Потенциал цифровизации (Линара Сактаганова)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 25.10.2019 19:36 Фото: zakon.kz

Потенциал цифровизации

 

Линара Сактаганова

 

В рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан» на протяжении двух лет генеральной прокуратурой реализуется пять инновационных проектов, которые позволяют правоохранительным органам оперативно контролировать состояние преступности и своевременно реагировать на возможные правонарушения.

О нововведениях надзорного органа в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК проинформировал зам. Председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК Баглан Бекбауов.

По информации спикера, одной из главных задач Генеральной прокуратуры РК является переход на электронный формат всего процесса уголовного судопроизводства, начиная с момента регистрации правонарушения, вынесения судом решения, завершая исполнением наказания.

В рамках проекта «Электронное уголовное дело» в электронный формат переведен весь процесс уголовного судопроизводства с момента регистрации правонарушения до вынесения судом решения, а в дальнейшем и исполнения наказания.

Так, уже с января 2018 года правоохранительные органы приступили к электронному формату расследования дел на базе системы ЕРДР.

С этой целью внесены соответствующие изменения в уголовно-процессуальное законодательство, а между правоохранительными органами подписан совместный приказ, где определены этапы цифровизации.

- В 2018 году начато расследование дел по проступкам и преступлениям небольшой тяжести, с текущего года - по преступлениям средней тяжести. До конца 2021 года планируется автоматизированное расследование по всем категориям преступлений, - сообщил Баглан Бекбауов.

По его словам, положительный эффект внедряемого проекта оценен всеми правоохранительными органами и набирает обороты. Если в первом квартале 2018 года расследовалось всего 0,9 процента дел, то к концу года показатель достиг 4,6 процента.

С начала этого года расследование уголовных дел в электронном формате составило 18,2 процента, то есть 35 тыс. из 191 809 правонарушений, из которых в суд уже направлено свыше 7,5 тыс. дел.

Внедрение проекта, как подчеркнул спикер, не только облегчило работу органов досудебного расследования, но и предоставило ряд дополнительных возможностей для участников уголовного процесса. Прежде всего, работа системы обеспечивает прозрачность судопроизводства, снижает риски фальсификации материалов и сокращает сроки расследования. К тому же для адвокатов и участников процесса запущен информационный портал «Публичный сектор», с помощью которого в режиме онлайн можно получить копии процессуальных документов, подавать заявления, ходатайства и получать на них ответы.

В процессе расследования начальник следственного отдела может контролировать любое уголовное дело и давать указания в онлайн-режиме.

Прокурор в процессе расследования также контролирует и надзирает за расследованием уголовных дел, дает указания и отменяет незаконные решения в онлайн-режиме.

Для облегчения работы следователей разработано более 360 шаблонов базовых процессуальных документов на государственном и русском языках.

Системой предусмотрено и нанесение рукописной подписи на процессуальные документы, которое доступно посредством графического планшета.

- Благодаря интеграции баз данных госорганов, не выходя из кабинета, следователь может получать запросы о судимости в отношении потерпевшего, подозреваемого, нахождении на различных учетах, наличии недвижимости, транспорта и прочее, - подчеркнул Б. Бекбауов.

Среди вновь внедренных функционалов проекта - возможность подачи электронной жалобы на действия следователя, дознавателя и прокурора, а также вызов участников уголовного процесса посредством оповещения «SMS-повестка».

Как сообщалось, особое внимание в работе с системой уделяется информационной безопасности. По словам спикера, доступ к системе предоставляется исключительно по защищенному каналу и дополнительно устанавливаются специальные программно-аппаратные шифраторы на районном, областном и республиканском уровнях.

- Эти шифраторы уже подключены в 278 из 308 подразделений органов внутренних дел, в том числе в МВД, и во всех подразделениях службы экономических расследований и в Комитете государственных доходов, - сообщил Б. Бекбауов.

В целях безопасности следователь, дознаватель и прокурор заходят в систему посредством трехфакторной авторизации с применением ЭЦП, пароля и отпечатка пальца.

В планах Комитета в 2020 году - реализовать модуль «Интеллектуальный помощник следователя», который станет помощником для молодого следователя при расследовании дел и будет ориентировать его на принятие законного решения.

Наряду с этим планируется внедрить опцию офлайн-приложения, с помощью которой будет проводиться осмотр места происшествия, составление схем и фиксация обстановки следов преступления в 3-D формате, а также комплекс аудио-видеофиксации следственных действий.

В целях обеспечения оперативности и прозрачности уголовного и административного производства Генеральной прокуратурой внедрена электронная система «Единый реестр административных правонарушений». Система ЕРАП представляет собой единую базу административных дел и заключается в полной автоматизации процесса привлечения к административной ответственности, начиная с возбуждения производства и наложения штрафа вплоть до его исполнения со снятием всех наложенных ограничений.

Как подчеркнул спикер, реализация ЕРАП дает возможность гражданам быстро и удобно оплачивать штрафы, а также минимизировать коррупционные риски, исключив человеческий фактор.

Система доступна также через мобильное приложение, которое позволяет в минимальные сроки составить протокол об административном правонарушении.

- Более семи тысяч сотрудников органов внутренних дел по всей стране оснащены планшетами для составления электронных протоколов. Сотрудники Комитета транспорта имеют 189 планшетов. С начала года составлено порядка 1,5 млн электронных протоколов. К системам фотовидеофиксации подключено большинство регионов страны. С начала этого года вынесено более одного миллиона предписаний, - проинформировал Б. Бекбауов.

В целях своевременного доставления предписаний по штрафам владельцам автотранспортных средств используется гибридная электронная почта АО «Казпочта». Реализовано направление СМС-уведомлений на абонентский номер сотовой связи правонарушителя.

Для удобства граждан проведена интеграция с 17 ведущими банками второго уровня по автоматическому погашению штрафов, что позволяет оплатить штраф на месте совершения правонарушения с помощью банковской карты в кассовых отделениях этих банков, в терминалах, через мобильные приложения, на сайте qamqor.gov.kz, через EGOV и исключает необходимость уведомлять об этом государственный орган.

При этом, как отмечалось, штраф в системе погасится автоматически и не повлечет вероятность его повторной оплаты.

В системе реализован механизм направления постановления о наложении штрафа на принудительное исполнение в электронном виде. По истечении срока добровольной оплаты административный материал автоматически направляется в автоматизированную информационную систему органов исполнительного производства. В настоящее время Комитетом ведется работа по реализации функционала для направления материалов в электронном формате в суд.

Кроме того, реализуется возможность составления предписаний по правонарушениям, зафиксированным приборами фотовидеофиксации в отношении владельцев машин с иностранными номерами. Данные о владельцах будут браться из единой страховой базы.

Не остался без внимания надзорного органа и вопрос защиты бизнеса. Одним из главных компонентов защиты бизнеса от необоснованного давления со стороны контролеров стало создание единой системы проверок (ЕРСОП).

- В Казахстане с 1999 года регистрация проверок осуществляется в прокуратуре. За весь период развития регистрация проверок трансформировалась от простого количественного учета до механизма блокирования. Сотрудники органов правовой статистики при незаконности проверки вправе отказать в регистрации, что не позволит ее провести. С 2018 года процесс регистрации проверок полностью автоматизирован. Все прозрачно и оперативно, - подчеркнул спикер.

Теперь к предпринимателю проверяющий идет с актом проверки, на котором отпечатан специальный QR-код, с помощью которого можно получить сведения о проверяющих, сроках, правовых основаниях, предмете проверки.

Законность проверки предприниматель может проверить через разработанное Комитетом мобильное приложение Qamqor.

Если предприниматель не согласен с ходом проверки, он может направить онлайн-жалобу в прокуратуру, на которую отреагируют специальные мобильные группы. Еще до начала проверки на телефон предпринимателя приходит уведомление. Приложением Qamqor уже пользуется более 100 тыс. бизнесменов.

Важным шагом обеспечения прозрачности стало включение в данную систему интеллектуальной основы, позволяющей автоматически формировать в системе графики посещений. Если субъекта нет в графике, то система не даст сформировать акт о назначении проверки.

- За последние годы благодаря системной работе государства у нас наблюдается устойчивая тенденция на снижение количества проверок субъектов бизнеса. Если в 2010 году их число превышало полмиллиона, то в прошедшем году проведено в три раза меньше, - уточнил заместитель Председателя Комитета.

В настоящее время в разработке ведомства находится еще один проект - единая платформа для рассмотрения обращений госорганами «Электронные обращения». Со следующего года систему планируют запустить в пилотном режиме.

По словам Б. Бекбауова, система позволит оптимизировать действующий порядок рассмотрения обращений путем внедрения механизмов правильного распределения обращений по компетенции.

Одним из преимуществ проекта является возможность граждан и юридических лиц оценить качество рассмотрения обращений.

- Будут созданы новые инструменты аналитической работы в сфере рассмотрения обращений. В целом проект позволит более ускоренно подавать обращение конкретному адресату, в том числе через мобильное приложение, контролировать ход рассмотрения обращения самими гражданами и централизованно госорганами, а также проводить анализ социально-экономического характера для выработки соответствующих мер, - сообщил спикер.

К тому же система минимизирует случаи поступления жалоб не по компетенции, позволит анализировать проблемные вопросы граждан по регионам и госорганам, а также оперативно выявлять нарушения сроков и т.д.

Разработчики системы считают, что функционал автоматического определения адресата обращения по характеру вопроса и возможность отслеживания заявителем хода рассмотрения обращения, шаблонизация ответов снизят число жалоб на процедурные вопросы.

Незамениным инструментом в работе прокуроров может стать многофункциональная система «Аналитический центр», которая создается в настоящее время как инструмент аналитики и прогнозирования для решения задач органов прокуратуры и государственных органов.

- На основе обработки больших данных государственных баз вся информация, необходимая для решения повседневных задач, будет собрана в единой платформе. Это позволит оперативно мониторить состояние преступности, нарушения сроков, возможные манипуляции для своевременного реагирования, профилактики, оптимальной расстановки сил и средств правоохранительных органов, - подчеркнул Баглан Бекбауов.

В завершение спикер добавил, что широкое внедрение IT-технологий создает благоприятные условия для оптимизации работы правоохранительных органов и эффективной защиты конституционных прав и свобод граждан.

 

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: