Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Конституция Республики Казахстан — основной закон Казахстана. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.
Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте.
В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.
10 марта 2017 года Президентом Республики Казахстан был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», позволяющие устанавливать в пределах Астаны особого правового режима в финансовой сфере (статья 3-1), предусмотрены основания лишения гражданства по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан (ч.3 ст. 10), дополнены требования к Президенту Республики Казахстан, а именно наличие высшего образования (ст. 41) и другие.
Наиболее значимые из них в плане распределения полномочий между президентом и парламентом.
«Правительство усилит свою самостоятельность и ответственность за принимаемые решения. Парламент же получит новые полномочия для контроля деятельности всех исполнительных органов, в том числе правительства», — отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев.
В документе отмечается, что центральным и местным госорганам всех уровней, а также местного самоуправления, принять меры для функционирования госаппарата в условиях расширенного объема полномочий и ответственности Парламента, Правительства и других ведомств. Кабинету министров предстоит оперативно проанализировать и оценить функциональную готовность центральных и местных исполнительных органов к работе с дополнительным объемом полномочий, принять меры для эффективного функционирования системы исполнительных органов в новых организационно-правовых условиях. Предстоит привести в соответствие ряд законов.
В своем ежегодном обращении к народу Казахстана, Глава государства отметил, что, «Программа реформ - это наш ответ на вопрос, в новом направлений пойдет Казахстан. Ответ ясный в сторону демократического развития».
При наличии вопросов, можно обратиться в Комитет технического регулирования и метрологии МИР РК или по территориальности в Департаменты.
Амантайқызы Айнұр,
Государственный инспектор города Астаны
по государственному контролю МИР РК
Департамент КТРМ по г. Астане