Лента новостей
0

Кайрат Мами: Мы не собираемся прикрывать судей, нарушающих закон и судейскую этику

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 27.11.2015 16:15 Zakon.kz
Судья обязан противостоять любым проявлениям коррупции и попыткам незаконного вмешательства в судебную деятельность.
В последнее время на наших судей стали меньше жаловаться, на них стало меньше возбуждаться дисциплинарных, уголовных дел, их меньше стали отправлять за решетку – об этом и другом читайте, пожалуйста, в интервью председателя Верховного суда Кайрата Мами специально для Zakon.kz.

Человеческие ресурсы - ключевой фактор повышения качества правосудия

- Кайрат Абдразакович, о коррупции в судах не говорит разве что ленивый. Как искоренить коррупцию среди судей и возможно ли это?

- Ни одно государство в мире не застраховано от коррупции и Казахстан не исключение. Но коррупцию можно минимизировать, с нею надо постоянно бороться, борьба с нею – важнейшая задача всего казахстанского общества. И в этом направлении мы двигаемся, государство много делает по укреплению верховенства права, наши суды многое делают по улучшению качества правосудия, формированию достойного судейского состава. В рамках Антикоррупционной стратегии Верховный суд разработал Комплексный план по противодействию коррупции в судебной системе. Все эти усилия не проходят даром, они дают результаты.

За последние пять лет в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума показатели нашей национальной судебной системы улучшились на 39 пунктов. По индексу «Независимость судебной системы» Казахстан добился значительного прогресса, заняв в данном отчете 72 место, что на 14 позиций выше по сравнению с прошлым годом.

На судей стали меньше жаловаться, на них стало меньше возбуждаться дисциплинарных, уголовных дел. Так, если в 2013 году к уголовной ответственности были привлечены 8 судей, то в 2014 – 3, а в этом году – 1. Конечно, здесь еще много работы, и мы перво-наперво стараемся устранить все условия и причины, провоцирующие коррупцию среди судей.

- Кстати, в начале года вы говорили, что эта работа будет проводиться поэтапно. На каких направлениях заточены ваши усилия?

- В первую очередь на подборе и подготовке судейских кадров, ужесточении требований к кандидатам в судьи. Парламент принял новый Закон «О Высшем судебном совете», где закреплен его статус как постоянно действующего независимого органа, создаваемого для обеспечения гарантий независимости судей и их неприкосновенности. Совет будет работать на постоянной основе. Его состав расширен за счет введения действующих судей и судей в отставке, авторитетных ученых-юристов и иностранных экспертов. Не менее половины членов ВСС будет составлять представители судейского сообщества.

Человеческие ресурсы мы считаем ключевым фактором повышения качества правосудия, поэтому и нацелены на формирование принципиально нового профессионального и нравственного облика судьи, ориентированного на служение обществу. Для этих целей начали модернизировать систему подготовки и повышения квалификации судей. Планируем внедрить дифференцированный целевой отбор кандидатов на обучение, практико-ориентированные образовательные программы по качественной прикладной профильной подготовке. Будут пересмотрены механизмы зачисления в магистратуру, введены квоты для наиболее подготовленных к работе судьи лиц и так далее.
Также вводится полиграфическое и психологическое тестирование кандидатов в судьи. С нового года заработает институт личного поручительства при их выдвижении. Усовершенствованы процедуры конкурсного отбора кандидатов в судьи, в том числе закреплена работа общественных советов по оценке их морально-нравственных качеств. То есть сейчас эффективность работы с кадровым резервом повышается на всех уровнях судебной системы, мы хотим, чтобы все это стало гарантом карьерного роста грамотных, добросовестных, честных судей.

Мы стоим на жесткой позиции в отношении нарушителей и общество должно знать об этом

- Что-то слишком вы нянчитесь с судьями, в конце концов, это взрослые люди и они сами должны заботиться о своей репутации, моральных и деловых качествах, а не надеяться на кого-то.

- Вы правы, престиж судейской карьеры должен быть в первую очередь заботой самих судей, которые обязаны вершить правосудие беспристрастно и в точном соответствии с законом. При этом судья не должен допускать никаких противоправных проступков, порочащих авторитет судебной власти. И в этом плане все принимаемые нами меры будут, в конечном счете, играть на повышение доверия населения к судам, прозрачности судебной деятельности, на обеспечение доступа к правосудию, укрепление его независимости и справедливости. Это главное условие системного противодействия коррупции в судебной системе, ключевой, можно сказать, показатель.

Готового рецепта как справиться с теми или иными негативными явлениями в судейской среде нет, но у нас есть множество успешных методов, которые уже внедрены и работают. Один из них – регулярный соцопрос среди общественности, граждан о качестве сегодняшних судебных услуг, внутренняя и внешняя оценка деятельности судов. Причем эти опросы ведет судейское сообщество совместно с независимыми экспертами, в том числе с участием ваших коллег-журналистов.

Полученная в ходе исследований информация помогает выявить не только проблемные места казахстанского правосудия, но и упреждает коррупционные проявления в судах. Согласитесь, эффективную политику противодействия коррупции можно выстроить лишь в том случае, если будешь правильно понимать проблему и ее масштабы, и в этом смысле соцопросы стали для нас настоящим барометром.

- Да, раньше наше общество периодически сотрясали громкие скандалы, связанные с уличением судей во взятках, а в последнее время, тфу-тьфу, таких потрясений не слышно…

- Вот вам и результат принимаемых нами мер, а вы говорите, что мы нянчимся с судьями (улыбается). В этом, конечно, большая заслуга Судебного жюри и комиссий по судейской этике, которые многое делают по ранней профилактике коррупционных проявлений и тут трудно переоценить их роль.

Мы стоим на жесткой позиции в отношении нарушителей и общество должно знать об этом. Допустим, уличенные в неблаговидных делах судьи несут ответственность по всей строгости закона, мы не собираемся их прикрывать. Два года назад в судах созданы службы по предупреждению коррупции, в обязанности которых входит своевременное выявление признаков профессиональной, моральной деградации судей, проведение ранних профилактических мероприятий по недопущению нарушений законности.

- Вообще странно слышать: судья и коррупция. Эти понятия абсолютно несовместимые, ведь судья – носитель судебной власти, а потому он должен быть гарантом прав и законных интересов, олицетворять правосудие и общество вправе требовать от них этого.

- Согласен. Государство предоставляет судье широкие права по вынесению решений, законодательно провозгласило их независимость, неприкосновенность, установило четкий порядок назначения и освобождения. Созданы максимальные условия для проявления высоких морально-этических, профессиональных качеств. Но нужно помнить, если судья при этом допустит какие-либо нарушения, то государство может лишить его статуса и имеет на то основания.

У нас не первый год функционирует институт дисциплинарной ответственности судей, который призван укреплять в судейских рядах правовой и нравственный порядок. В его основе лежат такие принципы, как законность, справедливость, неотвратимость, он имеет все механизмы правового регулирования. Речь идет о Судебном жюри. Кстати, согласно изменениям в Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей», Судебное жюри будет состоять из двух обособленных комиссий – профессиональной и дисциплинарной.

Руководители судов перестали давить на рядовых судей

- Что дает реформирование института дисциплинарной ответственности судей?

- Укрепляет независимость судей и устанавливает единую практику дисциплинарных взысканий, что было отмечено главой государства на последнем съезде судей страны. Сегодня руководство местных судов перестало давить на рядовых судей, более чем в три раза сократилось количество судей, привлекаемых к дисциплинарной ответственности. Возросла независимость судей. Вы спросите, как это стало возможным?

Во-первых, обстоятельства совершения дисциплинарного проступка стали рассматриваться более объективно, всесторонне. Во-вторых, повысились требования к представлениям областных судов о возбуждении дисциплинарного производства, а также подтверждающих материалов в отношении того или иного судьи, что практически исключает предвзятость со стороны председателя суда к судье. Что скрывать, иногда председатель пытается привлечь судью к дисциплинарной ответственности из-за каких-то разногласий, личностных моментов, такие вещи пресекаются на корню, и в этом плане Судебное жюри выступает как эффективный рычаг предупредительно-профилактической антикоррупционной деятельности.

- Судебное жюри свою задачу видит в карательных мерах?

- Ни в коей мере, это ошибочное мнение. Наказание должно иметь предупредительный характер для судьи, допустившего нарушение, и профилактическое воздействие на других его коллег. Анализ дисциплинарной практики и дисциплинарного взыскания лишь подтверждает правильность нашей позиции. Если в 2013 году к дисциплинарной ответственности были привлечены 56 судей, в 2014 – 52, то за десять месяцев этого года – 42. Это как раз результат профилактической работы среди судей. При этом общая численность судей в республики возросла на 450 человек.

Прекращение полномочий судьи - крайняя мера

- Сколько судей в этом году освобождены от должности из-за дисциплинарного проступка?

- Четыре, а в прошлом году было одиннадцать. Прекращение полномочий судьи мы считаем крайней мерой. Если судья допустил нарушение, но оснований для его освобождения от должности недостаточно, то ему в первый раз объявляется замечание или выговор. Это общепринятая практика, она соответствует соразмерности наказания, провозглашенной Европейской хартией о законе «О статусе судей». Но это не значит, что Судебное жюри проявляет лояльность, всепрощение к судьям, грубо нарушившим законность или нормы судейской этики. Наоборот, именно к таким проступкам применяются самые строгие меры дисциплинарного воздействия. К примеру, в прошлом году из одиннадцати решений об освобождении судьи от должности, семь были вынесены за нарушение норм судейской этики и четыре – за нарушение законности при рассмотрении дел.

- Не дублируют ли Комиссии по судейской этике функции Судебного жюри?

- У них разные функции. Комиссия по судейской этике это орган, который рассматривает все жалобы и только подтвержденные из них направляются на рассмотрение Судебного жюри. Эти комиссии (они есть во всех регионах – Т.Н.) следят за тем, чтобы судьи не нарушали профессиональную этику и строго соблюдали свои обязанности. В 2015 году в КСЭ поступили 214 обращений на действия судей, Из них рассмотрены по существу 147, полностью подтвердились доводы по 55, частично – 4. В том числе самой Комиссией по судейской этике в отношении 18 судей вынесено судейское порицание, в отношении 30 ограничились обсуждением. А дела на 11 судей направлены на рассмотрение в жюри, из которых 5 - получили выговор, 2 - замечания, от должности, как я уже сказал, освобождены 4.

- Были ли в этом году среди судей коррупционные преступления?

- К сожалению, этого избежать не удалось. Этой весной Департаментом по делам госслужбы и противодействию коррупции по Жамбылской области была задержана судья суда города Тараза Маделиева. Она потребовала взятку за отзыв протеста прокурора по делу о повторном лишении водительских прав, но протест рассматривался в областном суде, к которому Маделиева не имела никакого отношения. Получается, судья не только превысила свои должностные полномочия, но и обманула потерпевшего, заранее зная, что этот вопрос не в ее компетенции. Она была осуждена на 4 года.

Я уж не говорю о том, что эти вещи равноценны ЧП. Судьи не должны причинять ущерб престижу профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц, не должны нарушать Кодекс судейской этики. Они должны избегать любых личных, компрометирующих связей, которые могут навредить им, испортить репутацию, затронуть их честь и достоинство. То есть судья постоянно должен контролировать себя, ограничивать себя и не только на работе, но и за ее пределами, в быту. А если допустил нарушение, проигнорировал требования, то отвечай по всей строгости.

- На словах легко сказать, а как на деле?

- Со всей ответственностью заявляю, что сейчас спрос за нарушение судейской этики у нас очень строгий. В некоторых случаях судья может быть лишен должности. Одновременно мы повышаем требование и к самим Комиссиям по судейской этике, чтобы их работа проводилась открыто с приглашением представителей общественности и журналистов. Итоги своей деятельности рекомендуем озвучивать в СМИ, чтобы общество знало, какой судья какие нарушения допустил и что за это получил.

Приведу пример. Судья Балтабаев работал в районном суде города Шымкента. Летом он отмечал свой день рождение в ночном развлекательном клубе среди знакомых. В итоге его знакомые стали участниками неправомерных действий, которые закончились смертью человека. Это порочащий проступок, противоречащий судейской этике, и за это он ответил по всей строгости, поплатился работой, карьерой.

- Правда ли, что сейчас к судьям нельзя обращаться за помощью даже без предложения взятки, то есть просто попросить, чтоб он помог решить какой-нибудь их правовой спор, дошедший до суда.

- Совершенно верно. Собственно, такое требование и раньше было, но не всегда оно срабатывало, поэтому мы в последнее время ввели понятие «непроцессуальный контакт», за совершение которого судью привлекаем к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Должен сказать, что эти «непроцессуальные контакты» в большинстве своем совершаются по инициативе самих граждан или должностных лиц. Например, кто-то кого-то попросил обратиться с их проблемами к судье... Или сам обратился к знакомому судье с просьбой помочь ему решить судебный вопрос. Такие вещи квалифицируется нами как незаконное обращение к судье, которое может спровоцировать его на коррупционное действие, поэтому мы будем всячески пресекать подобные явления, законодательная поддержка у нас есть.

- Но ведь за дачу взятки и незаконное вмешательство в деятельность суда итак установлена уголовная ответственность.

- Да, но в данном случае речь идет о дисциплинарной ответственности судей и об административной ответственности тех людей, которые обращаются к судьям с просьбой помочь при рассмотрении их дел без предложения какого-либо вознаграждения. Раньше не была установлена грань между коррупционным преступлением и вот такими вот обращениями, понимаете? То есть для судьи законом были установлены границы его поведения, а для граждан и должностных лиц не были установлены, и они не несли никакой ответственности за такое обращение к судье.

При выполнении своих обязанностей, судьи могут подвергаться разного рода провокациям

- То есть вы сейчас делаете все, чтобы судьи боялись брать взятку, боялись выносить незаконные решения?

- Вы не совсем правильно понимаете. Повторяю, судья обязан противостоять любым проявлениям коррупции и попыткам незаконного вмешательства в судебную деятельность, ведь одно только правонарушение может подорвать веру в правосудие и бросить тень на весь судейский корпус. Но при этом судьи не должны бояться принимать законное решение, например, оправдательный приговор, опасаясь мнения общественности, что она будет обвинять его в заинтересованности.

Особо хочу отметить, что при выполнении своих обязанностей, судьи, бывает, подвергаются разного рода провокациям. Например, в мае этого года в Западном Казахстане по одному уголовному делу по факту нанесения смертельных телесных повреждений потерпевшему, к судье Чингирлауского районного суда подошел родственник подсудимых и предложил ей деньги за решение вопроса в их пользу. По заявлению судьи, правоохранительные органы задержали этого человека с поличным. Он предстал перед судом и осужден за попытку дачи взятки судье.

Хотел бы обратить ваше внимание вот еще на какое обстоятельство. В прошлом году, как я уже сказал, судейский корпус страны дополнительно получил 450 штатных единиц, которые полностью были перераспределены по районным и приравненным к ним судам. Таким образом, суды первой инстанции обновились на 25 процентов, такого у нас никогда раньше не было. К работе с каждым молодым судьей мы привлекали опытных судей в качестве их наставников. Председателей судов просим очень внимательно относиться к вновь назначенным судьям, с каждым из них составлять план работы. И мне сегодня приятно констатировать, что при таком увеличении количества судей, нарушения не возрастают, а, наоборот, уменьшаются и это факт.

- Говорят, в этом году будет расширен и состав Верховного суда. Это так?

- Да, по указу Президента, с нового года численность судей Верховного суда увеличится на 32 судьи, это связано с переходом к нам многих дел вместе с кассационной инстанцией и, естественно, нагрузка на высший судебный орган увеличится кратно. Недавно на заседании Высшего судебного совета были рассмотрены мои представления о рекомендации главе государства новых судей Верховного суда. Думаю, все кандидаты достойны, отбор осуществлялся самым тщательнейшим образом.

У нас действует резервная комиссия. С учетом текущей ситуации, дополнительно были созданы кадровые группы по отбору кандидатов на должность судьи Верховного суда, и они выезжали в регионы с целью собеседования и отбора будущих наших судей. В состав этих комиссий включены судьи Верховного суда, судьи в отставке и члены Высшего судебного совета. Таким образом, в отборе кандидатов принимал участие весь судейский корпус страны. Все они отбирались по профессиональным критериям – качеству отправления правосудия и составлению процессуальных документов. Также оценивались личностные качества, авторитет в коллективе и уровень общественного доверия. Большое внимание при этом уделялось итогам анонимного тестирования. В частности, всем судьям предлагалось назвать трех кандидатов, достойных на должность судьи Верховного суда, и обосновать свою позицию.

Все это позволило нам сформировать первичный кадровый резерв из 97 кандидатов. Из них 64 рассматривались на пленарном заседании Верховного суда. По итогам электронного голосования, 32 кандидата представлены на рассмотрение в Высший судебный совет. Конечно, последнее слово за Сенатом, но уже сегодня завершен первый этап этой большой работы.

Торгын Нурсеитова

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: