Как строят LRT в Астане и когда надземное метро введут в эксплуатацию
История строительства надземного метро в столице началась более 10 лет назад. Изначально планировалось, что проект будет завершен и сдан в эксплуатацию в 2014 году.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Позже сроки приурочили к выставке EXPO-2017. Но и тогда проект не был завершен. А к указанной дате успели возвести лишь опоры, в народе более известные как "памятник коррупции".
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Не суждено было сдать проект и к 31 декабря 2019 года с запуском летом 2020 года.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Виной всему стали многомиллионные хищения при строительстве: девять подсудимых по делу LRT были приговорены к семи годам лишения свободы. Два фигуранта – Канат Султанбеков и Талгат Ардан – осуждены заочно, еще двое – Тимур Касабаев и Дулат Мусенов – получили условные сроки. К слову, недавно в Антикоре сообщили, что они до сих пор не явились на допрос.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Долгое время проект был просто "заморожен". И все это время озвучивались разные предложения о дальнейшей судьбе грандиозного объекта. Были и те, кто и вовсе предлагал снести уже построенные бетонные конструкции.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Возобновилась стройка только в апреле 2023 года. По поручению Касым-Жомарта Токаева на проект выделили дополнительно 50 млрд тенге. В итоге общая стоимость надземного метро столицы составила 1 888 млн долларов США. В эту сумму входят все работы и покупка пассажирских вагонов.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
20 сентября 2024 года в City Transportation Systems заявили о завершении строительства бетонных опор. Их нынешний вид внушает астанчанам здоровый оптимизм и надежду, что проект все-таки завершат и уже совсем скоро многие смогут прокатиться на современном и многофункциональном надземном метро.
"На строительстве 799 опор было задействовано 2,5 тыс. человек, израсходовано 53,7 тыс. кубометров бетона и 42 тыс. тонн арматуры", – сообщили в City Transportation Systems на запрос издания.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Они также заверили, что работы идут согласно плану.
"Сейчас ведутся эстакадные работы, работа по строительству станций. В этом году планируется завершить три станции, плюс эстакадная часть до конца года будет завершена на 100%", – добавили в пресс-службе компании.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
На сегодняшний день уже завершили строительство вантового моста LRT через реку Есиль. Его возвели рядом уже с существующим мостом. Отмечается, что сооружение спроектировано с учетом особенностей реки, чтобы справляться с возможными изменениями уровня воды и суровыми климатическими условиями региона.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
"Длина моста составляет 155 метров, ширина – 14 метров, высота – 28 метров. Конструкция представляет собой арку с проездом снизу, арка пролетного строения снабжена затяжками. Плита проезжей части выполнена в виде балочной клетки с железобетонной плитой", – отметили в CTS.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Но еще до начала запуска надземного метро в Астане в соцсетях горожане, живущие рядом с LRT, принялись обсуждать, не будут ли поезда нарушать их сон и покой. Ведь линии в некоторых местах проходят буквально вплотную с жилыми комплексами.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
"В соответствии с проектом предусмотрены мероприятия по снижению шума и вибрации. За основу взяты нормы уровня шумов развитых стран, таких как Дания, Франция, Германия, в связи с чем в период эксплуатации ожидается допустимый уровень шума", – прокомментировали в CTS.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Как будет выглядеть LRT?
Длина самого эстакадного пути составит порядка 22 км и будет проходить по самым оживленным участкам Астаны. От международного аэропорта до нового вокзала. В том числе по проспектам Кабанбай батыра, Сыганак, Шамши Калдаякова и Мухамеджана Тынышбайулы.
По всему маршруту, начиная от вокзала Нурлы Жол, уже видны построенные станции будущего LRT. Всего их на линии будет 18.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Отмечается, что сами станции будут построены с соблюдением всех требований безопасности, обещают в компании.
"На каждой станции будут предусмотрены зоны для покупки билетов с автоматизированными системами, залы ожидания с торговыми площадками, санитарно-гигиенические узлы, а также системы, предотвращающие выход людей на опасные участки путей. Для подъема на станцию предусмотрены эскалаторы, а также лифты для удовлетворения потребностей маломобильных граждан", – сообщили в City Transportation Systems.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Например, на участке возле аэропорта уже началась облицовка будущей станции LRT.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Также ранее была информация, что акимат уже занимается закупом поездов для LRT. Согласно данным City Transportation Systems, в качестве подвижного состава предусмотрены поезда завода-производителя CRRC Tangshan Co., Ltd. из Поднебесной. Составы полностью автоматизированы и являются беспилотными, то есть будут управляться оператором удаленно.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Мощность поездов составит – 115 KW, максимальная вместимость – 652 пассажира, максимальная скорость – 80 км/ч.
Однако примерный интервал движения поездов и стоимость проезда пока неизвестны. Анализ расходов на эксплуатацию LRT с сопоставлением возможности населения в рамках ЗРК "О транспорте в Республике Казахстан" будет проводиться к моменту запуска LRT.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
При условии своевременного финансирования проекта завершение строительства LRT планируется в 2025 году, а начало эксплуатации – в 2026 году.
Задача – разгрузить улицы города
К слову, улица Сауран считается одной из самых проблемных на левобережье – на узком участке каждый день утром и вечером можно увидеть километровые пробки.
Фото: Zakon.kz/Елисеева Екатерина
Собственно, LRT строится именно для того, чтобы разгрузить городские улицы. По мнению властей, если у людей будет возможность быстро передвигаться из одной точки в другую с помощью общественного транспорта, потребность в массовой покупке личных автомобилей постепенно исчезнет.
По предварительным данным, после запуска LRT ежедневный пассажиропоток составит 25 тыс. человек.
Как заверил ранее аким Астаны Женис Касымбек, этот и следующий год – финальные годы строительства объекта. Министр финансов РК Мади Такиев прокомментировал информацию о том, что у китайского подрядчика возникли проблемы с оплатой услуг субподрядчиков.