Автопарки пообещали за тариф в 80 тенге повысить качество обслуживания пассажиров
Публичные слушанья по тарифу на проезд прошли во вторник, 5 ноября. В зале присутствовали перевозчики, общественники, чиновники и депутаты. А вот рядовых карагандинцев, которые ездят на работу на общественном транспорте, а не на служебной машине, почему-то не было. Видимо, поэтому с эмоциональными речами никто не выступал. Все задавали вопросы жестко и по существу. Первым допросу с пристрастием подвергся директор третьего автопарка Артур Григорян.
- Извините, я волнуюсь, - встав за трибуну, сказал он. - С момента повышения тарифа в 2010 году выросли цены на все составляющие себестоимости пассажирских перевозок: на топливо, запасные части, материалы и коммунальные услуги. В связи с этим уже к середине 2011 года назрел вопрос рассмотрения нового тарифа и субсидирования убытков. В связи с этим наш автопарк подготовил расчеты и передал их в акимат. У нас получился тариф 83 тенге. Теперь мы ждем рассмотрения.
Тут у перевозчика спросили, почему в расчет тарифа заложена максимальная, то есть 25-процентная, рентабельность? Ведь можно было взять по минимуму - 15 процентов. Или стоило сделать расчет, приняв во внимание среднюю прибыльность в 20 процентов. Особенно учитывая то, что подорожание проезда больно ударит по пенсионерам и студентам. Ведь для них с нового года повышения пенсий и стипендий не предусмотрено.
- Мы взяли эту рентабельность в связи с тем, что инфляция не стоит на месте, - ответил Артур Михайлович. - Но мы сделали расчеты и на 15-процентную, и на 20-процентную рентабельность. Так вот при 15 процентах у нас тариф составил 76 тенге, а при 20 процентах - 80 тенге.
Директору самого крупного автопарка задавали и другие неудобные вопросы, но на большинство из них онотвечал довольно расплывчато. В частности, общественник Юрий Гусаков спросил, сколько денег надо автопарку, чтобы он работал без убытков. Перевозчик конкретной суммы не назвал. Сказал только, что, «чтобы быть в плюсе», автопарку нужен тариф не ниже 80 тенге.
Следующим на трибуну вышел замдиректора автопарка №5 Владимир Иванов. Он пожаловался на то, что с предприятия бегут водители и кондуктора. За последнее время с работы уволилось почти 90 человек. Главная причина, уверяет перевозчик, это низкая зарплата. Водители получают в пятом автопарке 81 тысячу тенге в месяц, а кондуктора - всего 40 тысяч тенге.
- Раньше у нас регулярность была 93-95 процентов, а за последние девять месяцев она упала до 82-83 процентов, - заявил Владимир Иванов. - Это говорит о том, что качество перевозок сильно снизилось. Нам стыдно работать при такой регулярности и таком отношении водителей и кондукторов к пассажирам. Поэтому один из важнейших вопросов - это повышение качества обслуживания пассажиров. Он может решиться, только если вырастет зарплата водителей и кондукторов.
В конце публичных слушаний ни чиновники, ни депутаты итог не подводили. По словам секретаря маслихата Кабдыгали Оспанова, окончательного решения о тарифе еще нет. Экономисты пока делают расчеты. Но есть вероятность, что плату за проезд повысят не до 80, а, к примеру, до 65 тенге.
Елена Ульянкина