Реализация Закона «О статусе педагога» и повышение престижа казахстанских учителей (Б.Асылова, вице-министр образования и науки РК)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 13.02.2020 19:14 Фото: zakon.kz

Реализация Закона «О статусе педагога» и повышение престижа казахстанских учителей

 

С января т. г. вступил в силу Закон «О статусе педагога», который направлен на поддержку профессии школьных учителей и повышению престижа преподавательской деятельности. В Законе много новшеств, которые охватывают социальное и финансовое благосостояние казахстанских педагогов. Подробнее об этом в интервью PrimeMinister.kz рассказала вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.

 

- Бибигуль Амангельдиновна, добро пожаловать в нашу студию! Какие основные месседжи нового Закона смогут изменить жизнь казахстанских педагогов? Как Закон «О статусе педагога» может в целом повысить престиж казахстанских учителей?

- Закон «О статусе педагога» - это беспрецедентный законодательный акт, который направлен на защиту прав учителей, определяет их основные обязанности и социальные гарантии. Закон «О статусе педагога» разработан по поручению Елбасы, озвученном в Послании народу Казахстана 5 октября 2018 года. Кроме того, разработка и принятие данного Закона были предусмотрены в программной платформе Главы государства К. Токаева. Были прямые поручения, в части снижения нагрузки на педагогических работников, их защиты от несвойственных функций и чрезмерной отчетности. Все эти поручения нашли отражение в данном Законе. В первую очередь снижается нагрузка на педагога, который работает в общеобразовательной школе, с 18 часов до 16 часов. В Законе предусмотрена отдельная статья, в которой четко отражены нормы, предусматривающие защиту учителей от несвойственных функций, привлечения к различным работам, не связанным с его профессиональной деятельностью, а также предоставления различной отчетности, не предусмотренные Законом «Об образовании». Работодатель должен создать такие условия для педагогического работника, чтобы он занимался только своими профессиональными обязанностями. В частности, педагог должен только учить наших детей.

Кроме того, с принятием данного Закона значительно улучшится материальное положение наших педагогов. Выступая на августовском педагогическом совещании, Глава государства К. Токаев поручил в течение двух лет увеличить как минимум в два раза заработную плату педагогов. Данное поручение также нашло отражение в Законе. С 1 января 2020 года заработная плата учителей увеличивается на 25% и так поэтапно каждый год в течение 4 лет. Уже с 1 января текущего года все педагоги в регионах получили повышенную заработную плату. Мы получаем очень много положительных отзывов по этому Закону. Учителя реально почувствовали на себе поддержку государства, то, что они находятся под защитой государства, и все те поручения, которые были озвучены, выполняются в полном объеме. Ежедневно в Министерство образования и науки поступает очень много запросов от учителей по правильности начисления заработной платы. К сожалению, на местах мы сталкиваемся с различными ситуациями. Где-то из-за человеческого фактора ошибаются, где-то действительно этим злоупотребляют. Для этого мы разработали калькулятор зарплат совместно с ИТ-сообществом. Это абсолютно бесплатный ресурс как для Министерства образования и науки, так и для каждого педагога. Есть определенная ссылка, по которой сам учитель может пройти и просчитать уровень своей заработной платы. Кроме того, разработчиками этой программы был создан отдельный телеграмм-чат, в котором можно задать интересующие вопросы Министерству образования и науки. В этом чате сидят разработчики, региональные управления образования, финансовые работники, которые ответственны за начисление зарплат. На сегодняшний день уже 3 тыс. педагогов подключились к этому чату и более 1,3 млн раз просчитали заработную плату с помощью калькулятора. Заинтересованность есть и ресурсы реально помогают.

Любые законодательные, стимулирующие, поощрительные меры, которые оказываются со стороны государства, Правительства, дают большие стартовые возможности для учителей. Но пока само общество - каждая семья, каждый родитель, каждый ребенок - не осознают важной роли учителей в формировании нашего государства, общества, в воспитании наших детей, преломления ситуации, в части уважения и повышения статуса, имиджа педагогов не произойдет. Поэтому это целый комплекс мер, который должен быть реализован совместно с казахстанским обществом.

 

- Одна из статей Закона посвящена материальному обеспечению. На какие выплаты и льготы могут рассчитывать казахстанские учителя с 2020 года? Все ли педагоги могут получить социальные гарантии?

- Все социальные гарантии, которые предусмотрены на сегодняшний день в Законе «О статусе педагога», распространяются на тех педагогов, которые состоят в трудовых отношениях и осуществляют свою профессиональную деятельность в организациях дошкольного образования, общеобразовательных организациях, колледжах, специализированных организациях для детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. То есть на всех педагогов, которые на сегодня осуществляют свою профессиональную деятельность, связанную с обучением и воспитанием. Что касается материальных стимулов, то помимо ежегодного увеличения заработных плат, предусматривается ряд мер, которые будут направлены также на повышение заработных плат работников. В течение 4 лет, по нашим подсчетам, заработная плата педагогов увеличится почти в 2,5 раза. Предусмотрен ряд новых доплат. Это - доплата за степень магистра. Такой доплаты нет ни в одной отрасли. Мы ее ввели для того, чтобы привлечь магистров в сферу образования и непосредственно в школы. Это мировая практика. К примеру, в странах ОЭСР доля магистров, работающих в школе, порядка 30-40%, то в Казахстане порядка 10%. Также впервые вводится новая доплата за наставничество. Она направлена на привлечение и закрепление молодых специалистов в школах. Педагоги с высоким стажем, большим опытом работы будут в течение одного года сопровождать молодого специалиста. Для самих наставников - это будет своего рода соревнование между опытными педагогами.

 

- Педагог также может претендовать на поощрение со стороны государства. За какие работы учителя могут получить дополнительные выплаты?

- Учитывая пожелания педагогического сообщества, предложения депутатов, доплаты за проверку тетрадей и классное руководство были увеличены в два раза. Стоит отметить, что до 1 января 2020 года доплаты за профессиональное мастерство получали только учителя общеобразовательных школ. Закон «О статусе педагога» вводит единое понятие «педагог». Все те, кто ранее был приравнен к педагогическим работникам, их порядка 28 наименований, получают статус педагога. Это дает увеличение отпуска - с 42 до 56 дней, право на сдачу Национального квалификационного теста, по итогам которого он может получать надбавку за свое мастерство. До 1 января 2020 года такую надбавку получали порядка 300 педагогов, то теперь это контингент расширяется до 100 тыс. человек. Все те, которые сейчас работают в школе, дошкольной организации или колледже, могут сдать Нацквалтест и получать доплату за профессиональное мастерство. Руководящий состав ввиду того, что занимается административными функциями, ограничен в учебных часах и, соответственно, уровень зарплаты у него был низкий. При разработке Закона был пересмотрен функционал руководящего состава, та доплата, которая будет выплачиваться административному персоналу по итогам Нацквалтеста, будет увеличена до 100%.

 

- Как изменился вопрос обеспечения жильем педагогов? При каких условиях казахстанские преподаватели могут рассчитывать на получение льготного жилья?

- По жилью было много обсуждений, предложений, однако в силу ограниченности финансовых ресурсов существуют определенные обязательства государства, по которым ежегодно выделяется достаточно большие финансовые средства, вложения за счет республиканского и местного бюджета. Все эти обязательства финансируются, поэтому мы предусмотрели те нормы, которые касаются педагогов, закончившие высшие учебные заведения и приедут работать в сельскую местность. То есть им предоставляется приоритетное право на получение земельного участка для строительства жилья. Эти меры были в рамках таких программ как «С дипломом в село» и другие отдельные социальные проекты реализовывались, но они были на уровне программных документов. Теперь эти нормы закреплены Законом. Кроме того, был ряд таких инициатив местных исполнительных органов по предоставлению различных жилищных сертификатов на приобретение или первоначальный взнос в Жилстройбанке и т.д. То есть мы на уровне Закона эти все нормы предусмотрели, так как законодательно эти нормы не были закреплены.

 

- Какие нововведения предусмотрены в новом Законе в вопросе педагогической этики и как это повлияет на работу учителей?

- Само понятие педагогической этики было в действующем Законе «Об образовании». Она действовала, но не работала, не применялась на практике. Раньше за нарушение педагогической этики, была административная ответственность. Когда мы готовили Закон «О статусе педагога», посмотрели, сколько было привлечено педагогов за нарушение педагогической этики и сколько было оплачено педагогами штрафов. Как показала практика, таких прецедентов и случаев не происходило у нас. Мы ввели ответственность по аналогии с государственной службой. За нарушение педагогической этики предусматривается дисциплинарная ответственность, мы эту норму ввели. Кроме того, мы предусмотрели деятельность Советов по педагогической этике. Что это дает? Теперь многие вопросы будет рассматривать Совет по педагогической этике, четко регламентируются деятельность данного Совета и права педагога, в части ознакомления с материалами своего дела, ходом рассмотрения своего обращения либо жалобы в отношении педагога. Полностью процесс будет расписан на уровне нормативно-правового акта Министерства образования и науки. МОН РК четко распишет весь алгоритм взаимодействия педагога с Советом по педагогической этике, это даст возможность и право защитить себя педагогу.

 

- Где и как часто учителя смогут проходить повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров?

- Переподготовка, повышение квалификации педагогических работников проходит ежегодно. Полностью за счет средств республиканского бюджета ежегодно повышают свою квалификацию более 100 тыс. учителей. По закону «Об образовании» наши педагоги должны проходить курсы повышения квалификации раз в 5 лет. У нас формируется определенный перечень, его подают местные исполнительные органы. Повышение квалификации проходит на базе республиканских организаций, это республиканский центр повышения квалификации «Орлеу», центр педагогического мастерства при «Назарбаев интеллектуальных школах», республиканский научно-практический центр «Бобек» и другие организации, которые находятся в конкурентной среде и осуществляют повышение квалификации педагогов. В будущем мы планируем, что перейдем на ваучерное финансирование. Педагог сам будет выбирать организацию, в которой хотел бы пройти повышение квалификации по своему выбору. Ограничений по повышению квалификации нет. Иногда бывают такие случаи: ввиду ограниченных бюджетных средств мы ежегодно планируем определенное количество педагогов при формировании бюджета. Есть педагоги, которые не могут попасть на курсы, и они оплачивают самостоятельно. Однако мы стараемся обеспечить максимальный охват.

 

- В 2020 году во всех городских школах внедряется подушевое финансирование. Как оно повлияет на качество среднего образования? Какие проблемные вопросы сможет решить данная система?

- В 2020 году на подушевое финансирование у нас переходят 1151 городская школа во всех регионах страны. На сегодняшний день у нас в проекте уже 446 школ участвуют, это школы гг. Нур-Султан, Шымкент, Алматы. Некоторые школы находятся в пилоте с 2012 года. Что дает подушевое финансирование? Какие преимущества? Суть самого подушевого финансирования в том, что финансирование идет за самим учеником. Финансирование организаций образования, школы учитывается в полном объеме, поскольку в норматив подушевого финансирования включаются все затраты, связанные с образовательным процессом. Кроме того, госстандарт образования полностью просчитан - сколько необходимо в расчете на одного ученика, чтобы обеспечить его обучение в школе. Это все зависит от разных факторов, высшее или среднее звено, инклюзив, регион. В целом мы посчитали, сколько стоит госстандарт образовательных услуг. Мы предусмотрели затраты, связанные с учебным процессом, - бумага и другие средства, которые связаны с учебным процессом. Также мы предусмотрели расходы, связанные с капитальными вложениями, они варьируются в расчете 6 МРП, в среднем 20 тыс. тенге и ежегодно индексируются. Подушевой норматив дает возможность школе запланировать все необходимые ресурсы, которые нужны для образовательного процесса. В силу ограниченности ученических мест в некоторых городах конкуренция между школами небольшая. Буквально в прошлом году в городах было открыто порядка 70 новых частных школ на 20 тыс. ученических мест. Такого никогда не было. Подушевое финансирование позволило бизнесу, нашим партнерам открыть частные общеобразовательные школы. В дальнейшем развитие частной сети школ в городской местности, где нет дефицита, повлечет за собой конкуренцию между школами, будет сделан упор на качество предоставляемых образовательных услуг. Именно подушевое финансирование снимет многие вопросы - снизит нагрузку на бюджет, на строительство школ, обеспечит конкуренцию и повысит качество образовательных услуг в каждой школе. Родитель сам будет выбирать те школы, условия в которых лучшие для его ребенка, - полный день обучения, небольшая загруженность в классе. Много возможностей дает подушевое финансирование. В планах Министерства образования и науки РК не останавливаться только на городских школах. С 2021 года по поручению Главы государства К. Токаева были внесены изменения по вертикали финансирования системы образования, т.е. бюджеты всех школ, которые раньше финансировались за счет районных средств, теперь аккумулируются на уровне области. В планах Министерства в последующем пересмотреть структуру бюджетов всех школ. И также, как мы сейчас движемся к подушевому финансированию в городских школах, равномерно распределить средства на ученика на уровне сельской школы и внедрить вещи, которые позволят обеспечить разрыв качества между селом и городом.

 

- Благодарим за интервью!

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: