. В их числе перенос столицы, конституционные реформы, провозглашение стратегий «Казахстан-2030», «Казахстан-2050», выдвижение Плана нации «100 конкретных шагов» и другие.

Очередной этап начался в нынешнем году. В первом полугодии в Казахстане произошли знаковые события. В стране имел место плавный процесс передачи верховной власти, состоялись внеочередные президентские выборы.

В настоящее время в республике проводится большая работа по выработке предложений по дальнейшей демократизации общества, совершенствованию правоохранительной системы и принципов государственного управления.

В повестке дня предусмотрены меры по укреплению инструментов обеспечения общественной безопасности, повышению эффективности системы социального обеспечения, модернизации сфер здравоохранения, образования, трудоустройства, развитию предпринимательства, поддержке регионов и села. Отдельно выделены вопросы подотчетности и подконтрольности государственных институтов, трансформации политической системы. Особое внимание уделяется правовой политике, верховенству права, обеспечению справедливого правосудия и искоренению коррупции. При этом, как неоднократно напоминал Президент республики, будет сохранена преемственность курса Елбасы и ранее проведенных реформ.

Мы наблюдаем тенденцию укрепления связей общества и государства. Подтверждением тому является создание нового консультативно-совещательного органа - Национального совета общественного доверия при Главе государства. Основной его целью является выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества. Дан новый импульс деятельности общественных советов, структур по связям с населением, более широко используются цифровые технологии. Государственные органы становятся более открытыми, оперативно реагируя на запросы граждан.

Следует отметить, что все эти вопросы и процессы имеют ярко выраженный конституционно-правовой характер и тесно связаны с реализацией созидательного потенциала Основного закона, который определяет векторы эволюции политико-правовой, экономической и культурно-гуманитарной сфер. Соответственно, принимаемые сегодня меры по их модернизации следует воспринимать как исполнение конституционных требований.

Так, повышение жизненного уровня населения вытекает из положений пункта 1 статьи 1 Конституции, согласно которым республика утверждает себя социальным государством. Как разъяснял Конституционный совет, данная норма означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство создавать условия для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности адекватно возможностям государства.

Данный процесс непрерывен, и по мере роста экономики страны должны увеличиваться и объемы государственной поддержки населения, особенно его социально уязвимых слоев.

В качестве важного направления работы обозначена полноценная реализация положений Конституции о равенстве прав всех граждан вне зависимости от национальности, вероисповедания, имущественного положения.

В ряде своих нормативных постановлений Конституционный совет отмечал, что пункт 1 статьи 14 Основного закона о равенстве всех перед законом и судом предполагает равенство прав и обязанностей личности, равную защиту государством этих прав, единство требований и правовой ответственности для субъектов соответствующих правоотношений, осуществляющих однородные виды деятельности. Субъекты преступления должны нести одинаковую уголовную ответственность за одни и те же деяния, с учетом как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств.

Однако путь от конструирования юридической модели принципа равенства до ее реального воплощения в жизни непростой. Недостатки в этом вопросе отрицательно сказываются на уровне общественного доверия к власти, подрывают гражданскую активность и нарушают общепринятые ценности морали и справедливости.

В связи с этим в первую очередь необходимо обеспечить всем равенство стартовых возможностей в реализации своих прав и свобод.

В деятельности госорганов, в частности судов и правоохранительных органов, надо достичь единообразного понимания и применения законов. Здесь должны быть жесткие правовые рамки, не оставляющие возможностей для чрезмерного субъективизма.

В основе совершенствования многопартийной системы, которая определена как важная задача, также лежат конституционные положения.

В активе Конституционного совета имеются решения, касающиеся правового статуса и деятельности политических партий, которые представляют интерес с точки зрения обсуждения мнений, высказываемых в средствах массовой информации.

Как разъяснял совет, право граждан республики на свободу объединения в политические партии вытекает из пункта 1 статьи 5 общих положений Конституции о том, что в Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Данное коллективное право осуществляется ими совместно и по личному выбору каждого из них. Установление в отношении политических партий количественных критериев по численности их членов относится к компетенции Парламента и находится в сфере его законодательного усмотрения.

Жизнеспособная партийная система является одним из условий развития парламентаризма. Качественное изменение роли политических партий напрямую влияет на формирование дееспособных представительных органов, которые, получив поддержку электората, участвуют в управлении государством.

Нам следует хорошо подумать о допускаемых рамках реализации новых форм проявления гражданской активности и безопасности используемых для этого инструментов. Граждане, особенно молодое поколение, активно используют социальные сети для выражения своих позиций. Такой канал связи стал частью обыденной жизни и имеет много позитивных преимуществ. Однако нередко люди с неблагородными помыслами в онлайн-режиме пытаются манипулировать общественным мнением, призывая граждан к совершению незаконных действий. Имеются проблемы и с обеспечением защиты конституционного права человека на неприкосновенность частной жизни. Недавно Федеральная торговая комиссия США оштрафовала Facebook на 5 млрд долларов за утечку персональных данных миллионов пользователей.

Стали чаще проводиться митинги и собрания. Возможность проведения таких публичных мероприятий предусмотрена в Конституции (статья 32). Согласно ее нормам граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Вместе с тем в ней также установлено, что пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.

Глава государства заявил, что законодательство о митингах будет обновлено. По его мнению, люди, которые хотят выйти на демонстрацию, высказать свое мнение, будут обращаться в соответствующие инстанции, им будет отведено специальное место, где они могли бы собраться и высказать свою позицию.

В этом плане заслуживает внимания прогрессивный зарубежный опыт. В июне текущего года на 119-й пленарной сессии Венецианской комиссией совместно с БДИПЧ⁄ОБСЕ утверждены Руководящие принципы по свободе мирных собраний. В этом документе подчеркивается, что право на свободу мирных собраний является одной из основ демократического, толерантного и плюралистического общества, в котором граждане и группы с разными взглядами и позициями могут мирно взаимодействовать между собой. Оно тесно связано с другими правами, в частности, свободой выражения мнения, свободой объединения и правом участвовать в управлении делами государства и избирательными правами.

Международные стандарты также допускают возможность ограничения права на проведение собраний и митингов. Такие ограничения должны быть предусмотрены в законах и преследовать одну или несколько легитимных целей, в числе которых национальная безопасность, общественный порядок, права и свободы других граждан.

Пользование своим конституционным правом на проведение митингов не снимает с граждан ответственности за добросовестное использование данной возможности, не допуская каких-либо злоупотреблений. Основную ответственность за правопорядок и безопасность должны принимать на себя уполномоченные государственные органы, которые должны создавать условия для обеспечения мирного и безопасного характера публичного мероприятия.

Отдельный важный блок предвыборной программы составляют вопросы правовой политики. В их числе модернизация судебной системы, усиление общественного контроля над деятельностью полицейской службы, объединение усилий государства и граждан по борьбе с коррупцией, обеспечение равенства сторон обвинения и защиты в судебном процессе и другие.

Эти вопросы постоянно находятся в повестке дня, и не только у нас. Правоохранительная система в любой стране перманентно совершенствуется. Все эти годы предпринимаемые усилия служили одной лишь цели - гарантировать надлежащую реализацию и защиту конституционных прав человека.

Думаю, что разрабатываемые сейчас предложения еще выше поднимут уровень таких гарантий.

В утверждении идей верховенства права важную роль играет Конституционный совет. Без него в современных условиях немыслимо поддержание конституционной законности, а значит, и законности в целом.

В текущем году в своем очередном послании Конституционный совет внес конкретные предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения. Это четкое разграничение сфер законодательного и подзаконного правового регулирования. Важнейшие общественные отношения, связанные с правами и свободами граждан, их ограничениями, применением мер государственного принуждения, как того требует пункт 3 статьи 61 Основного закона, должны регламентироваться законами.

В свою очередь законы должны соответствовать конституционным требованиям, быть справедливыми, учитывать запросы общества, международные стандарты, а предусматриваемые в них ограничения - отвечать принципам необходимости, соразмерности и пропорциональности.

Следует повысить уровень конституционализации законодательного массива. Как говорят, «Конституция живет в законах», и наполнение многих ее положений зависит от активности и творческой позиции законодателя. Сейчас актуальным представляется повышение гарантий конституционных прав потерпевших в уголовном процессе. В целях защиты институтов материнства и детства необходимо принятие дополнительных законодательных мер. В целом следует уделить серьезное внимание модернизации единой системы государственного покровительства института брака и семьи, материнства, отцовства и детства, создание которой вытекает из пункта 1 статьи 27 Конституции. Целесообразно повысить эффективность государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Решение этих и других задач тесно связано с уровнем конституционного правопонимания. Конституцию нельзя воспринимать узко, как абстрактный юридический документ. Действенная Конституция - это еще и законы, и вся правоприменительная практика.

Сегодня в международном масштабе общепризнанным является тезис о конституции как развивающейся правовой материи, который лежит в основе концепции так называемой «живой конституции». Ее дальнейшее совершенствование может осуществляться не только путем внесения в нее поправок, но также и на основе решений органов конституционного контроля. Последние уполномочены извлекать заложенный в конституционной норме глубокий правовой смысл, адаптировать ее текст применительно к конкретным социально-правовым реалиям. Как признают многие юристы, социальный контекст действия права исторически изменчив. Предложения, которые казались не совсем жизнеспособными несколько лет назад, в новых условиях вполне могут претендовать на жизнь.

В связи с этим Конституционный совет готов внести свой вклад в реализацию выдвинутых инициатив, используя предоставленные ему полномочия. Нам нужны более гибкие подходы при рассмотрении конституционности законов.

Органы конституционного контроля ряда государств в своей практике признают законодательные нормы неконституционными частично. Используя в формулировках своих решений словосочетание «в той мере, в какой она ограничивает (не предоставляет)…», они указывают на частичную неконституционность правового акта, который необходимо совершенствовать. Для принятия законодательных мер нередко устанавливаются разумные сроки, по истечении которых, если эти меры не реализованы, нормы права перестают действовать.

В других случаях органы конституционного контроля вовсе ограничиваются лишь выявлением конституционно-правового смысла закона, исключая возможность его неоднозначного истолкования и применения на практике.

Все эти подходы первоначально сложились в практике органов конституционной юстиции, а затем нашли свое законодательное закрепление. В некоторых странах они признаются составной частью методологии осуществления конституционного контроля, не требующей прямого упоминания в законе.

В конечном итоге все наши усилия должны быть направлены на обеспечение высшей юридической силы и прямого действия Основного закона. Перед нами стоит генеральная задача - полноценно жить по Конституции. Необходимо, чтобы государственные органы и граждане нашей страны обращались к ней как к эффективно работающему правовому документу. Для этого надо развивать конституционное мировоззрение. С этой целью Конституционный совет в рамках общенациональной программы «Рухани жаңғыру» целенаправленно и системно проводит работу по формированию конституционного правосознания и воспитанию культа всеобщего законопослушания, особенно среди подрастающего поколения. Впервые нами инициирован проект «Неделя Конституции», который стартовал с 26 августа. Он предусматривает проведение по всей стране конференций, «круглых столов», бесплатных юридических консультаций, онлайн-обсуждений, разъяснений среди предпринимателей, прямых эфиров и других мероприятий по конституционно-правовым вопросам. Новый учебный год во всех образовательных учреждениях республики планируется начать с уроков Конституции. В качестве партнеров выступают министерства образования и науки, юстиции, Национальная палата предпринимателей «Атамекен», республиканские нотариальная палата, коллегия адвокатов, частных судебных исполнителей и другие организации.

Следующий год ознаменован 25-летним юбилеем Основного закона. Государственные органы и общественные объединения должны подготовиться к этому историческому событию, проанализировать достигнутые благодаря Основному закону успехи, а также вызовы и риски, требующие повышенного внимания государства, общества и каждого казахстанца-патриота.

В канун Дня Конституции Республики Казахстан поздравляю казахстанцев с этим государственным праздником! Желаю всем крепкого здоровья, счастья и процветания!

 

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: