Быть или не быть союзам предпринимателей
Заведующий правовым отделом Союза предпринимателей и работодателей Казахстана «АТАМЕКЕН» Асет Атабаев
Быть или не быть союзам предпринимателей
В настоящее время по инициативе предпринимателей и Союза «Атамекен» в центральных государственных органах рассматривается вопрос о введении в Казахстане института обязательного членства субъектов частного предпринимательства в Союзах и Ассоциациях предпринимателей.
В этой связи, во главе угла настоящей статьи стоит вопрос: не нарушается ли действующее законодательства Республики Казахстан, в частности, нормы основного закона - Конституции Республики Казахстан, если на законодательном уровне будет закреплена норма, обязывающая субъектов частного предпринимательства быть членами какого либо объединения предпринимателей и, соответственно платить членские взносы.
Для того, что бы разобраться в этом вопросе необходимо, изучить мировой опыт и детально проанализировать действующее законодательство Казахстана.
Прежде всего, необходимо отметить, что в любой стране с рыночной экономикой консолидация бизнес сообщества положительно влияет на развитие предпринимательства в целом. Кроме того, это позволяет качественно решать социальные проблемы государства, развивая социальную ответственность консолидированного бизнеса перед обществом.
В мировой практике вопрос об обязательном или добровольном членстве предпринимателей в их объединениях рассматривается в зависимости от правовой системы государства и модели объединения предпринимательства. Различаются следующие модели объединения предпринимателей: 1. Континентальная модель. 2. Англо-саксонская (Американская) модель. 3. Смешанная модель.
К странам с континентальной моделью относятся такие государства как Германия, Австрия, Франция, Италия, а так же ряд других Европейских и Африканских государств. Для этой модели характерно то что, вопрос об обязательном членстве предпринимателей в объединениях решается на законодательном уровне. В специальном законе закрепляется и действует императивная норма, обязывающая предпринимателей вступать в объединения. Например, в Германии членство в объединениях предпринимателей является обязательным для всех физических лиц, занятых собственным делом, и юридических лиц, осуществляющих бизнес, включая предпринимателей и предприятия промышленности и торговли. Кроме того, в странах с континентальной моделью законодательством может быть предусмотрена определенная ответственность за занятие предпринимательской деятельностью без членства в объединениях предпринимателей.
Англо-саксонская или Американская модель характерна для стран с англо-саксонской правовой системой и, соответственно, присуща к таким государствам как Великобритания, США, Канада и т.д. Вопрос о членстве предпринимателей в англо-саксонской модели полностью решается на добровольных началах.
Для смешанной модели объединения предпринимателей так же характерно добровольность членства предпринимателей в их объединениях. При этом, деятельность объединении регулируется законодательством. К странам со смешанной моделью относятся Япония и Таиланд.
Таким образом, мировой опыт показывает, что вопрос о членстве в зависимости от правовой системы и модели объединения предпринимателей может быть обязательным или добровольным.
Учитывая, что правовая система Казахстана относится к романо-германской, нам представляется, что для нашей страны приемлема Континентальная модель объединения предпринимателей с обязательным членством индивидуальных предпринимателей и коммерческих юридических лиц в таких объединениях.
Однако, противники внедрения обязательного членства предпринимателей в их объединениях апеллируют тем, что нормы, обязывающие субъекты частного предпринимательства вступать в союзы или ассоциации, будут противоречить действующему законодательству Республики Казахстан, в частности статье 23 Конституции Республики Казахстан, закрепляющую право граждан на свободу объединения.
Так ли это на самом деле, относима ли вообще статья 23 Конституции Республики Казахстан к рассматриваемому вопросу об обязательном членстве предпринимателей в их объединениях?
Для ответа на поставленный вопрос необходимо разъяснить отличие между понятиями гражданин и субъект частного предпринимательства.
В соответствии со статьей 1 Закона о частном предпринимательстве субъектами частного предпринимательства являются физические и негосударственные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
При этом, в этой норме под физическим лицом понимаются граждане, иностранцы и лица без гражданства, обладающие гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Кроме того, статья 19 Гражданского Кодекса Республики Казахстан по общим правилам позволяет физическим лицам заниматься предпринимательством без образования юридического лица. Однако, физические лица, в том числе граждане Республики Казахстан, должны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в случаях, если они используют труд наемных работников на постоянной основе или если они имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством, в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан. Так же следует отметить, что статья 373 Налогового Кодекса Республики Казахстан позволяет физическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на основе разового талона, если такая деятельность носит эпизодический характер и без применения наемного труда.
Таким образом, субъектов частного предпринимательства можно разделить на следующие виды:
1) физические лица, в том числе граждане РК, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
2) индивидуальные предприниматели;
3) негосударственные юридические лица, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Здесь необходимо сразу же оговорится, что в настоящей статье речь идет только о введении института обязательного членства только для двух видов субъектов частного предпринимательства для индивидуальных предпринимателей и для коммерческих юридических лицах.
Итак, теперь вернемся к вопросу действительно ли нормы статьи 23 Конституции Республики Казахстан противоречат положениям об обязательном членстве индивидуальных предпринимателей и частных коммерческих организации в объединениях субъектов частного предпринимательства.
Буквально согласно статье 23 основного закона граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединения. Деятельность общественных объединений регулируется законом. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.
В соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 июля 2000 года № 13/2 конституционное право граждан на свободу объединении реализуется через создание общественных объединений в форме политических партий, профессиональных союзов и иных объединений некоммерческого характера, созданных на добровольной основе для достижения ими общих целей. Их деятельность регулируется законами Республики Казахстан «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах», «О политических партиях».
Очевидно, что статья 23 Конституции Республики Казахстан предоставляет право гражданам Республики Казахстан добровольно решать быть членом какого либо общественного объединения или нет. Аналогичные права человека закреплены в пунктах 1 и 2 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года и ратифицированного Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III, где сказано, что каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими.
В свою очередь, статья 110 Гражданского Кодекса Республики Казахстан гласит, что индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать ассоциации (союзы).
Во-первых, необходимо разграничивать и отличать организационную правовую форму юридического лица как общественное объединение (политические партии, профессиональные союзы), членами которых могут быть только граждане Республики Казахстан, от другой организационной формы - ассоциации (союзы), членами которых могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Таким образом, ассоциации (союзы) являются иной, самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих юридических лиц и не подпадает под действие пункта 1 статьи 23 Конституции Республики Казахстан. Принципы образования и деятельности, а так же принципы членства субъектов в ассоциациях отличаются от аналогичных принципов общественных объединении. В этой связи, нормы, закрепляющие обязательное членство индивидуальных предпринимателей и частных коммерческих юридических лиц в ассоциациях, не могут считаться неконституционными, нарушающими общее право граждан Республики Казахстан на свободу объединений в общественных объединениях, политических партиях и в профессиональных союзах, деятельность которых регулируется согласно статье 23 Конституции отдельными Законами.
Во-вторых, следует еще раз отметить, что предлагается ввести в Казахстане систему обязательного членства индивидуальных предпринимателей и коммерческих организации в ассоциациях, а не в общественных объединениях.
В-третьих, противникам обязательного членства индивидуальных предпринимателей и коммерческих организации в ассоциациях следует понимать, что конституционное право каждого гражданина, закрепленное статьей 23 Конституции Республики Казахстан на свободу объединения является правом политическим. В свою очередь, обязанность индивидуальных предпринимателей и коммерческих организации быть членами ассоциации не может смешиваться с политическими правами граждан Республики Казахстан, т.к. ассоциации создаются в целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих интересов предпринимателей, а не в целях реализации политических прав и идей. Бизнес и политика это разные вещи, которые может быть связаны в какой то мере, но не тождественные понятия.
Таким образом, конституционная норма о свободе объединения закрепляет политическое право только граждан, и не относится к обязанностям индивидуальных предпринимателей и коммерческих организации состоять в ассоциациях, в союзах или в торгово-промышленных палатах.
Однако, могут возникнуть сомнения к вышеизложенному подходу, если ставить знак равенства между понятиями индивидуальный предприниматель и гражданин Республики Казахстан.
Как было ранее отмечено, понятие индивидуальный предприниматель в экономической плоскости шире и охватывает такие понятия, как гражданин, иностранное лицо и лицо без гражданства. Кроме того, индивидуальный предприниматель в процессе своей деятельности должен обладать гражданской дееспособностью и быть способным нести ответственность перед контрагентами.
Так, по общим правилам гражданского законодательства гражданин, не достигший совершеннолетия, не может быть индивидуальным предпринимателем и сделки заключенные им могут быть признаны судом недействительными.
Так же, необходимо добавить, что понятие гражданин является в большей степени политическим термином. Именно за гражданином закрепляются гражданские, а так же политические права и обязанности, когда как индивидуальный предприниматель не может обладать никакими политическими правами. Если мы говорим право граждан «избирать и быть избранными», то в отношении индивидуальных предпринимателей мы можем применять терминологию «несостоятельность индивидуального предпринимателя или банкротство». Аналогично, так же можно сказать, что согласно общим нормам гражданского процесса споры между индивидуальными предпринимателями в судах первой инстанции рассматриваются в межрайонном экономическом суде, когда споры между гражданами рассматриваются в районных судах.
Таким образом, понятия индивидуальный предприниматель и гражданин не тождественны. Гражданин, зарегистрировавшийся в качестве индивидуального предпринимателя, несет «экономические» права и обязанности. При этом это ему не мешает реализовывать свои политические права и нести свой граждански долг в качестве патриота своей родины. Гражданин, ставши индивидуальным предпринимателям должен платить налоги в бюджет и должен быть в зависимости от рода своей деятельности членом соответствующего союза предпринимателей.
Особо хотелось бы так же обратить внимание на тот факт, что в настоящее время обязательное членство отдельных субъектов в некоммерческих организациях не является нововведением для действующего законодательства Республики Казахстан.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» адвокат является гражданином Республики Казахстан, обязан быть членом коллегии адвокатов, созданной и действующей на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Так же, нормы Закона Республики Казахстан «О нотариате» закреплют обязанность каждого нотариуса вступать в члены нотариальной палаты.
Однако, как и в нашем случае, гражданин ставши нотариусом или адвокатом свободен в реализации своих конституционных прав, закрепленных статьей 23 Конституции Республики Казахстан.
Аналогичным образом, нормы Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» закрепляют обязанность аудиторских организации - юридических лиц в форме товарищества с ограниченной ответственностью и аудиторов - физических лиц вступать в профессиональную организацию.
Если нотариусы и адвокаты не относятся по определению к предпринимателям, хотя их деятельность практический является предпринимательской, то аудиторские организации, будучи коммерческими юридическими лицами, являются субъектами частного предпринимательства, которые должны быть членами своего профессионального объединения. Это яркий пример практики, доказывающий, что пришло время идти, в ногу со временем.
Другой аргумент противников системы обязательной ассоциированности предпринимателей является так же норма статьи 26 Конституции Республики Казахстан, закрепляющая право каждого на свободу предпринимательской деятельности.
Однако, законодательство не дает отдельного разъяснения понятию «свобода предпринимательской деятельности».
Статья 1 Закона «О частном предпринимательстве» гласит, что частное предпринимательство - инициативная деятельность субъектов частного предпринимательства, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих субъектов частного предпринимательства и осуществляемая от имени субъектов частного предпринимательства, за их риск и под их имущественную ответственность.
В свою очередь пункт 1 статьи 26 Конституции Республики Казахстан изложен следующим образом: «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.»
Если сопоставить понятие «частное предпринимательство» с нормами статьи 26 Конституции Республики Казахстан, то ее часть «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности» следует понимать как конституционные правило, предусматривающее право каждого по своему усмотрению заниматься любым видом законного предпринимательства.
Таким образом, введение института обязательного членства предпринимателей в их объединениях никоем образом не может препятствовать выбору каждого каким видом законной предпринимательской деятельностью заниматься. Правила для всех одни и просты - выбирай любой вид законной предпринимательской деятельности и получай доходы. При этом, ты соответственно должен соблюдать законы, действующие на территории Республики Казахстан, вступить в зависимости от рода всей деятельности по своему выбору в какую либо одну отраслевую ассоциацию предпринимателей, платить налоги и членские взносы.
Если же следовать логике оппонентов, то получается, что платить налоги препятствует реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности, а вышеуказанная норма, обязывающая аудиторские организации вступать в свои профессиональные объединения антиконституционная. Такой подход противников введения института обязательного членства предпринимателей в их профессиональных объединениях счетам ошибочным.
Здесь следует так же отметить, что введение обязательного членства предпринимателей и оплата ими членских взносов в соответствующие объединения не отразятся на чистой прибыли предпринимателей. Так, с 2007г. согласно пункту 6 статьи 92 Налогового Кодекса вычету подлежат членские взносы субъектов частного предпринимательства, уплаченные налогоплательщиком в объединения субъектов частного предпринимательства в соответствии с законом Республики Казахстан о частном предпринимательстве, в пределах одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, на одного работника, исходя из списочной численности работников в среднем за год.
За последнее время в Правительство Республики Казахстан с просьбой ввести в нашей стране систему обязательной ассоциираванности предпринимателей коллективно обратились предприниматели города Алматы, предприниматели Алматинской, Костанайской, Мангистауской, Атырауской, Южно-Казахстанской, Павлодарской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областей Казахстана. С аналогичной просьбой в Правительство так же обратился Общенациональный Союз Предпринимателей и Работодателей Казахстана «Атамекен».
Спрашивается для чего же предпринимателям необходимо быть ассоциированным. Ответ прост - консолидация бизнес сообщества для совместного решения общих задач, для совместной защиты своих интересов и совместного участия в решении социальных вопросов.
Сегодня в стране зарегистрировано более 900 тысяч субъектов предпринимательства, из них свыше 670 тысяч - малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств. В то же время, в различных бизнес-объединениях состоят всего лишь несколько десятков тысяч членов. По нашим данным, не более 15% предпринимателей активно участвуют в продвижении своих взглядов на представительном уровне и несут соответствующие временные и материальные затраты. Остальные занимают пассивную позицию, оставляя за собой лишь право пользования плодами деятельности коллег.
Принятие нового закона о частном предпринимательстве в январе 2006 г., придало отечественному предпринимательству новый импульс развития. Новый закон о частном предпринимательстве закрепил возможность для объединений предпринимателей через аккредитацию в центральных и исполнительных органах власти цивилизованно лоббировать свой интересы в процессе законотворчества, что, несомненно, повышает как уровень качество Казахстанского законодательства, так и обеспечивает режим благоприятствования предпринимательскому сообществу страны.
В настоящее время созрела необходимость качественно нового этапа консолидации всех предпринимателей для того, что бы значительно усилить единство и координацию деятельности отечественного бизнеса, как в Казахстане, так и за ее пределами, а так же для того, что бы поднять эффективность взаимосвязи между бизнесом и государством, обеспечив политическую и экономическую стабильность.
В завершении хотелось бы добавить, что как бы не пытались наши оппоненты бросаться аргументами против введения института обязательного членства предпринимателей в ассоциациях, этот вопрос продиктован велением времени и желанием самих предпринимателей. Несомненно, и то, что среди самих бизнесменов найдутся противники института обязательной ассоциированности предпринимателей. История знает много случаев, когда из-за несогласованности и не объединения в единство проигрывались битвы. Но так же история имеет факты, когда племена и рода объединялись для того, что бы дать отпор общим врагам, хотя между этими же племенами и родами существовали свои распри, были и те, кто выступал против единения. Но благодаря мудрости и здравому смыслу рода объединялись, и, сохранялась государственность и независимость.
Заведующий правовым отделом Союза предпринимателей и работодателей Казахстана «АТАМЕКЕН» Асет Атабаев