В первом полугодии 2025 года ВВП Казахстана вырос на рекордные 6,2% по сравнению с 3,2% годом ранее. На фоне ускорения экономической активности, более слабого курса тенге, низкой базы по КПН и НДС в связи с авансовыми платежами и возвратами экспортерам совокупные налоговые поступления по итогам первого полугодия 2025 года показали двухзначный рост (+11,2%), включая поступления в республиканский (+24,1%) и местные бюджеты (+13,9%).
Это позволило заметно улучшить исполнение годового плана по налоговым сборам до 45% по сравнению с 40% за аналогичный период прошлого года, говорится в обзоре аналитического центра АФК.
За январь-июнь 2025 года собрано 12,5 трлн тенге налогов в сравнении с показателем в 11,2 трлн тенге за аналогичный период 2024 года. Рост на 11,2%, или 1,3 трлн тенге.
Наибольший рост налогов отмечается в республиканском бюджете (РБ) на 1,3 трлн тенге. Из этого объема около 90% приходятся на поступления по КПН (+538 млрд тенге), НДС (+465 млрд тенге) и таможенной пошлине на нефть (+117 млрд тенге) за счет значительного увеличения ее добычи. Уточняется, что за шесть месяцев 2025 года добыто 49,9 млн тонн, что на 11,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Фото: АФК
В местные бюджеты (+514 млрд тенге) основной прирост приходится на акцизы (+75 млрд тенге), соцналог (+133 млрд тенге) и ИПН (+150 млрд тенге) на фоне роста заработных плат и ставки налога, расширения занятости и повышения деловой активности в сфере услуг. Отдельный вклад в прирост отчислений в местные бюджеты могли также внести меры по фискализации экономики, в том числе через ужесточение администрирования и цифровизацию налоговой отчетности.
"Однако поступления налогов значительно упали в Нацфонд (-22%, или 507 млрд тенге), главным образом приходящиеся на КПН (-389 млрд тенге) и долю РК по разделу продукции (-78 млрд тенге), что напрямую связано с более низкими ценами на нефть". Аналитический центр АФК
Расходная часть
Расходы РБ выросли на 12,1%, или 1,3 трлн тенге, где основной прирост приходится на соцпомощь и обеспечение (+311 млрд тенге), обслуживание долга (+263 млрд тенге) и трансферты (+219 млрд тенге).
В РБ не исполнены расходы еще на 1,1 трлн тенге, главным образом, из-за недофинансирования средств из бюджета, связанного с недостаточностью средств на контрольном счете наличности.
Расходы МБ выросли еще быстрее – на 21,6%, или 1,4 трлн тенге, где основной прирост обеспечили образование (+512 млрд тенге), ЖКХ (+251 млрд тенге) и приобретение финактивов (+164 млрд тенге).
Поскольку рост расходов опережает рост доходов, суммарные расходы (РБ+МБ) превысили доходную часть на 3 трлн тенге.
В обзоре также указано, что для финансирования дефицита бюджета и погашения займов привлечены новые займы на 3,4 трлн тенге (-387 млрд) при годовом плане привлечений 8,6 трлн тенге. Таким образом, годовой план исполнен на 40% (55% в первом полугодии 2024 года), что предполагает возможное увеличение объема заимствований в оставшиеся два квартала, полагают в АФК.
Фото: АФК
Вместе с тем условия заимствований ухудшились. Так, повышение базовой ставки до 16,5% привело к росту доходностей по ГЦБ на всей длине кривой, что повышает стоимость обслуживания долга. Дополнительным сдерживающим фактором может стать вступившее в силу налогообложение доходов по ГЦБ (10%), ранее освобожденных от налога. Это может ограничить интерес инвесторов к рынку госбумаг и усложнить планы по привлечению средств во втором полугодии.
В АФК добавили, что, согласно Прогнозу социально-экономического развития на 2025-2029 годы, дефицит госбюджета в текущем году составит 4 трлн тенге, но более низкие средние цены на нефть относительно текущего бюджетного ориентира и серьезное ускорение расходов (+18,8%) могут привести к его более высокому значению.
Это усиливает необходимость жесткого контроля за динамикой роста расходов и их общей эффективности, а также требует гибкости в управлении долговой нагрузкой. Но в то же время налоговая реформа, продолжающееся падение тенге и консолидация фискальной политики создают предпосылки для стабилизации бюджетной траектории в 2026 году, резюмируется в обзоре.
Ранее в Комитете государственных доходов (КГД) Министерства финансов (МФ) Казахстана разъяснили ключевые рекомендации по подготовке к налоговым проверкам.