Лента новостей
0

О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О дипломатической службе Республики Казахстан» (некоторые основные аспекты)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 28.04.2014 16:08 Фото: zakon.kz
Студентка

Казахстан состоялся как полноправный субъект международного права, и ему удалось создать благоприятные внешние условия.

Вместе с тем, время требует постоянного совершенствования деятельности МИД и загранучреждений, корректировки внешнеполитических задач./ /.

Развитие системы дипломатической службы диктует необходимость совершенствования положений казахстанского законодательства и повышения эффективности правового регулирования.

В результате принятия Закона Республики Казахстан от 7 марта 2002 года № 299-II « О дипломатической службе Республики Казахстан » (далее - Закон) была создана законодательная основа для дальнейшего эффективного функционирования и развития дипломатической службы. Принятие указанного Закона привело к существенному обновлению правовых основ дипломатической службы . Внимательно проанализировав действующую редакцию закона «О дипломатической службе Республики Казахстан», можно сформулировать ряд собственных предложений о необходимости внесения изменений и дополнений в некоторые статьи действующего закона. Сформулированные предложения носят рекомендательный характер. Изложенные анализы, выводы, предложения могут быть полезны и в дальнейшем учтены в процессе законотворческой деятельности ,  при совершенствовании законодательства, регулирующего отношения в сфере дипломатической службы.

В статье 1 определяются понятия, используемые в Законе, а именно: понятия «дипломатическая служба», «консульская служба», «сотрудники дипломатической службы», « работники дипломатической службы», « персонал дипломатической службы», «ротация» и «загранучреждения».

Имеется необходимость обозначить понятие о членах семьи, а именно: какие лица, до какого возраста и при каких условиях считаются членами семьи.

Если говорить о статусе органов дипломатической службы , то ими являются государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность Республики Казахстан. ( Ст.3 Закона ).

Здесь необходимо подчеркнуть, что данная статья ограничивается только определением, но не конкретизирует, какое именно место занимает дипломатическая служба в системе органов государственной службы.

Есть основание полагать о необходимости внесении дополнений и в статью 4 настоящего Закона, согласно которой «единую систему дипломатической службы образуют Министерство иностранных дел, его ведомства, загранучреждения, а также подведомственные организации, созданные для обеспечения деятельности Министерства иностранных дел, учебные заведения, находящиеся в ведении Министерства иностранных дел».

В вышеуказанной статье не предлагается полный список системы органов дипломатической службы. Единую систему органов дипломатической службы, помимо Министерства иностранных дел, загранучреждений (т.е дипломатических представительств, консульских учреждений Республики Казахстан за рубежом, а также представительств Республики Казахстан при международных организациях ), подведомственных организаций, созданных для обеспечения деятельности Министерства иностранных дел, учебных заведений, находящиеся в ведении Министерства иностранных дел составляют и другие государственные органы. К подобным органам относятся: конституционные органы внешних сношений (1)Президент, 2)Правительство, 3)Премьер-министр), торговые представительства и торговые дома Казахстана, которые наделены на территориях государств пребывания внешнеэкономическими (внешнеполитическими) функциями.

Временные органы внешних сношений ( различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.; делегации на международных конференциях; делегации для участия в работе сессий международных организаций и их органов и т.д. )  также относятся к органам дипломатической службы.

Хотелось бы обратить внимание и на статью 9 Закона «Поступление на службу в органы дипломатической службы».

На дипломатическую должность может быть назначен гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее образование, владеющий иностранным языком и обладающий для выполнения возложенных на него обязанностей соответствующими деловыми, моральными, профессиональными качествами и состоянием здоровья.

В данных требованиях для поступления на службу имеется необходимость четкого определения критериев приема на дипломатическую службу. Например, данную статью можно изложить в следующей редакции: на дипломатическую должность может быть назначен гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее образование, обладающий специальными знаниями, необходимыми для работы на дипломатической службе, владеющий государственным и иностранными языками и обладающий для выполнения возложенных на него обязанностей соответствующими деловыми, моральными, профессиональными качествами и состоянием здоровья.

Статья не содержит возрастного ценза, критериев и механизмов отбора, в том числе не описан порядок проведения экзаменов, конкурса, психологических тестов и собеседования.

Согласно пункту 6 данной статьи Закона, «не могут быть приняты на службу в органы дипломатической службы лица, ранее судимые и освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а также уволенные по отрицательным мотивам с государственной службы».

Эту статью предлагается изложить следующим образом: гражданин не может быть принят в органы дипломатической службы в случаях, установленных статьей 10 Закона РК «О государственной службе», а также в случае наличия гражданства другого государства или отсутствия гражданства Республики Казахстан у его супруги (супруга), либо выхода из гражданства Республики Казахстан его супруги (супруга), либо приобретения гражданства другого государства его супругой (супругом).

Согласно статье 18 , «основаниями для прекращения дипломатической службы являются:

1) подача сотрудником или работником дипломатической службы заявления об увольнении по собственному желанию;

2) истечение срока трудового договора либо расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан;

3) предоставление сотрудником или работником дипломатической службы заведомо ложных сведений о его доходах и имуществе;

4) утрата гражданства Республики Казахстан;

5) несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

6) отрицательные результаты аттестации;

7) иные основания, предусмотренные законодательством Республики Казахстан».

Есть предложение о внесении следующего дополнения:

Временная нетрудоспособность и наличие заболевания, препятствующего работе в загранучреждении.

Предлагается обратить внимание и на статью 20 Закона, согласно которой

«для персонала дипломатической службы устанавливаются ограничения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о борьбе с коррупцией и о государственной службе».

Также здесь можно добавить ограничение возможности сотрудника выезжать за пределы территории Республики Казахстан по частным делам без уведомления руководства.

Следующая статья также заслуживает внимание- статья 22 Закона, предусматривающая ответственность персонала дипломатической службы.

1. Персонал дипломатической службы в случае нарушения возложенных на них обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. К персоналу дипломатической службы применяются следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии с задержкой до одного года в присвоении очередного дипломатического ранга или в назначении на более высокую должность;

5) понижение в должности или в дипломатическом ранге;

6) лишение дипломатического ранга;

7) увольнение.

В этом списке дисциплинарных взысканий отсутствует пункт оговорки о задержании лица на месте совершения преступления и о многократности или повторности совершения правонарушений.

В последнее время нередко приходится слышать об инцидентах с казахстанскими дипломатами, которые серьезно ухудшают имидж страны за рубежом. Например, наделал больших долгов за парковку в Лондоне экс-третий секретарь посольства Рахат Турлыханов. Английские полицейские заявили, что дипломаты из Казахстана задолжали королевской казне более двухсот тысяч фунтов стерлингов в качестве штрафов за нарушения правил дорожного движения и неправильную парковку. В Германии экс-атташе в Берлине Данияр Атанов избил немецкого таксиста. В Казахстане, а именно в Петропавловске, будучи в нетрезвом состоянии, еще один дипломат - Мадияр Нурханов не только избил таксиста, но и раскурочил его машину./ /. Один из сотрудников Генерального консульства РК во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) был уличен в том, что использовал дипломатическую почту в корыстных целях - на протяжении долгого времени, таким образом поставлялись сигареты в Германию в обход таможни. В итоге в ФРГ в конце августа были задержаны генеральный консул Казахстана во Франкфурте-на-Майне Ахат Алпысбаев и его помощник./ /.

В заключение, хотелось бы обратить внимание на статью 25 Закона .

Согласно пункту 1 вышеназванной статьи, «материальное и социальное обеспечение персоналу дипломатической службы и членам семей предоставляется с учетом сложности прохождения службы, связанного с ней риска, а также специфических особенностей иностранного государства».

Хочется отметить, что в этом пункте настоящей статьи нет четкого определения о размере процентной надбавки к должностному окладу в период работы в иностранном государстве со сложной общественно-политической обстановкой, а также в период работы в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах. Будут ли в таких случаях иметь место различия в исчислении стажа сотрудника дипломатической службы, и если да, то, в каком расчете.

Согласно пункту 6 данной статьи Закона, «при наличии в загранучреждениях административно - технически вакантных должностей членам семьи персонала дипломатической службы, находящимся за границей, может быть предоставлено право временного трудоустройства».

Это говорит о том что, если нет вакантной должности, члены семьи теряют квалификацию, не занимаясь трудовой деятельностью. Представляется необходимым рассмотреть положение о том, чтобы по возвращении МИД содействовал в трудоустройстве членов семьи.

И согласно пункту 10 данной статьи Закона, «при установлении сотрудникам или работникам дипломатической службы инвалидности, наступившей в результате травмы, ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, им выплачиваются единовременные суммы в размерах, исчисляемых из должностного оклада по последней должности, которую он занимал в Министерстве иностранных дел:

1) инвалиду I группы - пятилетнего денежного содержания;

2) инвалиду II группы - трехлетнего денежного содержания;

3) инвалиду III группы - годового денежного содержания».

Следует считать правильным инвалидам I группы предоставлять  право на получение жилой площади из государственного жилищного фонда и обеспечить трудоустройство членов семьи.

Аннотация

Статья посвящена выявлению пробелов и недостатков в Законе «О дипломатической службе Республики Казахстан» и возможных путях восполнения.

На основе проведенного анализа предлагаются некоторые рекомендации для дальнейшего совершенствования правовой основы дипломатической службы РК.

Аннотация

Мақала Қазақстан Республикасының дипломатиялық қызметі туралы заңдағы кемшіліктермен олқылықтарды анықтауға арналған. Жүргілізген талдау нәтижесінде ҚР дипломатиялық қызметтінің құқықтық негізін одан әрі жетілдіру бағытына байланысты кейбір ұсыныстар ұсынылады.

Summary

 This article considers the gaps and shortcomings of the law «About Diplomatic Service of the Republic of Kazakhstan». According to the analysis, some recommendations on future improvement of legal foundation of diplomatic service are proposed.

Ссылки:

1.События в Казахстане. www.akorda.kz20.04.2012 . «Под председательством Главы государства Нурсултана Назарбаева прошло расширенное заседание Коллегии Министерства иностранных дел Республики Казахстан».

2.https://www.megapolis.kz/art/V_dolgu_pered_rodinoy

3.https://www.caravan.kz/article/75091

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: